Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентовКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)
2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков
1.Электроэнцефалография
2.Исследование зрачкового рефлекса.
3.Выработка дыхательного условного рефлекса
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ
- условный рефлекс – шартты рефлекс – conditioned reflex
- безусловный рефлекс- шартсыз рефлекс – unconditioned reflex
- динамический стереотип - динамикалық стереотип–dynamicstereotype
- доминантное возбуждение-доминанттық қозу-dominant excitation
- реверберация-реверберация-reverberation
- конвергенция-конвергенция-convergence
- электроэнцефалография-электроэнцефалография-electro-encephalography
- комплексный условный рефлекс-кешенді шартты рефлекс- complex pavlovian reflex
- условные рефлексы I,II,III порядка- I,II,III дәрежелі шартты рефлекстер- pavlovian reflexes of I, II, III of order
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.
2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006
3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.
4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.
5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.
6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014
На англ.
1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall
2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.
2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.
Дополнительная:
1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.
2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г
3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г
4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.
5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр
Контроль:(вопросы, тесты, задачи и пр.)
1. Классификация условных рефлексов.
2. Правила выработки условных рефлексов.
3. Центры условных и безусловных рефлексов.
4. Механизмы образования временных связей.
5. Как выработать условный зрачковый рефлекс у человека?
6. Как выработать условный дыхательный рефлекс у человека?
7. Методика выработки двигательного оборонительного условного рефлекса у крысы.
8. Электроэнцефалография, частота и амплитуда ритмов ЭЭГ.
Тесты
1.Ритмы, возникающие на электроэнцефалограмме при воздействии световых и звуковых раздражений
1.альфа
2.+бета
3.дельта
4.тета
5.сигма
2.Ритмы, возникающие на электроэнцефалограмме при умственной работе
1.альфа
2.+бета
3.дельта
4.тета
5.сигма
3.Одним из правил выработки условного рефлекса является
1.подкрепление безусловного раздражителя условным
2.использование запредельного условного раздражителя
3.однократное сочетание условного и безусловного раздражителей
4.+неоднократное сочетание условного и безусловного раздражителей
5.использование равнозначных по биологическому значению раздражителей
5.НАИБОЛЕЕ характерным для условного рефлекса в отличие от безусловного является
1.видовой характер
2.прочность нервных связей
3.сложность организации рефлекторной дуги
4.+замыкание нервных связей на уровне коры
5.замыкание нервных связей в подкорковых центрах
6.Дельта-ритм характеризуется частотой
1.8-13 Гц
2.4-8 Гц
3.13 Гц и выше
4.+0,5 - 3,5 Гц
5.13-50 Гц
7.Главную роль в возникновении временных связей в коре играет следующий вид конвергенции
1.+сенсорно-биологическая
2.аксонально-сенсорная
3.мультибиологическая
4.мультисенсорная
5.проекционная
8.Условный рефлекс является безусловным подкреплением при выработке
1.+условного рефлекса второго порядка
2.условного рефлекса первого порядка
3.ориентировочного рефлекса
4.динамического стереотипа
5.инстинкта
9.ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
1.видовой
2.прочный
3.+временный
4.постоянный
5.врожденный
6.+приобретенный
7.+индивидуальный
10.БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ У ЧЕЛОВЕКА
1.легко теряются
2.легко приобретаются
3.+являются постоянными
4.+наследуются потомством
5.не наследуются потомством
6.являются индивидуальными
7.вырабатываются на любые раздражители
8.+вырабатываются на специфические раздражители
Тема № 17. Корковые торможение.Типы ВНД. I и II сигнальные системы. Речь. Функции речи. Физиологические механизмы памяти. Физиологические методики исследования высших психических функции.
Цель обучения:
1.Сформировать знания у студентово троможении в коре головного мозга, видах условного торможения.
2.Сформировать знания у студентов о типах ВНД у человека и животных.
3.Сформировать знания у студентов о I и II сигнальных системах организма.
4.Сформировать знания у студентов о физиологии памяти, видах, механизмах.
Задачи обучения:
1.Ознакомиться с прцессами торможения в коре головного мозга.
2.Ознакомиться с типами ВНД у человека и животных.
3.Ознакомиться с I и II сигнальных системах организма.
4.Ознакомиться с физиологией памяти, видах, механизмах.
Основные вопросы темы:
1. Локализация функций в коре головного мозга
2. Значение ассоциоативных зон.
3. В чем заключается системность в работе коры больших полушарии (динамический стереотип по И.П. Павлову)
4. Внешнее и внутренне корковое торможение, виды внутреннего торможения.
5. Типы ВНД у человека и животных.
6. Понятие о I и II сигнальных системах.
7. Память, виды, механизмы.
8. Межполушарная асимметрия.
9. Архитектура целостного поведенческого акта по П.К.Анохину
Методы обучения: комбинированный метод:
1.Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос).
2.Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
(Частная физиология. Методические указания для студентов Алматы-2007)
Исследование ВНД человека по речевой методике:
№1 – Ассоциативный эксперимент (стр.175, раб.№1)
№2 - Образование стереотипа (стр.176, раб. №2)
№3 - Переделка стереотипа (стр.176, раб.№3)
№4 – Запоминание материала , не имеющего смысла (стр.177, раб.№4)
№5 – Запоминание лиц, их имен и фамилий (стр.177, раб.№5)
№6–Исследование логической и механической памяти у студентов (стр.177-178, раб.№6)
3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Частная физиология»,таблицы с материалом для запоминания, учебные таблицы-стенды по «Физиологии ВНД», физиологический атлас.
4. Демонстрация анимационных роликов:
- механизм условного слюноотделительного рефлекса у собаки
- интерактивная характеристика рефлексов.
- условный рефлекс
Оценка знаний студента: