Тема № 12: Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция

Цель обучения:

1.Сформировать знания о физиологии обмена веществ и энергии, значении питания для организма и физиологических нормах питательных веществ.

2.Сформировать знания по физиологии терморегуляции.

Задачи обучения:

1.Ознакомиться с основами физиологии обменавеществ и энергии.

2.Понять сущность основных методов определения основного обмена.

3.Научиться рассчитывать должный основной обмен при помощи стандартных таблиц Гарриса-Бенедикта и проводить анализ оксиспирограммы.

4.Ознакомиться с физиологическими нормами питательных веществ, с понятием сбалансированное питание.

5.Обучиться методике составления пищевых рационов

6.Ознакомиться с основами физиологии терморегуляции.

7.Научиться проводить термометрию.

Основные вопросы темы:

1.Понятие об энергетическом обмене организма.

2.Основной обмен, его величина и факторы, её определяющие. Рабочий обмен.

3.Методы определения энергообмена организма.

4.Калорический коэффициент питательных веществ.

5.Физиологические нормы питательных веществ.

6.Понятие о рациональном и сбалансированном питании

7.Принципы состовления пищевых рационов.

8.Понятие о терморегуляции организма.Типы терморегуляции

9.Основные механизмы терморегуляции.

10.Виды химической и физической терморегуляции.

11.Темпратура тела человека и его частей

12.Регуляторные реакции,обеспечивающие постоянство терморегуляции

13.Потоотделение. Количество и состав пота.

14.Нейро-гуморальная регуляция потоотделения.

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос).

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

(Частная физиология. Методические указания для студентов Алматы-2007)

№1 - «Определение основного обмена методом оксиспирографии». (стр.107, раб.№1)

№2- «Вычисление должного основного обмена по таблицам» (стр.109, раб.№2)

№3- Составление пищевых рационов (стр.109-112, раб.№3).

№4 - Измерение температуры кожи электротермометром и медицинском термометром(стр.137-138, раб.№3)

№5 – Исследование потоотделения у человека по методу Минора (стр.135-136, раб.1)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Частнаяя физиология», оксиспирограммы, таблица Гарриса-Бенидикта, таблицы калорийности питательных веществ, учебные таблицы-стенды по «Физиологии обмена веществ, энергии и питанию», физиологический атлас, термометр учебные таблицы-стенды по «Физиологии терморегуляции и потоотделению», физиологический атлас.

4. Демонстрация заимствованные видеофильмы и анимационных роликов:

- расщепление белков, жиров и углеводов

- температура тела и терморегуляция

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ

1.Обмен веществ-зат алмасу-Metabolism

2.Обмен энергии-энергия алмасу-Exchange of energy

3.Основной обмен-негізгі алмасу-Basic exchange

4.Рабочий обмен-жұмыс алмасуы-Working exchange

5.Прямая калориметрия-тура калориметрия-Direct calorimetry

6.Непрямая калориметрия-жанама калориметрия-Indirect calorimetry

7.Дыхательный коэффициент-тыныс коэффициенті-Respiratory coefficient

8.Калорический коэффициент питательных веществ-қоректік заттардың калориялық коэффициенті-calorical coefficient of nutritives

9.Принципы составления пищевых рационов-тамақ рационын құру әдістері- Principles of drafting of food rations

10.Химическая терморегуляция-химиялық жылу реттелісі- Chemical termoregulation

11.Физическая терморегуляция-физикалық жылу реттелісі- Physical termoregulation

12.Конвекция-конвекция-Convection

13.Радиация-радиация-Radiation

14.Испарение-булану-Evaporation

15.Гомойотермные-жылықанды-Homoiothermal

16.Пойкилотермные-суыққанды-Echinosis

17.Тельца Руффини- Руффини денешіктері- Little bodies of Руффини

18.Потовые железы,их иннервация-тері бездерінің нервтелуі- Sweat-glands, their innervation

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006

3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.

5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014

На англ.

1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall

2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.

2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.

Дополнительная:

1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр

Оценка знаний студента:

Наши рекомендации