Тема № 12: Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
Цель обучения:
1.Сформировать знания о физиологии обмена веществ и энергии, значении питания для организма и физиологических нормах питательных веществ.
2.Сформировать знания по физиологии терморегуляции.
Задачи обучения:
1.Ознакомиться с основами физиологии обменавеществ и энергии.
2.Понять сущность основных методов определения основного обмена.
3.Научиться рассчитывать должный основной обмен при помощи стандартных таблиц Гарриса-Бенедикта и проводить анализ оксиспирограммы.
4.Ознакомиться с физиологическими нормами питательных веществ, с понятием сбалансированное питание.
5.Обучиться методике составления пищевых рационов
6.Ознакомиться с основами физиологии терморегуляции.
7.Научиться проводить термометрию.
Основные вопросы темы:
1.Понятие об энергетическом обмене организма.
2.Основной обмен, его величина и факторы, её определяющие. Рабочий обмен.
3.Методы определения энергообмена организма.
4.Калорический коэффициент питательных веществ.
5.Физиологические нормы питательных веществ.
6.Понятие о рациональном и сбалансированном питании
7.Принципы состовления пищевых рационов.
8.Понятие о терморегуляции организма.Типы терморегуляции
9.Основные механизмы терморегуляции.
10.Виды химической и физической терморегуляции.
11.Темпратура тела человека и его частей
12.Регуляторные реакции,обеспечивающие постоянство терморегуляции
13.Потоотделение. Количество и состав пота.
14.Нейро-гуморальная регуляция потоотделения.
Методы обучения: комбинированный метод:
1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,
устный опрос, письменный опрос).
2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
(Частная физиология. Методические указания для студентов Алматы-2007)
№1 - «Определение основного обмена методом оксиспирографии». (стр.107, раб.№1)
№2- «Вычисление должного основного обмена по таблицам» (стр.109, раб.№2)
№3- Составление пищевых рационов (стр.109-112, раб.№3).
№4 - Измерение температуры кожи электротермометром и медицинском термометром(стр.137-138, раб.№3)
№5 – Исследование потоотделения у человека по методу Минора (стр.135-136, раб.1)
3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Частнаяя физиология», оксиспирограммы, таблица Гарриса-Бенидикта, таблицы калорийности питательных веществ, учебные таблицы-стенды по «Физиологии обмена веществ, энергии и питанию», физиологический атлас, термометр учебные таблицы-стенды по «Физиологии терморегуляции и потоотделению», физиологический атлас.
4. Демонстрация заимствованные видеофильмы и анимационных роликов:
- расщепление белков, жиров и углеводов
- температура тела и терморегуляция
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ
1.Обмен веществ-зат алмасу-Metabolism
2.Обмен энергии-энергия алмасу-Exchange of energy
3.Основной обмен-негізгі алмасу-Basic exchange
4.Рабочий обмен-жұмыс алмасуы-Working exchange
5.Прямая калориметрия-тура калориметрия-Direct calorimetry
6.Непрямая калориметрия-жанама калориметрия-Indirect calorimetry
7.Дыхательный коэффициент-тыныс коэффициенті-Respiratory coefficient
8.Калорический коэффициент питательных веществ-қоректік заттардың калориялық коэффициенті-calorical coefficient of nutritives
9.Принципы составления пищевых рационов-тамақ рационын құру әдістері- Principles of drafting of food rations
10.Химическая терморегуляция-химиялық жылу реттелісі- Chemical termoregulation
11.Физическая терморегуляция-физикалық жылу реттелісі- Physical termoregulation
12.Конвекция-конвекция-Convection
13.Радиация-радиация-Radiation
14.Испарение-булану-Evaporation
15.Гомойотермные-жылықанды-Homoiothermal
16.Пойкилотермные-суыққанды-Echinosis
17.Тельца Руффини- Руффини денешіктері- Little bodies of Руффини
18.Потовые железы,их иннервация-тері бездерінің нервтелуі- Sweat-glands, their innervation
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.
2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006
3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.
4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.
5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.
6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014
На англ.
1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall
2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.
2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.
Дополнительная:
1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.
2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г
3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г
4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.
5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр
Оценка знаний студента: