Тема №5: Рефлекторная деятельность ЦНС. Спинномозговые рефлексы
Цель обучения:Сформировать знания о закономерностях рефлекторной деятельности ЦНС и видам спинномозговых рефлексов.
Задачи обучения:
1.Ознокомиться с понятиями рефлекс, рефлекторная дуга, кольцо.
2.Освоить основные методы получения спинномозговых рефлексов человека и животных.
Основные вопросы темы:
1.Строение и виды нейронов.
2.Спинной мозг. Строение и функции спинного мозга.
3.Рефлекс, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.
4.Классификация рефлексов.
5.Межнейрональные синапсы, их виды и строение.
6.Спинномозговые рефлексы человека: коленный, локтевой, ахиллов, локализация их центров.
7.Спинномозговые экстероцептивные рефлексы лягушки.
8.Анализ рефлекторной дуги защитных двигательных спинномозговых рефлексов.
9.Определение времени рефлекса по Тюрку.
Методы обучения: комбинированный метод:
1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,
устный опрос, письменный опрос)
2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
(Общая физиология. Методические указания для студентов Алматы-2006)
№1 - Спинномозговые проприоцептивные рефлексы человека. (стр.39, раб.№1)
№2- Экстероцептивные рефлексы лягушки (стр.41, раб.№2)
№3- Определение времени рефлекса по Тюрку (стр.43, раб.№4)
№4 - Анализ рефлекторной дуги (стр.43, раб.№3)
3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», неврологический молоточек, лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, растворы серной кислоты и физ.раствор, учебные таблицы-стенды по «Физиологии ЦНС», физиологический атлас.
Сценарий проведения и аннотация прилагаются.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ
1. Рефлекс, рефлекторная дуга-рефлекс,рефлекстік доға- reflex, reflex arc
2. Рефлекторное кольцо-рефлекстік шеңбер- reflex ring
3. Обратная афферентация (обратная связь)-кері байланыс – return afferentation- feed back
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.
2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006
3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.
4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.
5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.
6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014
На англ.
1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall
2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.
2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.
Дополнительная:
1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.
2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г
3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г
4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.
5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентовКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)
2.Компетенция «практические работы и навыки» - Проверка усвоения навыков
-Получениесухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)
Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)
1.Строение и виды нейронов.
2. Рефлекс, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.
3. Классификация рефлексов.
4. Спинномозговые рефлексы человека и животных.
Тесты
1.С помощью какого компонента рефлекторной дуги, осуществляется передача импульсов от афферентного нейрона к эфферентному?
1.+вставочный нейрон
2.чувствительный нейрон
3.двигательный нейрон
4.рецептор
5.эффектор
2.Локализация вставочного нейрона метасимпатической нервной системы
1.+внутри органа
2.спинной мозг
3.продолговатый мозг
4.промежуточный мозг
5.кора
3.Время рефлекса - это время
1.действия тока силой в одну реобазу, вызывающее возбуждение
2.действия тока силой в две реобазы, вызывающее возбуждение
3.раздражения рецепторов
4.от начала раздражения до окончания ответной реакции
5.+с момента нанесения раздражения до начала ответной реакции
4.Медиатором тормозных клеток является
1.ацетилхолин
2.адреналин
3.норадреналин
4.дофамин
5.+гамма- амино масляная кислота
5.В составе рефлекторной дуги соматического рефлекса отсутствует
1.рецептор
2.афферентное нервное волокно
3.+преганглионарное волокно
4.вставочный нейрон
5.эфферентное нервное волокно
6.Структурно-функциональная единица ЦНС
1.ацинус
2.гепатоцит
3.+нейрон
4.нефрон
5.гландулоцит
7.Нейроны, участвующие в осуществлении локтевого рефлекса, локализуются в спинном мозге на уровне сегментов
1.II-III шейных
2.V-VI шейных
3.+IV-V шейных
4.I-II грудных
5.VII шейном и I грудном
8.Рефлекторная дуга коленного рефлекса замыкается на уровне сегментов спинного мозга
1.III-IV грудного
2.V-VI шейных
3.XII грудного и I поясничного
4.+III-IV поясничных
5.I-III поясничных
9.Рефлекторная дуга замыкается в рефлекторном кольце
1.афферентным синтезом
2.акцептором действия
3.программой действия
4.+обратной афферентацией
5.обстановочной ориентацией
10.СПИННОМОЗГОВЫЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ЧЕЛОВЕКА
1.+коленный
2.+ахиллов
3.висцеро-висцеральный
4.удаления раздражителя
5.дермовисцеральный
6.удаления от раздражителя