Тема №6 : Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Нервный центр, свойства нервных центров. Процессы торможения в ЦНС

Цель и задачи обучения:

1.Ознакомиться со свойствами нервных центров и координационной деятельностью ЦНС.

2.Понять механизм центрального торможения в опыте И.М. Сеченова.

3.Наблюдать в эксперименте получение доминанты охватывательного рефлекса у лягушки, суммацию возбуждения.

Основные вопросы темы:

1.Понятие о нервном центре.

2.Особенности проведения возбуждения нервных центорах.

3.Торможение в ЦНС. Виды торможения.

4.Механизмы координационной деятельности ЦНС.

5.Методика проведения и получение последовательной и пространственной суммации.

6.Методика проведения опыта И.М. Сеченова по центральному торможению.

7.Методика проведения и получения доминанты разгибательного и охватывательного рефлекса у лягушки.

8.Методика проведения и получение иррадиации возбуждения по спинному мозгу.

Методы обучения и преподавания:

1.Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2.Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

(Общая физиология. Методические указания для студентов Алматы-2006)

№1.Получение временной и пространственной суммации (стр.47,раб.№ 3 )

№2.Центральное торможение спинномозговых рефлексов. Опыт И.М. Сеченова (стр.46, раб.№ 1)

№3.Получение доминантного возбуждения центра разгибательного рефлекса и центра охватывательного рефлекса у лягушки (стр.48, раб.№ 4)

№4.Иррадиация возбуждения по спинному мозгу (стр.47, раб.№2)

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ

1.Окклюзия–бітелу – occlusion

2.Суммация,виды-жинақталу түрлері-Summation, types

3.Общий конечный путь-соңғы жалпы жол – common final pathway

4.Реципрокное торможение-ілеспелі тежелу – reciprocal inhibition

5.Доминантное возбуждение-доминанттық қозу-dominant excitation

6.Торможение в ЦНС -ОЖЖ-дағы тежелу -Inhibition in the CNS

7.Постсинаптическое торможение-постсинапстық тежелу-postsynaptic inhibition

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006

3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.

5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014

На англ.

1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall

2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.

2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.

Дополнительная:

1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентовКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)

2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

-Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)

Контроль:(вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Свойства нервных центров.

2. Особенности распространения возбуждения в ЦНС

3. Торможение в ЦНС, виды торможения

4. Механизмы координационной деятельности ЦНС

5. Особенности распространения возбуждения в ЦНС

Тесты

1.Нервный центр

1.повышает выделение эффекторных гормонов

2.+регулирует функции организма

3.передает генетическую информацию

4.повышает интеллект

5.подавляет выделение тропных гормонов

2.Вид конвергенции

1.+мультисенсорная

2.индукция

3.проторение пути

4.утомление нервных центров

5.лабильность

3.Механизм пресинаптического торможения

1.реполяризация

2.гиперполяризация

3.+стойкая деполяризация

4.следовая гиперполяризация

5.следовая деполяризация

4.Механизм постсинаптического торможения

1.реполяризация

2.+гиперполяризация

3.стойкая деполяризация

4.стойкая гиперполяризация

5.следовая деполяризация

5.Механизм пессимального торможения

1.реполяризация

2.гиперполяризация

3.+стойкая деполяризация

4.следовая гиперполяризация

5.следовая деполяризация

6.Последействие объясняется

1.укорочением потенциала действия

2.+нейронной ловушкой

3.укорочением следовой гиперполяризации

4.укорочением следовой деполяризации

5.локальным ответом

7.Наведение противоположного процесса – это

1.суммация

2.окклюзия

3.последействия

4.+индукция

5.иррадиация

8.При раздражении кожи голени несколькими последовательными подпороговыми импульсами наблюдается

1.доминантное возбуждение

2.+последовательная суммация

3.пространственная суммация

4.окклюзия

5.реципрокное торможение

9.СВОЙСТВА ДОМИНАНТНОГО ЦЕНТРА

1.+повышенная возбудимость

2.+стойкая возбудимость

3.тормозит другие центры

4.отсутствие суммаций

5.проторение пути

6.низкая лабильность

10.КООРДИНИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦНС ОБЕСПЕЧИВАЮТ

1.+иррадиация

2.суммация

3.+индукция

4.конвергенция

5.дивергенция

6.окклюзия

Наши рекомендации