Тема №6 : Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Нервный центр, свойства нервных центров. Процессы торможения в ЦНС
Цель и задачи обучения:
1.Ознакомиться со свойствами нервных центров и координационной деятельностью ЦНС.
2.Понять механизм центрального торможения в опыте И.М. Сеченова.
3.Наблюдать в эксперименте получение доминанты охватывательного рефлекса у лягушки, суммацию возбуждения.
Основные вопросы темы:
1.Понятие о нервном центре.
2.Особенности проведения возбуждения нервных центорах.
3.Торможение в ЦНС. Виды торможения.
4.Механизмы координационной деятельности ЦНС.
5.Методика проведения и получение последовательной и пространственной суммации.
6.Методика проведения опыта И.М. Сеченова по центральному торможению.
7.Методика проведения и получения доминанты разгибательного и охватывательного рефлекса у лягушки.
8.Методика проведения и получение иррадиации возбуждения по спинному мозгу.
Методы обучения и преподавания:
1.Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,
устный опрос, письменный опрос)
2.Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
(Общая физиология. Методические указания для студентов Алматы-2006)
№1.Получение временной и пространственной суммации (стр.47,раб.№ 3 )
№2.Центральное торможение спинномозговых рефлексов. Опыт И.М. Сеченова (стр.46, раб.№ 1)
№3.Получение доминантного возбуждения центра разгибательного рефлекса и центра охватывательного рефлекса у лягушки (стр.48, раб.№ 4)
№4.Иррадиация возбуждения по спинному мозгу (стр.47, раб.№2)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ И АНГ.ЯЗ
1.Окклюзия–бітелу – occlusion
2.Суммация,виды-жинақталу түрлері-Summation, types
3.Общий конечный путь-соңғы жалпы жол – common final pathway
4.Реципрокное торможение-ілеспелі тежелу – reciprocal inhibition
5.Доминантное возбуждение-доминанттық қозу-dominant excitation
6.Торможение в ЦНС -ОЖЖ-дағы тежелу -Inhibition in the CNS
7.Постсинаптическое торможение-постсинапстық тежелу-postsynaptic inhibition
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.
2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006
3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.
4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.
5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.
6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014
На англ.
1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall
2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.
2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.
Дополнительная:
1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.
2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г
3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г
4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.
5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентовКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)
2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков
-Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)
Контроль:(вопросы, тесты, задачи и пр.)
1. Свойства нервных центров.
2. Особенности распространения возбуждения в ЦНС
3. Торможение в ЦНС, виды торможения
4. Механизмы координационной деятельности ЦНС
5. Особенности распространения возбуждения в ЦНС
Тесты
1.Нервный центр
1.повышает выделение эффекторных гормонов
2.+регулирует функции организма
3.передает генетическую информацию
4.повышает интеллект
5.подавляет выделение тропных гормонов
2.Вид конвергенции
1.+мультисенсорная
2.индукция
3.проторение пути
4.утомление нервных центров
5.лабильность
3.Механизм пресинаптического торможения
1.реполяризация
2.гиперполяризация
3.+стойкая деполяризация
4.следовая гиперполяризация
5.следовая деполяризация
4.Механизм постсинаптического торможения
1.реполяризация
2.+гиперполяризация
3.стойкая деполяризация
4.стойкая гиперполяризация
5.следовая деполяризация
5.Механизм пессимального торможения
1.реполяризация
2.гиперполяризация
3.+стойкая деполяризация
4.следовая гиперполяризация
5.следовая деполяризация
6.Последействие объясняется
1.укорочением потенциала действия
2.+нейронной ловушкой
3.укорочением следовой гиперполяризации
4.укорочением следовой деполяризации
5.локальным ответом
7.Наведение противоположного процесса – это
1.суммация
2.окклюзия
3.последействия
4.+индукция
5.иррадиация
8.При раздражении кожи голени несколькими последовательными подпороговыми импульсами наблюдается
1.доминантное возбуждение
2.+последовательная суммация
3.пространственная суммация
4.окклюзия
5.реципрокное торможение
9.СВОЙСТВА ДОМИНАНТНОГО ЦЕНТРА
1.+повышенная возбудимость
2.+стойкая возбудимость
3.тормозит другие центры
4.отсутствие суммаций
5.проторение пути
6.низкая лабильность
10.КООРДИНИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦНС ОБЕСПЕЧИВАЮТ
1.+иррадиация
2.суммация
3.+индукция
4.конвергенция
5.дивергенция
6.окклюзия