По теме «Нервная система»

Задача № 1.

У ребенка сходящееся косоглазие.

Задания:

1. Какие черепные нервы обеспечивают движения глазных яблок? Назовите их. Укажите место выхода из черепа.

2. Объясните зоны иннервации этих нервов.

3. Какой нерв поврежден?

Задача № 2.

У больного после воспаления седалищного нерва наступило осложнение в виде паралича задней группы мышц бедра.

Задания:

1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах седалищный нерв.

2. В каком сплетении он образуется?

3. Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы бедра задней группы

4. Какие нарушения в движении нижней конечности будут сопровождать данное осложнение?

Задача № 3.

Мальчик, больной детским церебральным параличом, поперхивается во время еды глотательные движения затруднены, отсутствует вкусовая чувствительность в задней трети языка.

Задания:

1. Какой нерв поражен? Назовите и покажите его на плакатах и муляжах.

2. Назовите ядра данного нерва, место выхода его из черепа, ветви и зоны иннервации.

3. Какие еще черепные нервы участвуют в иннервации языка, обеспечивая чувствительность и движения?

Задача № 4.

У больного воспаление лицевого нерва привело к сглаживанию носогубной складки справа.

Задания:

1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах ядра лицевого нерва, место выхода из черепа, основные ветви.

2. Назовите отличия мимической мускулатуры лица от жевательной.

3. Назовите и покажите на таблицах и муляжах мимические мышцы, пораженные у больного.

Задача № 5.

У больного выявлен паралич всех наружных мышц глаза, за исключением латеральной прямой и верхней косой. Признаки расстройства парасимпатической иннервации глаза отсутствуют.

Задания:

1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах наружные мышцы глаза.

2. Назовите черепные нервы, обеспечивающие движения глазных яблок.

3. Какой нерв или нервы поражены у больного?

Задача № 6.

У больного с переломом основания черепа, линия которого проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние. Кроме того, отмечено истечение какой-то жидкости из полости носа.

Задания:

1. Назовите и покажите на черепе кости, участвующие в образовании передней черепной ямки.

2. Почему у больного при описанном повреждении нарушено обоняние? Дайте анатомическое обоснование.

3. Какая жидкость вытекает из полости носа и с чем связано ее истечение?

Задача № 7.

Человек погиб в результате автомобильной катастрофы. На вскрытии выявлено повреждение вещества спинного мозга на уровне третьего и четвертого шейных сегментов. Было высказано предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточность.

Задания:

1. Покажите на плакатах и муляжах строение спинного мозга. Дайте пояснения.

2. Является ли предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточность, анатомически обоснованным?

3. При повреждении, каких еще отделов ЦНС возможна остановка дыхания?

Задача № 8.

При удалении зубов нижней челюсти вместе с их обезболиванием теряется тактильная чувствительность слизистой оболочки языка и нижней губы.

Задания:

1. Назовите и покажите на таблицах и муляжах нерв, обеспечивающий чувствительность зубов нижней челюсти.

2. Почему при обезболивании теряется тактильная чувствительность слизистой оболочки языка и нижней губы?

3. Назовите и покажите на плакатах виды сосочков языка.

4. Нервные окончания каких сосочков выключаются при обезболивании?

Задача № 9.

В травматологическое отделение доставлен пострадавший после уличной травмы, который слышит устную речь, но не понимает ее содержания.

Задания:

1. Поясните строение коры головного мозга.

2. Укажите, какая проекционная зона коры головного мозга пострадала у больного?

3. Назовите другие проекционные зоны коры.

Задача № 10.

У пострадавшего, доставленного без сознания в хирургическое отделение с травмой основания черепа, врачи установили резкое падение кровяного давления и замедление дыхания.

Задания:

1. Покажите на черепе основание и назовите кости его образующие.

2. Назовите и покажите на плакатах и муляжах отделы головного мозга.

3. Поясните выполняемые отделами головного мозга функции

4. Поражение каких отделов головного мозга может быть связано с нарушением указанных функций?

Задача № 11.

При прыжке в водоем человек ударился головой о дно. После этого почувствовал резкую боль в позвоночнике и отсутствие активных движений верхних и нижних конечностей. Кроме того, нарушилась чувствительность на уровне плечевого пояса и ниже.

Задания:

1. Покажите на скелете и муляжах положение спинного мозга

2. Поясните строение спинного мозга.

3. На каком уровне произошло повреждение вещества спинного мозга?

4. Почему у пострадавшего нарушилась и двигательная активность, и чувствительность?

Задача № 12.

У больного, после перелома тазовой кости со смещением, пропала чувствительность кожи латеральной поверхности бедра.

1. Задания:

2. Покажите на скелете тазовые кости и поясните их строение

3. Назовите и покажите на плакатах и муляжах сплетения, иннервирующие нижнюю конечность.

4. Повреждение, какого нерва можно заподозрить?

5. Назовите источники образования сплетений, нервы и зоны иннервации.

Наши рекомендации