По теме «Сердечно - сосудистая система»
Задача № 1.
Во время операции при вскрытии пораженных костных ячеек сосцевидного отростка черепа у ребенка с гнойным воспалением среднего уха возникло сильное венозное кровотечение.
Задания:
1. Назовите и покажите на муляжах поврежденную кость черепа
2. Назовите части этой кости
3. Объясните особенности венозного оттока из полости черепа.
4. Какой венозный синус черепа оказался поврежденным при оперативном вмешательстве?
Задача № 2.
У ребенка при обследовании обнаружена недостаточность клапанов аорты (полулунные клапаны не полностью закрывают устье аорты).
Задания:
1. Покажите на муляже сердца клапан аорты и объясните его строение
2. Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка.
3. Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка у данного больного.
Задача № 3.
Больному мужчине необходимо введение лекарственного препарата в венозное русло.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах поверхностные и глубокие вены верхней конечности
2. Какую поверхностную вену верхней конечности целесообразно использовать медицинской сестре для указанной манипуляции?
Задача № 4.
У ребенка при обследовании обнаружена недостаточность митрального клапана (митральный клапан не полностью закрывают левое предсердно - желудочкового отверстия).
Задания:
1. Покажите на муляже сердца митральный клапан и объясните его строение
2. Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка.
3. Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка у данного больного.
Задача № 5.
У больного выявлены симптомы недостаточности кровоснабжения шейного отдела спинного мозга и ствола головного мозга.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах артерии, участвующие в кровоснабжении головного мозга.
2. При патологических изменениях, каких артерий могут возникать подобные состояния? Дайте анатомическое обоснование.
3. Назовите и покажите на муляжах отделы, образующие ствол головного мозга.
Задача № 6.
Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне яремного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим:
Задания:
1. Покажите на черепе яремное отверстие и назовите кость, на которой оно находится
2. Назовите сосуды и нервы, проходящие через яремное отверстие
3. Объясните физиологическую роль названных образований.
4. Какие нарушения возникнут при повреждении?
Задача № 7.
Перелом I ребра со смещением костных отломков способствовал повреждению подключичной артерии и кровотечению.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах подключичную артерию.
2. Поясните топографию подключичных артерий справа и слева.
3. Назовите ветви подключичных артерий и зоны их кровоснабжения.
4. Анатомически обоснуйте оказание помощи при кровотечении из подключичных артерий.
Задача № 8.
У больного обнаружена опухоль печени, которая сдавливает воротную вену.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах воротную вену. Поясните особенности кровоснабжения печени.
2. Почему у больного резко расширены вены пищеводного венозного сплетения?
3. Следует ли назначить больному обследование прямокишечных вен?
Задача № 9.
У больного при обработке раны шеи, локализующейся внизу/слева вблизи венозного угла, хирург обратил внимание на истечение жидкости, напоминающей лимфу.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах сосуды, образующие левый венозный угол.
2. О вероятности повреждения, какого образования должен помнить хирург? Дайте анатомическое обоснование
3. Из каких областей тела оттекает лимфа в данное образование?
Задача № 10.
У больного развился тромбоз верхней брыжеечной артерии.
Задания:
1. Найдите и покажите на скелете верхнюю брызжеечную артерию. Укажите ее источник и топографию
2. Назовите механизмы тромбообразования.
3. Какие органы могут в результате этого пострадать вплоть до появления некротических изменений (омертвения тканей)? Дайте анатомическое обоснование.
Задача № 11.
При пальпации верхушечного толчка врачом установлено, что верхушка сердца располагается в пределах анатомической нормы. При аускультации (выслушивание тонов сердца при помощи фонендоскопа) в области верхушки сердца врач отметил, что поражения клапана нет.
Задания:
1. Покажите на скелете границы сердца. Где в норме располагается проекция верхушки сердца на переднюю грудную стенку?
2. Какой клапан сердца выслушивается в области его верхушки?
3. Покажите на муляже и поясните строение.
4. В чем заключаются особенности миокарда желудочков?
Задача № 12.
При обследовании пациента зафиксировано усиление работы сердца, ускорение его ритма.
Задания:
1. Какая вегетативная иннервация преобладает при описанной картине?
2. Какие нервы принимают участие в иннервации сердца?
3. Назовите гормоны, вызывающие учащение сердечного ритма.
Задача № 13.
При выслушивании клапана аорты врач обнаружил нормальную аускультативную картину.
Задания:
1. Назовите внешние проявления деятельности сердца
2. Что Вы знаете о тонах сердца и их образовании?
3. Где располагается проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки? Покажите на скелете.
4. Где проводится выслушивание клапана аорты?
Задача № 14.
Больному ребенку назначено введение лекарственного вещества в подключичную артерию.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах подключичную артерию.
2. Назовите и покажите на плакатах и муляжах ветви подключичной артерии и назовите зоны кровоснабжения.
3. Назовите и покажите на скелете кости плечевого пояса и грудной клетки.
4. Соотнесите сосуды подключичной области с костными образованиями.
Задача № 15.
При обследовании молочной железы у женщины обнаружено опухолевидное уплотнение верхнелатеральной области органа.
Задания:
1. Опишите ток лимфы от обозначенной области.
2. Поясните строение лимфатического узла и выполняемые функции.
3. Какие лимфатические узлы следует исследовать в первую очередь?