Методы исследования функции почек см. так же стр 69, раб. „

Методы оценки величниы фильтрации, реабсорбции и секреции

См.пособие «Методы исследования физиологических функций» стр 67, раб. №53

Б) Расчет коэффициента очищения (клиренса). Способность почек очищать кровь от ряда циркулирующих в ней веществ носит название геморенального клиренса. Клиренс любого вещества соответствует объему плазмы, очищенной почками от данного вещества в единицу времени. Для определения клиренса надо знать концентрацию данного вещества в крови и моче при одновременном учете диуреза за определенный промежуток времени.

Его формула:

U * V

С=---------------------

Р

где С-клиренс, U -концентрация вещества в моче, Р -концентрация вещества в плазме,

V -минутный объем диуреза.

Коэффициент очищаемых веществ, выделяемых только или преимущественно с помощью фильтрации в клубочках и нереабсорбируемые в канальцах дает возможность судить о фильтрационной функции почек. Таким веществом является инулин (полисахарид фруктозы с молекулярным весом 5000). Его клиренс равен-125 мл/мин. Коэффициент очищения инулина принимают: за меру или стандарт фильтрации. Если какого либо вещества больше 125мл/мин, значит данное вещество выделяется не только путем фильтрации в клубочках, но и путем секреции в канальцах (например: диодраст выводится путем секреции, его С=700 мл/мин). Это дает возможность судить о величине почечного кровотока и секреторной способности канальцев почек. Если “С” какого либо вещества меньше 125 мл/мин. значит какая-то часть ее после фильтрации в клубочках обратно всасывается (реабсорбируется) в канальцах ( например: глюкоза С=0 мл/мин).

Расчет фильтрационно-реабсорбционной функции почек производится по эндогенному креатинину и инулину по следующей схеме:

1. Определить объем фильтрации креатинина по формуле:

Uкр

Fкр= ----------------*V, где U-концент. креатинина в моче, Р-в плазме,

Ркр

V-минутный диурез

2.Рассчитать объем реабсорбции креатинина в канальцах:

Fкр-V

Rкр= ------------------------*100%

Fкр

В норме фильтрация креатинина равна 100 мл/ мин ( Е.М.Тареев 1950), реабсорбция в норме равна 97-99.

Задача: определить фильтрационно-реабсорбционную функцию почек по следующим данным эндогенного инулина и креатинина:

1.Ркр=0,001 мг/%: Uкр= 0,075 мг/ % : V=1,6 мл/ мин

2. Рин= 0,095 мг/% Uин=2,76 мг/%: V=4,2 мл/мин

Полученные результаты сравните с нормой.

Методы исследования функции почек см. так же стр 69, раб. №54

6. Литература:

Основная:

На русском языке:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

6. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник.- М., 2006. – 696 с.

7. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной,иллюстрированный): учебное пособие.- М., 2007.- 520 с.

8. .Яковлев В.Н.; и соав.Методы исследования физиол. функции.Воронеж 1991

9. Глебовский В.Д. Физиология плода и детей. М.: «Медицина», 1988- 223 с.

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Практикум по норм.физиологии. Ред. В.И.Торшин 2004

На английском языке:

1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders compan

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Тема 2:Нейрогуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения. Роль нервной системы и гормонов. Возрастные особенности.

2. Цель: объяснить физиологические процессы, регулирующие образование и выделение мочи в зависимости от возраста, роль нервной системы и гормонов, роль почек в поддержании азотистого баланса, осмотического давления, рН крови, объема крови, регуляции системного артериального давления.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- нервную регуляцию мочеобразования

- гуморальную регуляцию мочеобразования

- нейрогуморальную регуляцию мочеиспускания

Студент должен уметь:

-определить значение почек в поддержании гомеостатических показателей внутренней среды организма

-объяснить основные механизмы регуляции выделения.

4. Основные вопросы темы:

1. Симпатическая и парасимпатическая регуляция мочеобразования

2. Гуморальная регуляция мочеобразования, роль гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.)

3. Роль почек в поддержании азотистого баланса, осмотического давления, рН крови, объема крови.

4. Регуляция системного артериального давления.

5. Функции чашечно-лоханочной системы, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

6. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Возрастные особенности.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ

1) Влияние водной нагрузки на диурез и антидиуретическое действие питуитрина. Работа проводится в виде демонстрации. Опыт проводят на 4 белых мышах. Внутрибрюшинно всем мышам вводят 1,5 мл 0,3% р-ра NaCI в качестве водной нагрузки. Одним из этих мышей вводят питуитрин ( по 0,02 МЕ на г веса). Если в 1 мл р-ра содержится 5 МЕ питуитрина мышке с массой 20 г надо ввести 0,08 мл, мышей сажают под отдельные воронки с ватой и через час измеряют диурез по изменению массы подстилки ( подробно см.4-84-115). Результаты занесите в таблицу и сделайте выводы.

животные условие опыта исходный вес ваты вес ваты ч/з 1 час опыта Диурез
2. контр. мыши 2 опыт. мыши 2 в/бр 1,5 мл - 0,3 % NaCI в/бр 1,5мл-0,3%NaCI+ питуитрин 0,08      

6. Литература:

Основная:

На русском языке:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

6. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник.- М., 2006. – 696 с.

7. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной,иллюстрированный): учебное пособие.- М., 2007.- 520 с.

8. .Яковлев В.Н.; и соав.Методы исследования физиол. функции.Воронеж 1991

9. Глебовский В.Д. Физиология плода и детей. М.: «Медицина», 1988- 223 с.

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Практикум по норм.физиологии. Ред. В.И.Торшин 2004

На английском языке:

1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders compan

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Тема 3 : Физиологические основы репродуктивной деятельности человека. Возрастные изменения половых функций у женщин и мужчин.

2. Цель: научить понимать деятельность репродуктивной системы у мужчины и женщины, объяснить возрастные изменения половых функции у женщин и мужчин, гуморальную регуляцию полового цикла у женщин.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- физиологические основы репродуктивной системы

- механизмы половой мотивации

- регуляцию половых функции

Студент должен уметь:

-определить значение гормонов в регуляции полового развития

- оценивать методами обследования

4. Основные вопросы темы:

1. Общая схема функциональной системы воспроизведения.

2. Фазы полового цикла (женский и мужской).Стадии созревания половых клеток, нейро-гуморальные механизмы.

3. Формирование и механизмы половой мотивации.

4. Изменение физиологических функций в процессе оплодотворения, беременности и родов.

5. Регуляция половых функций.

6. Возрастные изменения системы воспроизведения. Период полового созревания. Климактерический период.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение лабораторных работ

Наши рекомендации