Задания–загадки «Угадай, о каком полезном ископаемом идет речь?»
1. В переводе с греческого название этого полезного ископаемого означает – непобедимый, непреодолимый. Это полезное ископаемое – самый драгоценный, самый твердый и один из самых редких камней на Земле. Он разрезает все на свете: стекло, любой камень, крепчайшую сталь, поэтому это полезное ископаемое широко используется в технике. (Алмаз.)
2. Название этой горной породы произошло от слова «гранум», что означает «зерно». В этой горной породе, действительно, хорошо заметны зерна трех минералов: кварца, полевого шпата, слюды.
Еще в древности эту горную породу использовали как строительный материал, из нее высекали скульптуры, облицовывали здания.
Именно из нее в Санкт-Петербурге сделаны колонны Казанского собора, портики Исаакиевского собора. Огромный гром-камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы. (Гранит.)
3. Это полезное ископаемое матовое, серовато-черного цвета. Оно пачкает руки, оставляет следы на бумаге. Но у него есть удивительные свойства. Оно выдерживает температуру в тысячи градусов, и в то же время изделия, изготовленные из него, не портятся от сильного охлаждения. Подобно металлу, оно проводит электричество. Используют его и в литейном деле. Из него изготавливают тигли, в которых плавится металл. Название этого полезного ископаемого произошло от слова «графо», что значит «пишу». Оно знакомо каждому. Из него делают стержни для карандашей. (Графит.)
4. Это полезное ископаемое – разновидность известняка. Оно широко применяется в строительстве. Издавна оно привлекало людей своей красотой и необыкновенными свойствами. Оно достаточно твердое, но его можно пилить, обрабатывать резцом, шлифовать и полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. Многие станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета. (Мрамор.)
Если есть возможность, в ближайшее время можно посетить с учениками краеведческий музей. Рассказы экскурсоводов расширят знания школьников о добыче полезных ископаемых в родном крае, их использовании.
Урок 30. Растения твоего края
Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями растениеводства родного края.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).
Начиная урок, можно предложить школьникам определить положение своего края на карте природных зон и рассказать об особенностях неживой природы этой природной зоны.
Далее ученики, объединенные в группы по 4–5 человек, получают задание составить список растений (деревьев, кустарников, трав), которые встречаются в природе родного края. При коллективных (индивидуальных, групповых) формах работы учащиеся могут использовать любые дополнительные источники знаний: гербарий растений, справочники, Красную книгу России, Красную книгу края (если она есть), краеведческую литературу.
Закончив работу, ученики зачитывают и дополняют свои списки.
Следующая часть урока посвящается культурным растениям края. Ученики вслух по цепочке читают текст учебника на с. 137.
Особое внимание учеников советуем обратить на названия отраслей растениеводства:
· Полеводство – выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес,
ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры – картофель, лен, подсолнечник.
· Овощеводство – выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др.
· Плодоводство – выращивание плодово–ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др.
· Цветоводство – выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов.
· Учитель акцентирует внимание детей на том, что отрасли растениеводства их края, как и любого другого, зависят от природных условий.
· Школьники составляют список культурных растений, которые выращиваются в их крае, называют отрасль растениеводства.
Урок 31.Отрасли животноводства твоего края и домашние животные
Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями животноводства родного края. Выявить признаки, отличающие домашних животных от животных природной зоны.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).
Урок начинается с выполнения задания по цепочке. Школьникам предлагается по очереди перечислить домашних животных, которые живут рядом с ними. Ответы детей учитель записывает на классной доске. Затем он обращает внимание детей на список перечисленных животных. Учитель спрашивает, можно ли сказать, что все это животные относятся к животным нашей природной зоны.
В ходе дальнейшей беседы важно предупредить или исправить ошибки, которые нередко допускают школьники в письмах в клуб «Мы и окружающий мир». Часто дети к животным своей природной зоны относят волнистых попугайчиков, морских свинок, черепах, аквариумных рыбок и других животных, которые живут у них дома или в уголке живой природы в школе. Учитель подчеркивает, что эти животные никогда не обитали и не обитают в природных условиях в данной местности. Они завезены к нам из теплых стран, а сейчас живут
рядом с нами, не испытывая трудностей, которые выпадают на долю диких животных родного края. Люди обеспечивают своих питомцев пищей и жилищем в любое время года.
Далее учитель говорит, что в клуб « Мы и окружающий мир» приходят письма, в которых ученики рассказывают о породистых собаках, кошках, голубях, называют их породу, качества, отличающие от других пород. Эти животные выведены ради красоты, выносливости или других качеств. В дикой природе таких животных нет. Породистые животные, выведенные людьми, могут жить рядом с нами в любой природной зоне.
Учитель напоминает ученикам также, что люди до сих пор выводят много пород домашних животных, которых затем вы разводят в хозяйственных целях: для получения молока, мяса, шерсти, яиц, меда, перевозки грузов. В каждом крае нашей страны свои природные условия, а следовательно, и свои отрасли животноводства. Педагог предлагает ученикам перечислить известные им отрасли животноводства (птицеводство, свиноводство, пчеловодство, кролиководство, шелководство, оленеводство, коневодство, разведение рогатого скота и другие), и те, которые развиты в их родном крае.
Для расширения знаний учащихся по теме урока можно пригласить на урок специалистов сельского хозяйства.
Если есть возможность обеспечить детей дополнительной литературой о домашних животных, то можно попросить детей выступить с заранее подготовленными докладами.
Урок 32.Народные промыслы твоего края
Задачи урока: обобщить знания учащихся о народных промыслах своего края, познакомить их с историей возникновения и развития промысла в крае, с биографией известных в крае людей.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, выставка изделий народных промыслов своего края; выставка сувениров, изготовленных в разных регионах страны мастерами народных промыслов.
На урок можно пригласить родителей, которые помогали в организации выставки народных промыслов.
В начале урока учитель обращает внимание всех присутствующих на выставку, фотографии хохломской росписи и гжели (с. 140–141) и объявляет тему урока.
Затем все знакомятся с легендой карты народных промыслов (с. 142–143), которая помогает ученикам ознакомиться с названиями основных народных промыслов, которыми славятся разные регионы страны.
Затем учитель приглашает учащихся на выставку, подготовленную с помощью учащихся и их родителей. Несколько заранее подготовленных учащихся-экскурсоводов могут выступить с сообщениями для одноклассников о народных промыслах своего края.
Приводим некоторые из возможных сообщений.
Синие цветы гжели
Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но и далеко за ее пределами. За что же гжель всем нравится? Чем она отличается? Прежде всего – своим необыкновенным цветом неба. Сами умельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает ее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще художники украшают фарфор диковинными птицами и картинками из народной жизни. Не только росписью, но и формой гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, сколько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
(По Н.С. Сурьяниновой)
Палех
Какая красивая блестящая шкатулка – загляденье! Никогда не скажешь, что эта шкатулка сделана из …бумаги. Эта бумага папье–маше называется, что в переводе с французского означает «жеваная, мятая бумага». Жеваную бумагу особо обрабатывают: прессуют, опускают в горячее льняное масло – и делается она твердой, как дерево. Шкатулку сделали – раскрасить надо. Покрыть черной краской снаружи, а внутри красной. Теперь главное: нанести на черную поверхность разноцветный узор, от которого засветится, засияет вся шкатулка. Такие шкатулки делают в Палехе. Палех – это старинное селение неподалеку от города Владимира. Палехские мастера знамениты на весь мир.
Холмогоры
Холмогоры – маленький городок на берегу реке Северная Двина. Вырезают холмогорцы изделия из моржовой кости, которую в старину именовали «дорогим рыбьим зубом». Моржовая кость на Севере шла издавна на изготовление костяных пластин с мастерски вырезанным рисунком, ваз, шкатулок, ножей, книжных закладок. Из среды резчиков выделился и стал всемирно известным ваятель Федот Шубин, его скульптурные портреты и поныне украшают дворцы и музеи. Теперь моржовая кость считается редким и дорогим материалом.
Дымковская игрушка
«Свистунья» – так именовался старинный народный праздник в городе Вятке. Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит небольшую глиняную игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник! А игрушки эти делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города Вятки, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастера. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают. Смотри, какая красота!
Богородская игрушка
Всегда были на свете добрые игрушечники, придумывали для детей разнообразные потехи. Славятся исстари мастерами-игрушечниками и подмосковные земли.
Сохранилась от времени Петра I запись, в которой перечисляются деревянные резные игрушки, купленные в Москве: «Два коня два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, утка…»
Особенно известно село Богородское, где и поныне живут мастера – золотые руки. Умельцы гордятся своим мастерством и говорят: «Москва – столица страны, а мы, Богородск, – стольный град игрушек».
Возьмет умелец кусок дерева – глядишь, через несколько часов он превратится в быстроногого зайца, который удирает от охотника, или в лихого коня–скакуна. Но чаще всего вырезают богородские мастера косолапого Михаила Потапыча.
Роспись по дереву
Окрестности славного города Городца, что стоит на берегу Волги, – родина расписных прялок. Долгие часы проводили в старину женщины за прялкой. Донце прялки – нижняя доска – было разрисовано. Воет за стеной пурга, потрескивают дрова в печи, на окнах морозные узоры, а на прялке – летние цветы, солнце, красный возок мчат по дороге кони–птицы…
Прялку в деревне любили особенно. Прялка в доме – все равно что лошадь в поле. Лошадь – добытчица хлеба, прялка – одежды.
Славились едва ли не по всей Волге расписные прялки из славного города Городца. Что только не рисовали на прялках городецкие мастера! Диковинных зверей, чаепития, катанья на санях… А есть ли теперь умельцы в Городце? Есть, городецкие мастера делают и сегодня игрушки, тарелки-подарки, детские столы и стулья. А как же прялки? Неужели о них забыли? Нет, не забыли в Городце о старых прялках. И теперь прялочные донца расписывают, чтобы помнили люди о былой их красоте.
(По В.И. Осетрову «Краса ненаглядная»)
Примечание. Урок можно провести в местном краеведческом музее.
Урок 33.Заповедные места твоего края
Задачи урока: обобщить знания учащихся о заповедных местах своего края.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, литература о заповедных местах родного края, список заповедников, список национальных парков России.
В начале урока учитель рассказывает о значении охраняемых территорий для жизни человека. Напоминает, что к охраняемым территориям относят национальные парки, заповедники, заказники, отдельные памятники природы (например, столетние дубы), центры разведения исчезающих животных и растений (зоопарки, ботанические сады).
Затем учитель предлагает вспомнить заповедные места своего края, рассмотреть карту охраняемых территорий России (с. 146–147), легенду карты, и назвать те заповедники и национальные парки России, которые есть на этой карте. Учебная карта называет лишь 9 заповедников из 51 и 3 национальных парка из 7. Поэтому, если охраняемая территория вашего края не указана на этой карте, необходимо назвать ее ученикам и показать ее местоположение. Целесообразно объяснить ученикам, что заповедника (национального парка) нет на карте не потому, что он менее значим, чем указанные территории. Причина в другом. Если указать на карте все охраняемые в России территории, то легенда карты займет не менее пяти страниц учебника.
Однако можно к этому уроку подготовить список заповедников и национальных парков России, выделив цветом заповедные места края.
Заповедники: Алтайский, Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Башкирский, Большехехецирский, Большой арктический, Буреинский, Волжско-Камский, Воронежский, Галичья Гора, Гыданский, Дальневосточный морской,Дарвинский, Даурский, Жигулевский, Зейский, Ильменский, Кавказский, Кандалакшский, Кедровая падь, Кивач, Командорский, Комсомольский, Костомукшский, Кроноцкий, Курильский, Лазовский, Лапландский, Малая Сосьва, Мордовский, Окский, Остров Врангеля, Печоро–Илычский, Приокско-Террасный, Путоранский, Сихотэ–Алинский, «Столбы», Таймырский, Тебердинский, Тунгусский, Уссурийский, Усть–Ленский, Ханкайский, Ханганский, Хоперский, Центрально-лесной, Центрально-черноземный, Южно-Уральский.
Национальные парки: Валдайский, Забайкальский, Куршская коса, Мещерский, Прибайкальский, Приэльбрусский, Сочинский.
Только после того, как учащиеся познакомятся с заповедными местами своего края, целесообразно организовать работу с текстом учебника.
Школьники читают статью о Дарвинском заповеднике и составляют план, по которому они смогут рассказать об этом удивительном заповеднике принадлежащим к трем областям: Тверской, Ярославской и Вологодской.
После самостоятельной работы один из учеников может зачитать план пересказа.
Последняя часть урока – самостоятельная работа. Дети пишут письма в клуб «Мы и окружающий мир», в которых рассказывают все, что им удалось узнать о заповедных местах своего края.
Примечание. В один из резервных уроков учитель может запланировать экскурсию в заповедник, заказник родного края. Экскурсию проводят работники заповедника. Перед ней педагог напоминает учащимся правила поведения, предлагает задание: записать в блокноты названия охраняемых растений и животных, которые дети увидят в ходе экскурсии.