Определите, о каком психологе идет речь.

1. Одна из программ "физиологической психологии" как науки о непосредственном опыте была предложена данным ученым (1832-1920), основателем экспериментально-психологической лаборатории (Лейпциг, 1879). По мнению ученого, предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания). К таким явлениям ученый относил сначала ощущения и представления, а затем добавил к ним и простейшие чувствования. Он критически переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта (т.е. непосредственно данные субъекту явления сознания), постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. При этом объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия.

2. Бихевиоризм возник в США и его основоположником был один из данных ученых (1878-1958). "Основная задача бихевиоризма заключается… в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Таковы две проблемы бихевиоризма. В последующем ученый описал и различия между инстинктивными и эмоциональными реакциями.

3. Предложил оригинальную концепцию деятельности данный ученый (1903-1979). Ученый сосредоточился на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. В 1930 г. создал в Харькове собственную научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность. В этот же период начал изучать проблему развития психики.

Критерии оценивания результатов обучения:

Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплины и ориентированы на ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра.

В результате освоения дисциплины обучающееся должны

Знать:

- наиболее важные периоды в развитии истории психологии;

- основные направления, проблемы, теории и методы истории психологии;

- базовые термины и понятия по курсу;

- вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды.

Уметь:

- осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

Владеть:

- анализом современных научных гипотез и концепций.

- представлениями о событиях российской и всемирной истории психологии;

- навыками анализа исторических источников, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки целей и выбору путей их достижения.

В зависимости от успеваемости студента в течение учебного семестра и на основании теоретического опроса выставляются:

«Зачтено» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их для анализа исторических событий; продемонстрировавшему полные знания учебной программы дисциплины, умение применять их для анализа исторических событий.

«Незачтено» - выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знаниях основного содержания учебной программы дисциплины.

Наши рекомендации