Требования к результатам освоения учебной дисциплины
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие
для проведения семинарских занятий
для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»
Красноярск
КрИЖТ ИрГУПС
УДК 159.9
И 85
Рецензенты:
В.В. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии профессиональной деятельности» СибГТУ;
Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.
УДК 159.9
И 85
Исаева Е.Ю. Психофизиология профессиональной деятельности: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2013. – 114 с.
Содержание учебно-методического пособия соответствует учебной программе по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности», направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии даны методические рекомендации по проведению семинарских занятий, определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий.
Рекомендуется преподавателям и студентам в практической деятельности, может быть использовано в системе их профессиональной подготовке.
Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
Ó Е.Ю. Исаева, 2013
Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….…………………………… 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………...……………
Семинарское занятие 1 Психофизиологические
основы построения профессии ………………………………………..…4
Семинарское занятие 2 Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности ….……………........ 5
Семинарское занятие 3Психофизиологические компоненты работоспособности ……………………….………………………….…. 6
Семинарское занятие 4Психофизиология адаптации
человека к профессиональным условиям .…………………………….20
Семинарское занятие 5 Психофизиологические
функциональные состояния ……………………………………………21
Семинарское занятие 6-7 Влияние эмоций на
деятельность человека …………………………………………………26
Семинарское занятие 8 Психофизиология внимания, памяти.….….36
Семинарское занятие 9Психофизиология содержания профессиональной деятельности.…………..…………………...……..39
Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине………… 85
Библиографический список…………………………………………..87
Глоссарий………………………………………………………………..88
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие для проведения семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности предлагается студентам КрИЖТ ИрГУПС очной и заочной форм обучения в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»
Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» входит в базовую часть профессионального цикла. При изучении учебной дисциплины студент получает знания об основах оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, овладевает навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умениями применять их на практике; способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и т.д. Содержание дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» служит основой для освоения большинства дисциплин социально-гуманитарного и экономического, а также профессионального циклов.
Знания, полученные при изучении данного курса рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей профессиональной культуры личности менеджера, его профессиональной компетентности. С этой целью было разработано данное пособие для проведения семинарских занятий, в котором определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий.
В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования получаемого теоретического знания. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):
• развитие творческого профессионального мышления;
• познавательная мотивация;
• профессиональное использование знаний в учебных условиях (овладение профессиональным языком; навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями; опровержения, отстаивания своей точки зрения).
Содержание методического пособия отражает процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» и направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования; отличается содержательной целостностью, структурированностью, пропорциональностью количества и трудоемкостью заданий.
Условием получения зачета является посещение лекций и семинарских занятий, выполнением домашних и творческих заданий, выступление с одним (двумя) докладами, подготовка презентации по теме.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» направлен на формирование следующих компетенций
Код компетенции | Наименование компетенции |
ПК-20 | знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике |
ПК-69 | способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) |
ПК-71 | способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания |
В результате освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих результатов образования:
знать:
¨ основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владеет навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умеет применять их на практике;
¨ технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);
¨ основные методы регистрации физиологических процессов в психофизиологии;
¨ психофизиологические основы построения профессии;
¨ особенности профориентационной работы; основные направления профессиональной ориентации; психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности;
¨ психофизиологический механизм адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
¨ специфику метода диагностики функциональных состояний;
¨ механизм влияния эмоций на деятельность человека;
¨ психофизиологические механизмы внимания;
¨ специфику градиента ретроградной амнезии;
¨ особенности кратковременной и долговременной памяти, сущность научения;
¨ специфику распределения рабочей нагрузки;
уметь:
¨ оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат);
¨ разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;
¨ проводить профдиагностику и проектировать профессиограммы;
¨ прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний;
¨ решать задачи по снижению влияния нежелательных функциональных состояний на эффективность труда;
¨ проводить анкетирование, интервью, работать с оценочными шкалами для улучшения профессиональной деятельности человека;
владеть:
¨ современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);
¨ современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями;
¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека;
¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности специалистов-операторов в системах управления.