Требования к результатам освоения учебной дисциплины

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое пособие

для проведения семинарских занятий
для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»

Красноярск

КрИЖТ ИрГУПС

УДК 159.9

И 85

Рецензенты:

В.В. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии профессиональной деятельности» СибГТУ;

Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.

УДК 159.9

И 85

Исаева Е.Ю. Психофизиология профессиональной деятельности: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2013. – 114 с.

Содержание учебно-методического пособия соответствует учебной программе по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности», направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии даны методические рекомендации по проведению семинарских занятий, определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий.

Рекомендуется преподавателям и студентам в практической деятельности, может быть использовано в системе их профессиональной подготовке.

Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС

Печатается в авторской редакции

Ó Е.Ю. Исаева, 2013

Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….…………………………… 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………...……………

Семинарское занятие 1 Психофизиологические

основы построения профессии ………………………………………..…4

Семинарское занятие 2 Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности ….……………........ 5

Семинарское занятие 3Психофизиологические компоненты работоспособности ……………………….………………………….…. 6

Семинарское занятие 4Психофизиология адаптации

человека к профессиональным условиям .…………………………….20

Семинарское занятие 5 Психофизиологические

функциональные состояния ……………………………………………21

Семинарское занятие 6-7 Влияние эмоций на

деятельность человека …………………………………………………26

Семинарское занятие 8 Психофизиология внимания, памяти.….….36

Семинарское занятие 9Психофизиология содержания профессиональной деятельности.…………..…………………...……..39

Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине………… 85

Библиографический список…………………………………………..87

Глоссарий………………………………………………………………..88

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие для проведения семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности предлагается студентам КрИЖТ ИрГУПС очной и заочной форм обучения в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»

Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» входит в базовую часть профессионального цикла. При изучении учебной дисциплины студент получает знания об основах оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, овладевает навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умениями применять их на практике; способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и т.д. Содержание дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» служит основой для освоения большинства дисциплин социально-гуманитарного и экономического, а также профессионального циклов.

Знания, полученные при изучении данного курса рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей профессиональной культуры личности менеджера, его профессиональной компетентности. С этой целью было разработано данное пособие для проведения семинарских занятий, в котором определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий.

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования получаемого теоретического знания. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• профессиональное использование знаний в учебных условиях (овладение профессиональным языком; навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями; опровержения, отстаивания своей точки зрения).

Содержание методического пособия отражает процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» и направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования; отличается содержательной целостностью, структурированностью, пропорциональностью количества и трудоемкостью заданий.

Условием получения зачета является посещение лекций и семинарских занятий, выполнением домашних и творческих заданий, выступление с одним (двумя) докладами, подготовка презентации по теме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» направлен на формирование следующих компетенций

Код компетенции Наименование компетенции
ПК-20 знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике
ПК-69 способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат)
ПК-71 способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания

В результате освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих результатов образования:

знать:

¨ основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владеет навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умеет применять их на практике;

¨ технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);

¨ основные методы регистрации физиологических процессов в психофизиологии;

¨ психофизиологические основы построения профессии;

¨ особенности профориентационной работы; основные направления профессиональной ориентации; психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности;

¨ психофизиологический механизм адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;

¨ специфику метода диагностики функциональных состояний;

¨ механизм влияния эмоций на деятельность человека;

¨ психофизиологические механизмы внимания;

¨ специфику градиента ретроградной амнезии;

¨ особенности кратковременной и долговременной памяти, сущность научения;

¨ специфику распределения рабочей нагрузки;

уметь:

¨ оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат);

¨ разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;

¨ проводить профдиагностику и проектировать профессиограммы;

¨ прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний;

¨ решать задачи по снижению влияния нежелательных функциональных состояний на эффективность труда;

¨ проводить анкетирование, интервью, работать с оценочными шкалами для улучшения профессиональной деятельности человека;

владеть:

¨ современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);

¨ современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями;

¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека;

¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности специалистов-операторов в системах управления.

Наши рекомендации