Перевозка животных по железной дороге
Железной убойных животных можно перевозить на расстояние до 1500 км, но расстояние перевозки животных железной в Украине не превышает 300-800 км. Перевозить животных необходимо в специально оборудованных вагонах, обеспечивающий доставку скота без потерь живой массы и снижение качества мяса и шкур.
В современных условиях до 20 % животных доставляют на убой по железной дороге. Скорость транспортировки животных железной не превышает 150-200 км в сутки, а на центральных магистралях - 300-500 км. При транспортировке в вагонах меняются условия содержания животных, что отрицательно сказывается на их состоянии и приводит к значительной потере живой массы. Поэтому животных, предназначенных для транспортировки по железной дороге, предварительно готовят. С этой целью их за 8-10 суток до отправления переводят на режим кормления и содержания, который запланирован в пути.
Запрещается перевозить животных во второй половине беременности. Отобранных для транспортировки животных делят на группы с учетом пола и возраста, упитанности и живой массы.
Перевозят животных и птицу в специализированных вагонах. При отсутствии таковых, транспортировка осуществляется в обычных вагонах, дополнительно оборудованных для перевозки животных. Вагоны должны быть очищены и промыты, а при необходимости - продезинфицированы. Железная дорога обязана предоставить для оборудования вагонов дверные решетки, фуражные доски, кольца для привязывания крупного рогатого скота, фонари и лестницы.
Сейчас для перевозки животных чаще используют специализированные вагоны, оборудованные вентиляцией, кормушками, баками для воды и др.
Специальные вагоны построены на подобе пассажирских:
в торцевых стенах расположены двери и переходные площадки, чтобы проводник мог во время движения поезда переходить из одного вагона в другой;
крышу вагона двойной, что предотвращает переохлаждение животных зимой и перегревов летом;
специальными кормушками, которые, в зависимости от возраста животных, могут откидываться от стены на разное расстояние;
кольца для привязывания животных;
шесть баков для воды, которые соединены между собой;
корыта, которые наполняются водой из баков;
шесть вентеляционных люков;
в потолке - четыре вентилятора, которые осуществляют обмен воздуха в вагоне во время движения;
шесть фуражных полок для хранения корма;
в торцевых стенах вагона есть по одному световому люку.
При транспортировке в товарных вагонах животных лучше ставить вдоль вагона в два ряда, головами к середине, и обязательно привязывать. Молодняк, свиней, овец располагают в вагоне без привязки.
Животных в вагоне располагают в зависимости от вида, массы и возраста.
Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего расчета.
1. Крупный рогатый скот:
■ взрослые — 16-24 гол.;
■ молодняк — 24-28 гол.;
■ телята — 36-50 гол.
Овцы и козы — 80-110 гол.
3.Свиньи:
■ массой до 80 кг — 50-60 гол.;
■ массой 81-100 кг — 44-50 гол.;
■ массой 101-150 кг — 28-44 гол.;
■ массой свыше 150 кг — 20-28 гол.
Лошади — не более 14 гол.
Верблюды — не более 8 гол.
В летнее время животных в вагоны грузят на 10-15 % меньше, чтобы избежать перегрева.
При перевозке животных железной их обслуживает бригада проводников, из расчета:один проводник на два вагона, груженных крупным рогатым скотом или овцами, и один проводник на один вагон, груженный свиньями. Из числа проводников назначается старший, который является штатным работником животноводческого хозяйства.
Старший проводник получает от заведующего базы ветеринарное свидетельство с дубликатом, товарно - транспортную накладную и путевой журнал, в котором указано, на каких станциях есть фуражные базы и пункты водопоя, а также станции удаления и утилизации погибших животных.
В вагон грузят до 1000 голов кур, 1250 голов цыплят, 200-300 гусей или индюков и 250-350 уток в зависимости от их живой массы.
При транспортировке более 6:00 предприятие обеспечивает животных достаточным количеством корма (в соответствии с действующими нормами транспортирования) в количестве, необходимом на все время пребывания в пути.
В среднем животные получают на центнер живой массы в сутки:
- крупный рогатый скот сена - 4 кг;
- овцы и козы - 5,5 кг;
- свиньи - 2,5 кг комбикормов, в зависимости от их массы;
- птица - 8 кг комбикормов (на 100 голов);
- кролики (на голову) - 300 г травы (сена) или 100 г силоса или корнеплодов и
20 г концентрированных кормов.
Кроме кормов, на каждую транспортируемую животное берут подстилку - 1,5 кг в сутки (солома или подстилочный торф). Но для подстилки в летнее время можно использовать песок , который в жару увлажняют водой. Концентраты хранить в мешках, а сено или солому в прессованном виде в тюках.
Кормят скот и птицу в пути 2 раза в сутки, поят животных на специально отведенных для этой цели станциях, зимой 2 раза, а летом 3 раза в сутки. Поить животных желательно перед кормлением.
Проводник, сопровождающий скот, должен следить за чистотой в вагоне, убирать навоз несколько раз в сутки, сгребая его в специально отведенное место. Очищают вагон от навоза только на станциях, где поят животных.
В случае заболевания животных или падежа их в пути проводник должен сообщить дежурному ближней станции и через него вызвать транспортного ветеринарного врача, который принимает меры по ликвидации заболевания в соответствии с инструкцией по борьбе с соответствующей болезнью, составляет акт и делает отметку в путевом журнале.
Если обнаружено трупов, их выгружают, соблюдая ветеринарно -санитарных правил. Вынужденный убой животных на пути их транспортировки категорически запрещается.