Тема 31 : Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
5. ???
6. ???.
.
План изучения темы
3. ???
4. ???
Вопросы для самоконтроля
5. ????
6. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Опыт Аристотеля.
2. Эстезиометрия.
3. Термоэстезиометрия.
4. Адаптация терморецепторов к действию высокой и низкой температур.
5. Болевая рецепция.
6. ???
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a160] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф161] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф162] .
ЗАНЯТИЕ 32.
ТЕМА:Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Понятие тактильной сенсорной системы. Ее компоненты.
2. Морфо - функциональная характеристика отделов тактильной сенсорной системы.
3. Классификация тактильных рецепторов, их морфо - функциональные различия. Представление о механизме тактильной рецепции.
4. Понятие порога пространственной чувствительности.
5. Температурная сенсорная система как компонент соматосенсорной и висцеральной сенсорных систем.
6. Морфо-функциональная характеристика отделов температурной сенсорной системы.
7. Классификация терморецепторов, их морфо - функциональные различия. Механизм терморецепции.
8. Болевой анализатор. Функции боли. Виды боли.
9. Рецепторы и центры. Центральные и периферические механизмы боли.
10.Понятие об антиболевых системах. Физиологические принципы борьбы с болью.
11. Методы исследования тактильной, температурной сенсорных систем.
Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы».
Тема 33 : Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
7. ???
8. ???.
.
План изучения темы
5. ???
6. ???
Вопросы для самоконтроля
7. ????
8. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
7. ???
8. ???
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a163] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф164] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф165] .
ЗАНЯТИЕ 34.
ТЕМА:Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Понятие ВНД. Представление о проявлениях ВНД (инстинкты, условные рефлексы). Психические процессы.
2. Классификация и сравнительная характеристика рефлексов. Правила (условия) и стадии выработки рефлексов.
3. Понятие временной связи. Уровни локализации и механизмы ее образования.
4. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.
5. Понятие торможения в ВНД. Виды торможения: безусловное или внешнее (гаснущий и постоянный тормоз ), условное или внутреннее (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Значение торможения условных рефлексов.
6. Понятие типа ВНД. Классификация и характеристика типов ВНД..
7. Методы исследования электроэнцефалограммы. Формы ЭЭГ.
9. Понятие о целенаправленном поведении. Виды целенаправленного поведения.
10. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта. Представление о труде, как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.
11. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Учение И.П.Павлова о динамическом стереотипе. Условнорефлекторное переключение.
Тема 34 : Высшие психические функции.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
9. ???
10. ???.
.
План изучения темы
7. ???
8. ???
Вопросы для самоконтроля
9. ????
10. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
9. ???
10. ???
Указываются студентам допущенные ошибки, обобщается материал по изучаемой теме.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a166] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф167] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф168] .
ЗАНЯТИЕ 35.