Тема 31 : Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.

Исходные знания

5. ???

6. ???.

.

План изучения темы

3. ???

4. ???

Вопросы для самоконтроля

5. ????

6. ???

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Опыт Аристотеля.

2. Эстезиометрия.

3. Термоэстезиометрия.

4. Адаптация терморецепторов к действию высокой и низкой температур.

5. Болевая рецепция.

6. ???

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».

Литература[a160] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф161] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф162] .

ЗАНЯТИЕ 32.

ТЕМА:Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие тактильной сенсорной системы. Ее компоненты.

2. Морфо - функциональная характеристика отделов тактильной сенсорной системы.

3. Классификация тактильных рецепторов, их морфо - функциональные различия. Представление о механизме тактильной рецепции.

4. Понятие порога пространственной чувствительности.

5. Температурная сенсорная система как компонент соматосенсорной и висцеральной сенсорных систем.

6. Морфо-функциональная характеристика отделов температурной сенсорной системы.

7. Классификация терморецепторов, их морфо - функциональные различия. Механизм терморецепции.

8. Болевой анализатор. Функции боли. Виды боли.

9. Рецепторы и центры. Центральные и периферические механизмы боли.

10.Понятие об антиболевых системах. Физиологические принципы борьбы с болью.

11. Методы исследования тактильной, температурной сенсорных систем.


Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы».

Тема 33 : Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность.

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.

Исходные знания

7. ???

8. ???.

.

План изучения темы

5. ???

6. ???

Вопросы для самоконтроля

7. ????

8. ???

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

7. ???

8. ???

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».

Литература[a163] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф164] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф165] .

ЗАНЯТИЕ 34.

ТЕМА:Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие ВНД. Представление о проявлениях ВНД (инстинкты, условные рефлексы). Психические процессы.

2. Классификация и сравнительная характеристика рефлексов. Правила (условия) и стадии выработки рефлексов.

3. Понятие временной связи. Уровни локализации и механизмы ее образования.

4. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.

5. Понятие торможения в ВНД. Виды торможения: безусловное или внешнее (гаснущий и постоянный тормоз ), условное или внутреннее (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Значение торможения условных рефлексов.

6. Понятие типа ВНД. Классификация и характеристика типов ВНД..

7. Методы исследования электроэнцефалограммы. Формы ЭЭГ.

9. Понятие о целенаправленном поведении. Виды целенаправленного поведения.

10. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта. Представление о труде, как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.

11. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Учение И.П.Павлова о динамическом стереотипе. Условнорефлекторное переключение.

Тема 34 : Высшие психические функции.

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.

Исходные знания

9. ???

10. ???.

.

План изучения темы

7. ???

8. ???

Вопросы для самоконтроля

9. ????

10. ???

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

9. ???

10. ???

Указываются студентам допущенные ошибки, обобщается материал по изучаемой теме.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».

Литература[a166] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф167] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф168] .

ЗАНЯТИЕ 35.

Наши рекомендации