Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Практическая работа № 4.

Quot;Определение уровня физического развития ребенка

по состоянию дыхательной системы"

Цель.Познакомиться с основными методами определения уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы и научиться ими пользоваться.

Материалы и оборудование. Спирометры, секундомеры (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы.

Задание 1. Дыхательные движения.

Подсчитайте дыхательные движения у испытуемого стоя в покое и после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с). После приседаний частоту дыхательных движений определите сразу после приседаний и через 1, 3 и 5 мин после физической нагрузки. Для этого положите руку с широко расставленными пальцами на грудь испытуемого и подсчитайте количество вдохов в минуту. Используя нижеприведенные данные сделайте вывод о соответствии частоты дыхания в покое среднестатистическим данным; тренированности организма и скорости восстановления дыхания после нагрузки.

У людей с 15 лет частота дыхания в покое устанавливается на отметке примерно 15 дыхательных движений в минуту. У спортсменов она может снижаться до 10 движений в минуту. При хорошей тренированности частота дыхательных движений непосредственно после приседаний не превышает 30 дыхательных движений в минуту, а восстановление исходной величины частоты дыхания происходит не позднее чем через 7-9 мин.

Ответьте на вопросы:

1. Как изменяется частота дыхания с возрастом?

2. Почему когда плотно поешь, становиться трудно дышать?

3. Какое дыхательное движение физиологическое более оправдано при сгибании туловища?

Задание 2. Спирометрия.

2.1. Измерьте дыхательный объем легких у испытуемого. Для этого попросите сделать его в спирометр спокойный выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии дыхательного объема испытуемого среднестатистическим данным.

Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании – в норме равен 300-500 мл.

2.2. Измерьте резервный объем выдоха. Для этого спокойно выдохнув, испытуемый берет в рот мундштук спирометра и производит в него глубокий выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии резервного объема выдоха испытуемого среднестатистическим данным.

Резервный объем выдоха - максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха - обычно равен 1000-1500 мл.

2.3. Измерьте жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый делает максимально глубокий вдох без спирометра и максимальный выдох в спирометр. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение.

Рассчитайте должную (нормативную) ЖЕЛ по формулам и сравните ее с полученной в эксперименте.

ДЖЕЛ для детей от 8 до 16 лет рассчитывается по формулам:

для девочек

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 3,7

для мальчиков

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 4,2

ДЖЕЛ для людей старше 16 лет рассчитывается по формулам:

Для женщин

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 2,68

ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 10] – 3800

для мужчин

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 3,6

ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 30] – 4400

Рассчитайте отклонение ЖЕЛ от нормативной (разделите ЖЕЛ, полученную в эксперименте, на ДЖЕЛ, рассчитанную по формуле и умножьте на 100%). Сделайте вывод о достаточности или недостаточности ЖЕЛ у испытуемого.

В норме у здоровых людей отклонение ЖЕЛ не превышает 15%.

ЖЕЛ увеличивается с возрастом. Она зависит от пола, роста, величины грудной клетки и дыхательных мышц. У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у нетренированных людей (например у пловцов и гребцов она увеличивается до 5000-5500 мл).

2.4. Рассчитайте резервный объем вдоха

резервный объем вдоха = ЖЕЛ – дыхательный объем – резервный объем выдоха

Сделайте вывод о соответствии резервного объема вдоха испытуемого среднестатистическим данным.

Резервный объем вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха – составляет обычно 1500-2000 мл.

2.5. Рассчитайте свой жизненный индекс, для этого ЖЕЛ (мл) разделите на массу своего тела (кг). Сделайте вывод о соответствии жизненного индекса испытуемого среднестатистическим данным.

В норме у здоровых людей, начиная с 7 лет жизненный индекс для мужчин равен 60-65 мл/кг, для женщин – 50-55 мл/кг. Если при расчете получается меньшая величина, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.

Задание 3. Задержка дыхания.

Внимание!!! Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует! Всем студентам после каждой задержки дыхания нужно отдыхать в течение 3-5 мин.

3.1. Проба Штанге.

Определите время задержки дыхания после глубокого вдоха. Для этого испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос пальцами и задерживает дыхание на максимально возможное время. Экспериментатор засекает время от момента задержки дыхания до его возобновления. Задержку дыхания повторите три раза и возьмите для анализа среднее арифметическое.

Сделайте вывод о соответствии времени задержки дыхания испытуемого среднестатистическим данным, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Оценка Проба Штанге, с Проба Генчи, с
мужчины женщины мужчины женщины
Отлично 50 и выше 40 и выше 40 и выше 30 и выше
Хорошо 40 - 49 30 - 39 30 - 39 20 - 29
Удовлетворительно 30 - 39 20 - 29 20 - 29 15 - 19
Неудовлетворительно 29 и ниже 19 и ниже 19 и ниже 14 и ниже

У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого вдоха должна составлять 16 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.

3.2. Проба Генчи.

Повторите эксперимент после глубокого выдоха. Сравните ваши данные со среднестатистическими, приведенными в таблице 1.

У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого выдоха должна составлять 12-13 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.

Наши рекомендации