Пабло Казальс, известный испанский музыкант
Я начал эту книгу с вопроса, обращенного к читателю: «Кто ты: насекомое или Человек?» Уверен, что подавляющее большинство читателей сделало для себя вывод, что они не являются «человекоподобными насекомыми». Однако необходимо определить критерии Человека, чтобы точно знать, к чему необходимо стремиться. Забегая вперёд, скажу, что процесс превращения в НАСТОЯЩЕГО РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА очень увлекателен. Хотя и необходимо прилагать усилия, конечный результат того стоит.
Так какого же индивида стоит считать Человеком? Как ни странно, но в большинстве образовательных учреждений этому наиглавнейшему вопросу вообще не уделяется времени. Я долго анализировал сложившуюся плачевную ситуацию в современном обществе и нашёл ответ. На самом деле школьники не получают образования в школах. Они получают кем-то определённый набор некоторых знаний, который не имеет никакого отношения к настоящему образованию. Ведь настоящее знание – это не только набор знаний, но и отсутствие заблуждений.
Слово «образование» произошло от слова «ОБРАЗ», то есть цельность. Если цельность отсутствует, например стол без ножек, то это отсутствие образа. Говоря проще, безобразие. Если завод по производству автомобилей станет выпускать с конвейера автомобили без дверей, без колёс, без двигателей и так далее, то этот завод либо закроют, либо устранят причины, приводящие к выпуску некачественной продукции.
Школы в последние десятилетия выпускают практически на 90% только брак. Школьники уже не получают даже необходимого набора знаний. Учебный процесс превратился в обычную имитацию учебного процесса. Я могу назвать множество причин, от нежелания школьников получать знания, до профессиональной некомпетентности преподавателей. Однако все они будут второстепенными. Одна из главных концептуальных ошибок заключается в том, что вся образовательная система нацелена на выпуск этаких придатков к станкам, а не интеллектуалов. Современная система образования или правильнее сказать современная методика обучения, потому что к настоящему образованию она не имеет никакого отношения, зародилась в конце 19-го века. Именно в это время в Европе и России бушевал индустриальный бум. Строились тысячи новых заводов, которые оснащались современными, на тот момент, станками. Появилась нужда в миллионах людей, которые могли бы обслуживать эти станки. Поэтому вся школьная система была перестроена на выпуск «обслуживателей механизмов». Прошло полтора столетия, ситуация в мире существенно изменилась, а школьная система продолжает работать по старинке. Вполне естественно, что школьники, интуитивно понимая этот абсурд, саботируют учебный процесс, заменяя его обычной симуляцией. Это неизбежно приводит к ослаблению педагогического персонала, потому что бывшие недостаточно образованные ученики становятся плохими учителями. Плохой учитель – это и есть преподаватель, потому что он не учит, а преподаёт некий предмет. А так как ещё в школе и институте преподаватели, будучи школьниками и студентами, привыкли симулировать учебный процесс, то, став преподавателями, они продолжают делать вид, что занимаются обучением школьников. А сверху их целенаправленно нагружают выше всякой меры написанием всевозможных отчётов и планов. Тут уж, как говорится, и хотел бы сделать что-то хорошее, да времени катастрофически не хватает. Как результат всего этого абсурда, стремительная деградация целого общества. Достаточно просмотреть несколько серий телесериала «Школа», чтобы оценить масштаб катастрофы.
Вторая концептуальная ошибка заключается в том, что критерием оплаты труда преподавателя стало не получение знаний его учениками, а обычная почасовая оплата. Получается, что преподавателям стало абсолютно безразлично, станут ли его ученики высокоинтеллектуальными личностями или превратятся в двуногое стадо тупых олигофренов. С того момента, когда ввели почасовую оплату труда учителям, учителя и превратились в преподавателей. Преподавателю достаточно прийти в школу и отбубнеть свой предмет столько часов, сколько ему оплатят. Усвоят знания ученики или нет, преподавателя нисколько не интересует, ведь ему не за это платят деньги. Ученики же постепенно превратились в обычных школьников. То есть большинство приходит каждый день в школу не за знаниями, а просто потому, что так принято. Многие школьники воспринимают школу, как какое-то наказание. Если разрешить школьникам не ходить в школу, то более 90% школьников с радостью перестанут в неё ходить. С того момента, когда учителя превратились в преподавателей, а ученики в школьников, учебный процесс остановился. В настоящее время есть лишь повсеместная имитация учебного процесса. А когда нет интеллектуального роста, то неизбежно наступает интеллектуальная деградация. Именно это мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Остаётся только понять кому это выгодно. На этот вопрос читатель уже сможет ответить самостоятельно.
Третьей концептуальной ошибкой является оценочная система. Школьник получает баллы за свою успеваемость. Это и есть элемент торга. Как в прямом, так и в переносном смысле. Каждому ученику надо знать предмет только на «отлично». Скажите мне, кто захочет лететь на самолёте, зная, что лётчик знает свой предмет на «3». То же самое и в медицине. Если хирург знает свой предмет на «3», то желающих у него прооперироваться будет равно нулю. Но для того, чтобы ученик захотел знать предметы на «отлично» необходимо, чтобы у него была хорошая мотивация. Лучше всех это сумел сделать Михаил Петрович Щетинин. Я цитирую:
«Ребёнок есть дитя Отечества и мотив его учения – это служение Родине. Когда он понимает, что служит своей Родине, тогда он учится легко. И весь наш опыт показывает, что это так.
Когда же мотивом его учения является такая логическая строчка: получить аттестат, затем поступить в высшее учебное заведение, получить специальность, устроиться на работу, зарабатывать деньги, построить себе дом, купить машину, иметь капитал в банке, жениться, вырастить детей. Чтобы они потом пошли в школу, чтобы получить аттестат зрелости. Потом они поступят в высшее учебное заведение, чтобы получить специальность, чтобы зарабатывать деньги. И вот это «колесо» оно ничего не даёт кроме деградации.
Только сыновье и дочернее чувство. Это принцип народной сообразности. Только через любовь к Родине можно достичь выдающихся успехов в любом деле!»
И это только, что касается интеллектуальной деградации. А ведь существует ещё и физиологическая деградация. Есть в России такой уникальный человек – Владимир Филиппович Базарный. Так вот он сделал научно обоснованный вывод, что школьники в современных школах физиологически деградируют. Это значит, что в первый класс приходят относительно здоровые дети, а через несколько лет они выходят из школы с целым букетом различных заболеваний. Это означает, что ситуацию необходимо срочно менять самим, а не ждать пока специальные чиновники министерства образования сделают это за нас. Ведь их всё устраивает. Наше бездействие уже привело к тому, что школы из мест, где дети получают первичные знания, превратились в конвейеры по выпуску безнравственных и циничных биороботов. Как бы парадоксально это не звучало, но порядочными людьми школьники становятся не благодаря современной школе, а вопреки ей. Когда я начинаю высказывать эти мысли людям, то очень часто встречаю непонимание и сопротивление. Ведь нас всех десятки лет убеждали, что школа несёт людям только свет знаний. Для меня идеалом мыслителя является Лев Николаевич Толстой, который глубже всех проникал в суть вещей. Вот что он сказал о воспитании детей более 100 лет назад:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми они связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, всё-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в своих детях».
Кстати, Лев Николаевич Толстой, отчётливо понимая, что образование детей является наиглавнейшим приоритетом в развитии общества, обобщил весь свой опыт в обучении детей всего в нескольких фразах. Однако эти простые фразы стоят пяти лет обучения в пединституте. Каждому человеку, который стремится обучать детей, необходимо знать концентрированный опыт Льва Николаевича. Я цитирую:
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то чему учат ученика было понятно и занимательно и, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.