Сделать вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям данного расписания

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанский государственный университет им. М Утемисова

Рустенова Р.М., Бохорова С.Н.

Сделать вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям данного расписания - student2.ru

Задания

По школьной гигиене для работы студентов в школе в период педагогической практики

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Уральск, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Школьная гигиена- наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой, с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений - устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

В решении задач гармонического развития учащихся и укреплении их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост, и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.

Школьная гигиена включает в себя следующие направления:

-изучение роста и развития детей и подростков. Разработка этой проблемы помогает установить общие закономерности роста и развития в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов;

-гигиена внешней среды. Изучает воздушно-тепловой и световой режим, а также экологические условия школьной деятельности;

- гигиена питания школьников. Рассматривает роль питательных веществ, режим и условия питания, нормы пищевых рационов, организация общественного питания;

- медицинское обеспечение школьника. Заключается в разработке противоэпидемических и оздоровительных мероприятий школьников, а также санитарно-гигиеническая работа в школе.

Задание 1. Проведение беседы

Провести беседу с учащимися или их родителями в прикрепленном классе на одну из ниже приведенных санитарно-гигиенических тем:

1. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.

2. Физическая работоспособность как качественный показатель здоровья.

3. Концепция зависимости здоровья от привычной двигательной активности.

4. Гигиена физического воспитания школьников.

5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

6. Гигиена девушки и юноши (правильное чередование умственного и физического труда, занятие физической культурой, регулярное полноценное питание. полноценный сон, чистота тела, белья одежды, обуви жилища)

7. Профилактика школьной близорукости

8. Режим дня – залог и высокой успеваемости.

9. Вредные влияния курения и алкоголя на здоровье школьников.

10. Влияние физкультуры и спорта на рост и развитие школьников..

11. Формирование правильной осанки у школьников.

12. Физиологическая сущность закаливания.

При проведении беседы (урока) использовать наглядность:

- санлисток оформляется индивидуально,согласно выбранной темы;

–бюллетень выпускается группой на одну из перечисленных тем и вывешивается в рекреации или коридоре школы.

Где и когда проведена беседа-------------------------

Подпись классного руководителя или директора школы и печать школы –-----------------------------

Задание 2. Гигиеническая оценка расписания уроков

1.Переписать недельное расписание уроков в прикрепленном классе и дать ему гигиеническую оценку (соответствует ли количеств уроков учебному плану, учтена ли динамика умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели, учтена ли трудность уроков, имеются ли сдвоенные уроки, используются ли уроки, связанные с физическим трудом, для поддержания умственной работоспособности школьников и т. д).

Сделать вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям данного расписания.

2.Составить для данного класса такое недельное расписание уроков, которое отвечало бы всем гигиеническим требования.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующие принципы:

-чередование легких и трудных уроков;

- не ставить в расписание сдвоенные уроки;

- наиболее томительными предметами являются: в средних классах –география, история, математика, физика . химия; в старших – литература. География, физика, химия, математика;

- наиболее трудные уроки, требующие особого напряжения, внимания не следует проводить часы наименьшей работоспособности, т е. ни впервые, ни в последние часы учебного дня;

-в 5-8 классах устанавливается рабочий день по 5-6 уроков. В 9-11 классах ежедневно по 6 уроков;

- уроки музыки ставить последними уроками;

-необходимо чередование уроков письма с уроками длительного объяснения материала (история, география) ил напряженной мыслительной деятельности (физика, математика);

- уроки труда и физической культуры в 5-8 классах проводить 3-4 часами.

3. Проанализировать соответствует ли максимально допустимая недельная нагрузка в классе. Нормативные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Нормативные данные недельной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка
При 6-дневной неделе При 5-дненвной неделе
-
2-4
8-9
10-11

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации