Сделать вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям данного расписания
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Западно-Казахстанский государственный университет им. М Утемисова
Рустенова Р.М., Бохорова С.Н.
Задания
По школьной гигиене для работы студентов в школе в период педагогической практики
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Уральск, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Школьная гигиена- наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой, с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений - устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.
В решении задач гармонического развития учащихся и укреплении их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост, и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.
Школьная гигиена включает в себя следующие направления:
-изучение роста и развития детей и подростков. Разработка этой проблемы помогает установить общие закономерности роста и развития в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов;
-гигиена внешней среды. Изучает воздушно-тепловой и световой режим, а также экологические условия школьной деятельности;
- гигиена питания школьников. Рассматривает роль питательных веществ, режим и условия питания, нормы пищевых рационов, организация общественного питания;
- медицинское обеспечение школьника. Заключается в разработке противоэпидемических и оздоровительных мероприятий школьников, а также санитарно-гигиеническая работа в школе.
Задание 1. Проведение беседы
Провести беседу с учащимися или их родителями в прикрепленном классе на одну из ниже приведенных санитарно-гигиенических тем:
1. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.
2. Физическая работоспособность как качественный показатель здоровья.
3. Концепция зависимости здоровья от привычной двигательной активности.
4. Гигиена физического воспитания школьников.
5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.
6. Гигиена девушки и юноши (правильное чередование умственного и физического труда, занятие физической культурой, регулярное полноценное питание. полноценный сон, чистота тела, белья одежды, обуви жилища)
7. Профилактика школьной близорукости
8. Режим дня – залог и высокой успеваемости.
9. Вредные влияния курения и алкоголя на здоровье школьников.
10. Влияние физкультуры и спорта на рост и развитие школьников..
11. Формирование правильной осанки у школьников.
12. Физиологическая сущность закаливания.
При проведении беседы (урока) использовать наглядность:
- санлисток оформляется индивидуально,согласно выбранной темы;
–бюллетень выпускается группой на одну из перечисленных тем и вывешивается в рекреации или коридоре школы.
Где и когда проведена беседа-------------------------
Подпись классного руководителя или директора школы и печать школы –-----------------------------
Задание 2. Гигиеническая оценка расписания уроков
1.Переписать недельное расписание уроков в прикрепленном классе и дать ему гигиеническую оценку (соответствует ли количеств уроков учебному плану, учтена ли динамика умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели, учтена ли трудность уроков, имеются ли сдвоенные уроки, используются ли уроки, связанные с физическим трудом, для поддержания умственной работоспособности школьников и т. д).
Сделать вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям данного расписания.
2.Составить для данного класса такое недельное расписание уроков, которое отвечало бы всем гигиеническим требования.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующие принципы:
-чередование легких и трудных уроков;
- не ставить в расписание сдвоенные уроки;
- наиболее томительными предметами являются: в средних классах –география, история, математика, физика . химия; в старших – литература. География, физика, химия, математика;
- наиболее трудные уроки, требующие особого напряжения, внимания не следует проводить часы наименьшей работоспособности, т е. ни впервые, ни в последние часы учебного дня;
-в 5-8 классах устанавливается рабочий день по 5-6 уроков. В 9-11 классах ежедневно по 6 уроков;
- уроки музыки ставить последними уроками;
-необходимо чередование уроков письма с уроками длительного объяснения материала (история, география) ил напряженной мыслительной деятельности (физика, математика);
- уроки труда и физической культуры в 5-8 классах проводить 3-4 часами.
3. Проанализировать соответствует ли максимально допустимая недельная нагрузка в классе. Нормативные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Нормативные данные недельной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка | |
При 6-дневной неделе | При 5-дненвной неделе | |
- | ||
2-4 | ||
8-9 | ||
10-11 |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ