Патофизиология пищеварения

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Основная функция системы пищеварения – поддержание оптимального уровня питательных веществ в крови, необходимых для жизнедеятельности организма. Между различными звеньями пищеварительной системы существует тесная взаимосвязь. Нарушение функции отдельных звеньев пищеварительной системы обусловливает хроническое патологическое состояние, как системы органов пищеварения, так и всего организма в целом. Поэтому знание причин и механизмов развития нарушения функций желудочно-кишечного тракта и умение правильно оценивать лабораторные и клинические данные необходимо врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причины нарушения функций желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);

- основные проявления нарушения функций желудочно-кишечного тракта;

- уметь объяснить механизмы развития расстройств пищеварения при нарушении функций отдельных звеньев пищеварительного тракта;

- этиологию и патогенез язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;

- уметь дать оценку функционального состояния желудочно-кишечного тракта по данным лабораторных исследований.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы студентам необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение различных отделов ЖКТ;

- физиологические функции различных отделов ЖКТ;

- состав и физико-химические свойства соков, выделяемых различными отделами ЖКТ;

- нервные и гуморальные механизмы регуляции функций различных отделов ЖКТ.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Причины нарушения функций ЖКТ. Общие признаки нарушения: изменения аппетита и вкуса, икота, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, метеоризм, поносы, запоры, боли.

2. Этиология нарушений жевания, слюноотделения и функций пищевода. Патогенез расстройств пищеварения при нарушениях жевания и слюноотделения. Этиология и патогенез кариеса и парадонтоза.

3. Этиология нарушений секреторной, моторной, всасывательной, резервуарной функций желудка. Патогенез расстройств пищеварения и функций ЖКТ при гиперсекреции и гипосекреции в желудке.

4. Этиология нарушений секреторной, моторной, всасывательной функций кишечника. Патогенез расстройств пищеварения и функций ЖКТ при нарушении функций кишечника. Этиология и патогенез кишечной непроходимости, кишечной аутоинтоксикации.

5. Этиология нарушений желчевыделения и внешней секреции поджелудочной железы. Патогенез расстройств пищеварения и функций ЖКТ при нарушении желчевыделения и внешней секреции поджелудочной железы.

6. Современные представления об этиологии и патогенезе язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: роль местных и алиментарных факторов, роль нервных, гуморальных и иммунных механизмов.

7. Гастроинтестинальные гормоны и их роль в механизме развития патологии желудочно-кишечного тракта (секретиновая, холецистокининовая панкреозиминовая недостаточность, дисгормональная пищеварительная астения). Последствия удаления различных отделов желудочно-кишечного тракта.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2000. - С. 514-539.

3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 361-377.

б) дополнительная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 239-273.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: ВИЩА школа, 1994. – С. 431-452.

3. Кешав С. Наглядная гастроэнтерология / Пер. с англ.; под ред.
В.Т. Ивашкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 135 с.

4. Рысс Е.С., Шулутко Б.И. Болезни органов пищеварения. – СПб.: Ренкор, 1998.

5. Хендерсон Д.И. Патофизиология органов пищеварения. – М.: БИНОМ, 1999.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Основные причины нарушения пищеварения.

2. Общие признаки нарушения пищеварения и механизмы их развития.

3. Причины нарушения акта жевания и основные механизмы нарушения пищеварения в полости рта.

4. Причины гиперсаливации и механизмы нарушения пищеварения при ней.

5. Причины гипосаливации и механизмы нарушения пищеварения при ней.

6. Этиология и патогенез кариеса зубов и пародонтоза.

7. Характеристика типов патологической желудочной секреции.

8. Причины гипосекреции в желудке. Механизмы развития нарушений пищеварения и функции ЖКТ при ней.

9. Причины гиперсекреции в желудке. Механизмы развития нарушений пищеварения и функций ЖКТ при гиперсекреции в желудке.

10. Причины нарушения функций кишечника.

11. Механизмы развития нарушений пищеварения и функций ЖКТ при нарушениях функции кишечника.

12. Причины возникновения и механизмы развития кишечной аутоинтоксикации.

13. Причины возникновения и механизмы развития расстройств пищеварения при нарушениях желчевыделения.

14. Причины возникновения и механизмы развития расстройств пищеварения и функций ЖКТ при нарушении внешней секреции поджелудочной железы.

15. Современные представления об этиологии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

16. Роль нервных механизмов в патогенезе язвенной болезни.

17. Роль гормональных механизмов в патогенезе язвенной болезни.

18. Роль иммунных механизмов в патогенезе язвенной болезни. Порочные круги в патогенезе язвенной болезни.

19. Нарушения пищеварения при секретиновой и холецистокининовой недостаточности.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

В процессе самоподготовки к занятию студент должен отразить в виде схемы современные представления об этиологии и патогенезе язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки с указанием принципов патогенетического лечения.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.

1. Контроль самоподготовки по тестовой методике.

2. Самостоятельное решение проблемных задач.

3. Самостоятельное выполнение практической работы.

4. Письменное заключение по данным исследования ЖКТ.

5. Фронтальный разбор теоретического материала, решений задач и заключений по данным исследования ЖКТ.

ООД

по изучению роли рецепторов слизистой желудка в развитии рвоты

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Выполнение эксперимента. 1. Взять 2 лягушки и с помощью трафарета определить их вес. Одной лягушке с помощью резинового зонда в желудок ввести 0,3% раствора анестезина на глицерине из расчета: Вес лягушки в г 40 30 20 10 Кол-во анестезина в мл 0,5 0,4 0,3 0,2 Через 1-2 мин обеим лягушкам ввести в желудок по 1 мл концентрированного мыльного раствора. Наблюдая за поведением лягушек, отметить время появления рвотного рефлекса у 1-й и 2-й лягушек.
2. Анализ результатов опыта. 2. Сопоставить время появления рвотного рефлекса на введение мыльного раствора с анестезином и без него. Объяснить механизмы развития рвоты.
3. Оформление протокола. 3. Данные опыта представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод.

ООД

к написанию заключения по анализу желудочного содержания

Наши рекомендации