Реактивность и резистентность организма

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Реактивность организма определяет характер взаимодействия индивида с факторами окружающей среды и обусловливает его устойчивость к действию патогенных авторов. Знания особенностей реактивности отдельных групп населения, факторов, влияющих на реактивность, и возможностей направленно изменять реактивность позволяют проводить профилактику и лечение заболеваний путем активного изменения реактивности организма.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен уметь:

- дать определение понятий "реактивность " и "резистентность" и объяснить взаимосвязь между ними;

- охарактеризовать особенности основных видов реактивности и резистентности организма человека;

- объяснить механизмы влияния основных внешних и внутренних факторов на реактивность организма;

- обосновать основные пути и принципы целенаправленного изменения реактивности организма.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения темы "Реактивность и резистентность организма" необходимо знать:

- роль причинных факторов, условий и организма в возникновении заболеваний;

- стадии полового созревания человека;

- характеристику женского полового цикла;

- функциональные особенности различных типов высшей нервной деятельности человека.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Реактивность. Виды реактивности: видовая, возрастная (реактивность грудного, детского, юношеского, зрелого и старческого возраста) в зависимости от пола (реактивность мужского и женского организма), конституциональная реактивность астеников, нормостеников, гиперстеников), в зависимости от типов высшей нервной деятельности (обусловленность реактивности общебиологическими и человеческими типами высшей нервной деятельности), индивидуальная (физиологическая и патологическая, специфическая и неспецифическая). Особенности каждого вида активности.

2. Резистентность, её виды: видовая, групповая (в зависимости от возраста, пола, конституции, типа высшей нервной деятельности), индивидуальная (специфическая и неспецифическая, активная и пассивная, первичная и вторичная, абсолютная и относительная). Сущность каждого вида резистентности.

3. Взаимоотношения и связь реактивности и резистентности. Характер зависимости резистентности от реактивности организма к факторам физической и биологической природы. Клеточные механизмы реактивности и резистентности. Связь резистентности с механизмами адаптации.

4. Факторы, влияющие на реактивность и резистентность организма:

а) внешние (питание, температура, лучистая энергия, барометрическое давление, погода, климат, условия труда и быта);

б) внутренние (наследственные свойства, тип ВНД, функциональное состояние нервной, эндокринной и барьерной систем, перенесенные заболевания и состояние иммунитета). Механизмы влияния различных факторов на реактивность и резистентность организма.

5. Пути направленного изменения реактивности и резистентности организма. Специфические и неспецифические средства профилактики и лечения заболеваний.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Методические разработки кафедры "Основные положения общей нозологии". - Курск, 1996. - С. 24-36.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 101-114.

4. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 71-87.

5. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Блинков Ю.А. и др. Тестовые задания по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 1998. – С. 11-13.

б) дополнительная:

1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. - Т. 1. – С. 41-44.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 73-83.

3. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Определение понятий "реактивность" и "резистентность".

2. Классификация реактивности.

3. Виды групповой и индивидуальной реактивности и резистентности.

4. Характер взаимосвязи реактивности и резистентности организма при действии факторов физической и биологической природы.

5. Клеточные механизмы реактивности и резистентности.

6. Сущность и особенности видов реактивности и резистентности.

7. Особенности реактивности и резистентности женского организма.

8. Особенности реактивности и резистентности новорожденных и грудных детей.

9. Особенности реактивности и резистентности детей от 2 до 10-12 лет.

10. Функционально-физиологические особенности реактивности и резистентности в юношеском возрасте.

11. Функционально-физиологические особенности снижения реактивности и резистентности в старческом возрасте.

12. Сущность и основные проявления физиологической реактивности.

13. Условия формирования и особенности проявления патологической реактивности.

14. Сущность специфической и неспецифической реактивности и резистентности.

15. Сущность и особенности пассивной и активной резистентности.

16. Влияние типа телосложения и типа ВНД на реактивность и заболеваемость человека.

17. Механизмы влияния охранительного торможения и возбуждения ЦНС на реактивность и резистентность организма.

18. Механизмы влияния внешних факторов на реактивность и резистентность.

19. Механизмы влияния эндокринной системы на реактивность и резистентность.

20. Средства направленного изменения специфической и неспецифической реактивности и резистентности организма.

21. Механизмы повышения резистентности организма при закаливании холодом и физическими нагрузками.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

1. Составить логическую в эволюционном аспекте схему видов реактивности.

2. Составить таблицу особенностей реактивности и заболеваемости женщин.

3. Составить таблицу особенностей реактивности и резистентности для одного из возрастных периодов.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие практическое.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль самоподготовки по тестовой методике.

3. Фронтальный разбор неясных вопросов.

4. Фронтальный разбор связей между функциональными особенностями и заболеваемостью в зависимости от типа телосложения и типа ВНД.

5. Экспериментальное исследование характера изменений реактивности у мышек на действие электрического тока после охлаждения и на фоне наркоза (эксперименты выполняются согласно прилагаемым схемам ООД).

6. Индивидуальные (или групповые) решения проблемных задач. На примере решения задач студенты учатся проводить анализ конкретных взаимосвязей реактивности организма с особенностями действия лекарственных препаратов и характером заболеваемости.

ООД

по исследованию влияния наркоза на исход электротравмы у мышей

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовить животных к эксперименту.     2. Подготовить мышек и станок для пропускания тока.     3. Выполнить.   4. Провести анализ полученных данных.   5. Оформить протокол и написать заключение.   1. Взять 2 мышки. Одну их них взвесить и ввести под кожу 1% раствор гексенала из расчета: вес кол-во вес кол-во мышки раствора мышки раствора 15 г 0,16 мл 21 г 0,28 мл 16 г 0,18 мл 22 г 0,30 мл 17 г 0,19 мл 23 г 0,33 мл 18 г 0,21 мл 24 г 0,36 мл 19 г 0,23 мл 25 г 0,38 мл 20 г 0,25 мл 26 г 0,40 мл 2. Через 12-15 мин после введения гексенала (когда мышка уснет) контрольную и наркотизированную мышку закрепить в станок для пропускания электротока и присоединить электроды от параллельных контуров на ухо и хвост мышек. После этого шнур станка включить в розетку электросети. 3. С помощью выключателя на станке пропустить ток через обеих мышек в течение 3 сек и отметить время выхода из состояния судорог и восстановления жизнедеятельности мышек. Повторные действия электротока в 6, 9, 12, 15 сек наносить через 2-З мин до гибели обеих мышек. 4. Обратить внимание на взаимосвязь между резистентностью мышек к электротоку и изменениями реактивности под влиянием наркоза. 5. Данные опыта представить в виде таблицы, объяснить взаимосвязь между изменениями реактивности и резистентности и написать общее заключение.

ООД

по исследованию влияния общего охлаждения на исход
электротравмы у мышей

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовить мышек к эксперименту. 2. Выполнить эксперимент.     3. Провести анализ и оформить протокол.   1. Взять 2 мышки. Одну из них посадить в колбу и поместить в холодильник (морозилку) на 50 мин. 2. Охлажденную и контрольную мышек закрепить в станке и пропускать электроток, как и в предыдущем эксперименте. 3. Уяснить характер изменения реактивности в различные фазы охлаждения и объяснить механизмы изменения резистентности мышки к электротравме.

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И КОНСТИТУЦИИ
В ПАТОЛОГИИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Успехи борьбы с инфекционными и профессиональными заболеваниями привели к относительному увеличению заболеваний с первичными генетическими механизмами патогенеза. В настоящее время ежегодно рождается от 4 до 6% детей с генетически обусловленными заболеваниями и дефектами развития. У взрослых людей также увеличился процент заболеваний, обусловленных наследственно-конституциональными свойствами организма. Все это требует от каждого врача глубоких знаний причин и механизмов возникновения заболеваний, развивающихся на основе наследственно-конституциональных свойств или изменений генетического аппарата клеток, что необходимо для профилактики и успешного лечения генетически обусловленных заболеваний.

Наши рекомендации