Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП
Цель: Рассмотреть основы психофизической подготовки человека к труду и методики содействия успешному профессиональному становлению и развитию личности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.
2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
3. Производственная физическая культура в рабочее время.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа 1. Составление профессиограммы специалиста.
Методика.
СОСТАВИТЬ ПРОФЕССИОГРАММУ МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
на выбор (процедурная м/с, хирургическая м/с, операционная м/с и т.д.)
по следующему плану:
1) описание условий труда, его характера и специфика
а) тип движений (динамические, статические, монотонные, точные и пр.)
б) участвующие при этом части тела
в) амплитуда движений
г) временные характеристики
д) силовые характеристики
е) особенности координации
2) каким образом данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными
3) подбор средств, содействующих развитию этих качеств
Негативные факторы профессионального труда | Направленность занятий и подбора упражнений |
Тяжелый физический труд | Профилактика перенапряжения мышечного аппарата и отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат |
Гипокинезия и гиподинамия | Развитие выносливости, силы и подвижности суставов, координации движений, ловкости |
Неудобная или однообразная рабочая поза | Коррекция осанки, ликвидация застойных явлений в области малого таза и нижних конечностей, профилактика шейных остеохондрозов и пояснично-крестцовых радикулитов |
Повышенная загруженность мышц кисти и предплечья | Профилактика перенапряжения мышц и нервно-мышечных заболеваний рук |
Монотонность | Двигательная перемена деятельности, повышенная эмоциональность занятий |
Повышенная нервно-эмоциональная напряженность | Снятие нервно-психической напряженности, стабилизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расслабение |
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия | Улучшение функции дыхания в благоприятных условиях, повышение устойчивости к высоким, низким температурам и к их перепадам |
Работа 2. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики.
Методика.
Согласно типовой схемы вводной гимнастики, разработанной Л.Н.Нифонтовой, составить комплекс:
1. Упражнения организующего характера.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
3. Упражнения общего воздействия.
4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.
5-8. Специальные упражнения.
3 Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Общая нагрузка при выполнении постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.
3 Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы не задействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.
3 Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не насыщен большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная нагрузка приходится на первую треть комплекса.
3 Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей в течении 5-10 секунд.
Чтобы выполнение комплекса не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:
2 Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;
2 Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;
2 Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое – поможет настроиться на предстоящую работу;
2 После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.
Результат:
Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.
Работа 3. Методика составления и проведения комплексов упражнений физкультурной паузы.
Методика.
В соответствии с рекомендациями составить комплекс физкультурной паузы для различных специалистов.
Классификаций профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда, применительно к производственной гимнастике.
1 группа: однообразные монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью | 2 группа: виды работ, в которых со-четаются элементы умст-венного и физического труда. Движения разнооб-разные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ может выполняться стоя. | 3 группа: работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные | 4 группа: связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, требующие большого напряжения ЦНС, но малоподвижные, физические затраты небольшие |
Упражнения: - в потягивании - повороты, наклоны - общего воздействия (приседания, комбина-ция с наклонами, движе-ниями рук и т.д.) - махового характера - на расслабление мышц рук - на точность и координа-цию движений. | Упражнения: - в потягивании - для мышц туловища,рук, ног, с элементами рас-слабления - для мышц туловища, рук, ног - общего воздействия – бег, прыжки, приседания - махового характера - на расслабление - на координацию и точность движений | Упражнения: - в потягивании с глубо-ким дыханием и включе-нием элементов расслаб-ления мышц рук и пле-чевого пояса - с расслаблением мышц рук, ног и туловища в положении сидя или лежа - на растягивание, улуч-шение осанки и подвиж-ности суставов - с элементами координа-ции движений | Упражнения: - в потягивании - для мышц туловища, рук, ног - на все группы мышц более динамичные, с большей нагрузкой - общего воздействия –приседания, бег, прыжки - для различных мышц с акцентом на движение ногами - на расслабление мышц рук - на внимание, координа-цию движений. |
Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться | Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться | Нагрузка в комплексе упражнений должна постепенно повышаться | Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться |
Проводится через 2-2,5 часа работы | Проводится через 2-2,5 часа работы | Проводится через 1,5 часа работы | Проводится через 2,5-3 часа работы |
Результат:
Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.
Список литературы:
1. Лекции теоретического раздела.
2. Глоссарий.
3. Примерные гимнастические комплексы.
ГЛОССАРИЙ:
Работоспособность | Потенциальная возможность человека выполнить целесооб-разную мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий и психофизиологических резервов человека. |
Психофизиологическая характеристика труда | Сопряженная характеристика изменений психических и физио-логических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. |
Утомление | Временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающе-еся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умст-венное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление. |
Переутомление | Накопление (кумуляция) утомления в результате неправильно-го режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспо-собности и продуктивности труда, появлении раздражитель-ности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают – начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. |
Профессионально-прикладная физическая подготовка | Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. |
Формы (виды) труда | Условно подразделяют на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности. |
Условия труда | Воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени. |
Характер труда | Определяется степенью и особенностью физической и психи-ческой нагрузки работника в течение трудового процесса, раз-нообразием умений и навыков, применяемых им в процессе профессиональной деятельности. |
Прикладные физические качества | Это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, лов-кость), которые имеют наибольшее значение для качествен-ного и эффективного выполнения конкретной профессиональ-ной деятельности |
Производственная физическая культура | Система физических упражнений, физкультурно-оздоровитель-ных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. |