Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП

Цель: Рассмотреть основы психофизической подготовки человека к труду и методики содействия успешному профессиональному становлению и развитию личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

3. Производственная физическая культура в рабочее время.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа 1. Составление профессиограммы специалиста.

Методика.

СОСТАВИТЬ ПРОФЕССИОГРАММУ МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

на выбор (процедурная м/с, хирургическая м/с, операционная м/с и т.д.)

по следующему плану:

1) описание условий труда, его характера и специфика

а) тип движений (динамические, статические, монотонные, точные и пр.)

б) участвующие при этом части тела

в) амплитуда движений

г) временные характеристики

д) силовые характеристики

е) особенности координации

2) каким образом данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными

3) подбор средств, содействующих развитию этих качеств

Негативные факторы профессионального труда Направленность занятий и подбора упражнений
Тяжелый физический труд Профилактика перенапряжения мышечного аппарата и отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат
Гипокинезия и гиподинамия Развитие выносливости, силы и подвижности суставов, координации движений, ловкости
Неудобная или однообразная рабочая поза Коррекция осанки, ликвидация застойных явлений в области малого таза и нижних конечностей, профилактика шейных остеохондрозов и пояснично-крестцовых радикулитов
Повышенная загруженность мышц кисти и предплечья Профилактика перенапряжения мышц и нервно-мышечных заболеваний рук
Монотонность Двигательная перемена деятельности, повышенная эмоциональность занятий
Повышенная нервно-эмоциональная напряженность Снятие нервно-психической напряженности, стабилизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расслабение
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия Улучшение функции дыхания в благоприятных условиях, повышение устойчивости к высоким, низким температурам и к их перепадам

Работа 2. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики.

Методика.

Согласно типовой схемы вводной гимнастики, разработанной Л.Н.Нифонтовой, составить комплекс:

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

3 Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Общая нагрузка при выполнении постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

3 Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы не задействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

3 Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не насыщен большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная нагрузка приходится на первую треть комплекса.

3 Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей в течении 5-10 секунд.

Чтобы выполнение комплекса не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

2 Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;

2 Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;

2 Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое – поможет настроиться на предстоящую работу;

2 После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Результат:

Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.

Работа 3. Методика составления и проведения комплексов упражнений физкультурной паузы.

Методика.

В соответствии с рекомендациями составить комплекс физкультурной паузы для различных специалистов.

Классификаций профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда, применительно к производственной гимнастике.

1 группа: однообразные монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью 2 группа: виды работ, в которых со-четаются элементы умст-венного и физического труда. Движения разнооб-разные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ может выполняться стоя. 3 группа: работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные 4 группа: связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, требующие большого напряжения ЦНС, но малоподвижные, физические затраты небольшие
Упражнения: - в потягивании - повороты, наклоны - общего воздействия (приседания, комбина-ция с наклонами, движе-ниями рук и т.д.) - махового характера - на расслабление мышц рук - на точность и координа-цию движений. Упражнения: - в потягивании - для мышц туловища,рук, ног, с элементами рас-слабления - для мышц туловища, рук, ног - общего воздействия – бег, прыжки, приседания - махового характера - на расслабление - на координацию и точность движений Упражнения: - в потягивании с глубо-ким дыханием и включе-нием элементов расслаб-ления мышц рук и пле-чевого пояса - с расслаблением мышц рук, ног и туловища в положении сидя или лежа - на растягивание, улуч-шение осанки и подвиж-ности суставов - с элементами координа-ции движений Упражнения: - в потягивании - для мышц туловища, рук, ног - на все группы мышц более динамичные, с большей нагрузкой - общего воздействия –приседания, бег, прыжки - для различных мышц с акцентом на движение ногами - на расслабление мышц рук - на внимание, координа-цию движений.
Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться Нагрузка в комплексе упражнений должна постепенно повышаться Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться
Проводится через 2-2,5 часа работы Проводится через 2-2,5 часа работы Проводится через 1,5 часа работы Проводится через 2,5-3 часа работы

Результат:

Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.

Список литературы:

1. Лекции теоретического раздела.

2. Глоссарий.

3. Примерные гимнастические комплексы.

ГЛОССАРИЙ:

   
Работоспособность Потенциальная возможность человека выполнить целесооб-разную мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий и психофизиологических резервов человека.  
Психофизиологическая характеристика труда Сопряженная характеристика изменений психических и физио-логических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.  
Утомление Временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающе-еся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умст-венное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.  
Переутомление Накопление (кумуляция) утомления в результате неправильно-го режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспо-собности и продуктивности труда, появлении раздражитель-ности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают – начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.  
Профессионально-прикладная физическая подготовка Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.  
Формы (виды) труда Условно подразделяют на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.  
Условия труда Воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.  
Характер труда Определяется степенью и особенностью физической и психи-ческой нагрузки работника в течение трудового процесса, раз-нообразием умений и навыков, применяемых им в процессе профессиональной деятельности.  
Прикладные физические качества Это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, лов-кость), которые имеют наибольшее значение для качествен-ного и эффективного выполнения конкретной профессиональ-ной деятельности  
Производственная физическая культура Система физических упражнений, физкультурно-оздоровитель-ных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Наши рекомендации