Учебные и воспитательные цели
Материально-лабораторное обеспечение.
Мешок Дугласа, газовый счетчик, газоанализатор Холдена или Орса, спирт, вата, таблицы Гарриса и Бенедикта, сфигмоманометр Рива-Роччи, таблицы химического состава пищевых продуктов, их калорийность, весы, ростометр, фонендоскоп; капсула Лешли-Красногорского, желудочки по Павлову и Гейденгайну; желчь медицинская, постное масло, вода, пробирки, штатив, воронки, фильтровальная бумага.
Учебные и воспитательные цели.
а) общая цель- Вам необходимо сформулировать представление о процессах обмена веществ и пищеварения в организме и о том, что в процессе обмена веществ и пищеварения постоянно происходят превращения энергии, используемой на воссоздание структурных элементов клеток, на рост и развитие организма, на выполнение работы, на поддержание температуры тела. Использовать данную информацию в процессе практической деятельности врача общей практики.
б) частные цели- Вам необходимо на основе теоретического базиса и
анализа проведенных практических работ. Иметь представление о:
• видах энергии в организме и ее превращения;
• понятии основного и общего обменов энергии;
• дыхательном коэффициенте, калорическом эквиваленте кислорода и их величинах и значимости;
• суточных потребностях организма в белках, жирах, углеводах, воды, минеральных веществ;
• принципах составление пищевого рациона;
• нейро-гуморальных механизмах регуляции функций пищеварительной системы;
• пищеварении в полости рта и желудке;
• важнейших функциях печени;
• пищеварении в тонкой и толстой кишке.
В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны:
ЗНАТЬ:
• значение питательных веществ для энергетического обмена;
• понятие основного и общего обмена энергии;
• принципы составления пищевого рациона;
• механизмы регуляции деятельности слюнных желез;
• фазы желудочной секреции;
• методики операции на околоушной слюнной железе, с капсулой Лешли-Красногорского и методики операций на желудке (по методу Гейденгайна, Павлова).
УМЕТЬ:
• определять и оценивать энергетические траты организма методом непрямой калориметрии;
• объяснять и оценивать энергозатраты человека в зависимости от его функционального состояния;
• рассчитывать должный основной обмен по таблице Гарриса и Бенедикта для человека;
• вычислять процент отклонения основного обмена по формуле Рида
• анализировать проведенные практические работы ( эмульгирующие свойства желчи).
ВЛАДЕТЬ:
• методами непрямой калориметрии, для определения основного обмена, таблицами Гарриса и Бенедикта и формулой Рида;
•навыками проведенных практических работ.
Обладать набором компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) Общекультурных(ОК):
-способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-использовать на практике методы естественнонаучных, физиологических, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволит совершенствовать культуру речи, формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1).
б)Профессиональных(ПК):
-способности и готовности выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат с целью формирования целостного понимания метаболических основ физиологических функций (ПК-2);
- способности и готовности к формированию системного подхода в усвоении материала по обмену веществ и энергетических затрат организма, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-З);
- способности и готовности к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач, связанных с понятиями основного и общего обменов энергии и физиологических основ
пищеварения (ПК-9);
- способности и готовности анализировать закономерности физиологических основ рационального питания, использовать знания оценки функционального состояния организма взрослого человека, которые были получены при изучении разделов нормальной физиологии (ПК-16);
- способности и готовности изучать физиологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по формирования представлений о причинах изменений основного и общего обмена энергии и пищеварения в зависимости от вида деятельности и возраста (ПК-31);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, с целью новых перспективных средств в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования на основе полученных теоретических и практических знаний при изучении метаболических основ физиологических функций (ПК-32).
Иметь представление о:
• превращении энергии и ее видах;
• понятии основного и общего обмена энергии и их величинах;
• понятии дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода;
• понятии калорического коэффициента питательных веществ;
• нейро-гуморальных механизмах регуляции функций пищеварительной системы;
• пищеварении в полости рта и желудке;
• важнейших функциях печени;
• пищеварении в тонкой и толстой кишке.
Рекомендуемая обязательная литература
1. Учебник Нормальная физиология. Под ред. проф. В.М. Смирнова. М., Издательский центр «Академия», 2010, стр. 304-320, 265-300.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. СМ. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Издательский центр «Академия» 2010, стр. 142-161.
3. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.
4. Коробков А.В., Чеснокова С.А.. Атлас по нормальной физиологии. М., «Высшая школа», 2009г.
Ваши действия при подготовке к данному занятию.
а) Теоретическая часть:
При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученной базовой дисциплины – биохимии (обмен веществ) и по анатомии, гистологии пищеварительной системы. Повторите топографию слюнных желез; глотки; отделов и сужений пищевода. Обратите особое внимание на усвоение базовых знаний по гистологии и анатомии отделов желудка и его желез.
Обратить внимание на обмен веществ и его роли в энергетическом обмене, на понятия анаболизма и катаболизма.
Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине и особо обратите внимание на:
a) необходимость поступления в организм пищи и воды;
b) различные виды энергии в организме и их превращении;
c) понятие общего обмена, основного обмена, рабочей прибавке, динамически-специфического действия пищи, их величины и значимости для организма;
d) расход энергии по пяти категориям в зависимости от вида труда;
e) коэффициент полезного действия;
f) методы исследования энергетических затрат организма (прямая-непрямая калориметрия, таблицы Гарриса и Бенедикта);
g) составление пищевых рационов для каждой категории людей по энергозатратам;
h) типы и формы пищеварения;
i) Нейрофизиологические, гуморальные механизмы голода и насыщения;
j) Особенности жевания при пережевывании пищи различной консистенции;
k) Фазы желудочной и поджелудочной секреции.
Приналичие возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой. Заблаговременно приготовьте униформу.
Ответьте на учебные вопросы занятия. Решите тесты с 1 по 10 и ситуационные задачи с 1 по 14. Данное занятие имеет особое место по овладению знаниями о роли энергетического обмена в покое и при различных функциональных состояниях организма.
Будьте готовы ответить на следующие вопросы:
1.Обмен веществ - как основное условие обеспечения жизнедеятельности и сохранения гомеостаза. Основные этапы обмена веществ, их характеристика.
2.Представление об энергетическом балансе организма. Методы прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии. Расчет фактических энергозатрат человека в условиях основного обмена методом непрямой калориметрии по методу Дугласа-Холдейна.
3.Основной обмен, условия определения основного обмена, факторы, влияющие на его величину. Диагностическое значение основного обмена, методы его исследования.
4.Энергетическая и калорическая ценность различных питательных веществ, понятие дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода, их величины для разных видов питательных веществ. Изодинамия питательных веществ. Принципы организации рационального питания.
5.Пищеварение, сущность пищеварения. Типы и формы пищеварения. Нейрофизиологические, гуморальные механизмы голода и насыщения.
6.Пищеварение в полости рта, желудка. Фазы желудочной секреции.
7.Пищеварение в 12-ти перстной кишке, роль панкреатического сока и желчи в процессах пищеварения. Участи толстого кишечника в пищеварении. Роль микрофлоры в пищеварении.
При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать понятие обмена веществ, процессов ассимиляции и диссимиляции, знать пластическую и энергетическую роль питательных веществ.Вы должны усвоить классификацию основных этапов обмена веществ и дать им характеристику.
При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об энергетическом балансе организма и методах определения энергетических затрат, прямая и непрямая калориметрия (полный и неполный газовый анализ).
При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить целостное представление об основном обмене энергии и его диагностическом значении. Знать от каких факторов зависят величины основного обмена энергии.
При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить понятие дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода и их величины. Знать калорийную ценность различных питательных веществ и энергетическую ценность продуктов питания. Усвоить понятие закона изодинамии и его роль при составлении пищевого рациона. Обратите внимание на особенности питания в зависимости от возраста и вида труда, на рациональное питание.
При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить
сущность пищеварения, типы и формы пищеварения, нейрофизиологические и гуморальные механизмы голода и насыщения.
При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление о пищеварении в полости рта, желудка.
При подготовке 7 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить роль панкреатического сока и желчи в процессах пищеварения. Обратите внимание на роль микрофлоры в процессах пищеварения.
б) Практическая часть:
При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке 1 задания практической части занятия Вам необходимо познакомиться с содержание таблиц Гарриса и Бенедикта. Определить свой вес и рост и, с помощью данных таблиц, определить должный основной обмен, исходя из возраста, пола, веса, роста.
При отработке 2 задания практической части занятия Вы должны определить процент отклонения основного обмена энергии по формуле Рида. Предварительно измеряете артериальное давление, рассчитываете пульсовое давление, подсчитываете частоту пульса. Полученные результаты подставить в формулу Рида: 0,75 (ЧП + ПД х 0,74) – 72 – и рассчитать процент отклонения основного обмена энергии.
При отработке 3 задания практической части занятия необходимо обратить внимание на принцип составления пищевого рациона для людей 1-й категории по энергозатратам. Вспомнить о соотношении в пищевом рационе белков, жиров и углеводов и о введении в рацион обязательных витаминов и минеральных солей. При составлении рациона вы должны использовать таблицы с химическим составом пищевых продуктов и их калорийность.
При отработке 4 задания практической части занятия уясните принципиальные отличия секреции изолированных желудочков по способам Гейденгайна и Павлова.
При отработке 5 задания практической части занятия воспользуйтесь методическими указаниями по влиянию желчи на жиры из методических указаний к практическим занятиям по нормальной физиологии. Изд. СГМА.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение.