Внутренние половые органы
Внутренние органы, входящие в состав репродуктивной системы женщины, полностью со всех сторон окружены костями таза. К ним относятся:
· 2 яичника;
· матка с трубами;
· шейка матки;
· влагалище.
Матка располагается ровно в центре таза, позади мочевого пузыря и спереди прямой кишки. Поддерживается с помощью двойных эластичных связок, которые удерживают ее постоянно в одном положении. Является полым органом, имеющим грушевидную форму. Стенки ее в своём составе содержат мышечный слой, который обладает большой сократимостью и растяжимостью. Именно поэтому матка значительно увеличивается в размерах во время беременности, по мере роста плода. Восстановление ее после родов до первоначальных размеров происходит за 6 недель.
Шейка матки является продолжением ее тела. Это узкая трубка, которая имеет толстые стенки и ведёт к верхней части влагалища. С помощью шейки происходит сообщение маточной полости с влагалищем.
Влагалище по своему строению напоминает трубу, длина которой в среднем составляет 8 см. Именно по этому каналу в матку проникают сперматозоиды. Влагалище обладает большой эластичностью, что даёт ему возможность расширяться во время процесса родов. Благодаря хорошо развитой сети кровеносных сосудов, во время полового акта влагалище немного набухает.
Трубы являются тем местом, где происходит встреча сперматозоида с яйцеклеткой после овуляции. Длина маточных труб - около 10 см. Заканчиваются они воронкообразным расширением. Внутренние их стенки полностью покрыты клетками мерцательного эпителия. Именно с их помощью и происходит продвижение зрелой яйцеклетки к маточной полости.
Яичники являются частью эндокринной системы женщины и представляют собой железы смешанной секреции. Располагаются обычно ниже пупка в брюшной полости. Именно здесь происходит образование яйцеклеток и их созревание. Кроме этого они синтезируют 2 гормона, которые оказывают огромное влияние на организм, - прогестерон и эстроген. Еще при рождении у девочки в яичниках закладываются около 400 тысяч яйцеклеток. Каждый месяц, на протяжении всего репродуктивного возраста женщины, происходит созревание 1 яйцеклетки, которая выходит в брюшную полость. Этот процесс и получил название овуляция. Если яйцеклетка оплодотворяется, наступает беременность.
Билет 5
здоровье-является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.
Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Билет 6
вскармливание детей 1го года жизни
Естественным вскармливанием называется вскармливание ребенка молоком матери. В первые месяцы жизни (до 5 месяцев) материнское молоко является самой благоприятной пищей, так как в нем есть все основные питательные вещества, в том составе и соотношении, которые наилучшим образом перевариваются и усваиваются в этом возрасте. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, гормоны, специфические антитела и неспецифические вещества, убивающие микробов.
Дети получают из груди матери стерильное молоко. При грудном вскармливании они лучше развиваются, реже болеют, легче переносят заболевания, чем дети, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании.
Принимая во внимание большую потребность ребенка в пище и невозможность благодаря малым размерам желудка и слабой деятельности пищеварительных желез получать и переваривать сразу большие ее количества, в первые два-три месяца жизни детей рекомендуется кормить часто и небольшими порциями.
По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи ребенку на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений в течение суток уменьшают.
Более правильным является определение количества молока, необходимого ребенку исходя из его веса, состояния и потребностей в пищевых ингредиентах. Если вес ребенка соответствует средним возрастным нормам, количество молока в сутки должно составлять для ребенка от 2 недель до 2 месяцев 1/5 веса его тела; для ребенка от 2 до 4 месяцев — 1/6 веса его тела; для ребенка от 4 до 6 месяцев — 1/7 веса его тела; для ребенка от 6 до 9 месяцев — 1/8 веса его тела. Данные объема пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении питания. В дальнейшем нужно считаться с аппетитом ребенка, внося только качественную коррекцию.
Недостающее количество белка можно восполнить творогом или белковыми препаратами (каззоль, плазмон). Дефицит жира целесообразнее всего корригировать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте — сливочным маслом. Для возмещения недостающего количества углеводов пользуются сахарным сиропом.
В дошкольных учреждениях необходимо создать условия для вскармливания ребенка грудью. С этой целью для кормящих матерей оборудуют специальную комнату, где ставят стол для размещения предметов, необходимых при кормлении грудью (раствор борной кислоты, пинцеты, ватные тампоны, вазелин, марлевые салфетки и пр.), умывальник для мытья рук, шкаф или вешалку для чистых халатов, пеленальный стол.
Перед кормлением ребенка женщина должна вымыть руки с мылом, надеть чистый халат и косынку, рот и нос прикрыть повязкой, состоящей из четырех слоев марли, протереть сосок ватным тампоном, смоченным раствором борной кислоты.
Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. При естественном вскармливании все дети с месячного возраста должны получать аскорбиновую кислоту. Детям, вскармливаемым грудью, аскорбиновую кислоту следует давать по 30 мг в день, а получающим донорское стерилизованное молоко — не менее 100 мг в день (по 50 мг 2 раза).
Витамины группы В малышам дают с 2-месячного возраста в виде пасты из пекарских дрожжей по одной чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по две чайные ложки в день. Витамины А и D ребенок получает с рыбьим жиром с месячного возраста, начиная с капель (по 5 капель 2—3 раза в день), в течение 10—12 дней доводят до 1—2 чайных ложен в день.
Назначая ребенку рыбий жир, следует помнить, что давать его надо в конце кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит деятельность желудочной секреции.
С 1—1,5-месячного возраста ребенку следует давать ягодные, фруктовые и овощные соки, начиная с 1/2 чайной ложки и до 40— 50 мг в день (в 2—3 приема), с 4-месячного возраста — протертое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки до 2 столовых ложек в день.
В 4,5 месяца ребенок может получать 1/2 яичного желтка в день как источник фосфора, кальция, железа, витаминов A, D, B1, B2, PP, а также высококачественного белка и жира. С целью меньшей аллергизации и профилактики вирусных заболеваний желток надо давать в вареном виде.
Прикорм. К 5—6 месяцам жизни у ребенка возрастает возможность переваривания и усвоения новых видов пищи. Грудное молоко уже не удовлетворяет всех его потребностей в питательных веществах, и если своевременно не начать прикармливать, у ребенка может наступить задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ.
Более раннее (с 4 месяцев) введение прикорма можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее — при острых желудочно-кишечных расстройствах, лихорадочных заболеваниях, сильной жаре.
Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные правила:
прикорм давать перед кормлением грудью, вводить постепенно, начиная с малых количеств, переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому виду; прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.
Первым прикормом может быть овощное пюре или 5%-ная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощное пюре как первый прикорм полезно назначать детям недоношенным, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией, а также в связи с тем, что после каши дети неохотно берут овощное пюре.
Через 2 недели после введения 5%-ной каши ее заменяют 10%-ной на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша. Сливочное масло в рацион ребенка вводят с 5,5-месячного возраста. В 10%-ную кашу и овощное пюре добавляют 3 г масла.
В 7-месячном возрасте дают суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят второй прикорм — обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 8 месяцев ребенку назначают третий прикорм — кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 месяцев — фрикадельки, к концу года — паровую котлету. Полезно давать ребенку печень, мозги, рыбу.
Назначать кисели детям первого года жизни не следует, так как это блюдо сильно обогащает пищу углеводами, а питательная ценность его незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями.
В районах, где и в летнее время население испытывает недостаток в свежих ягодах, фруктах и овощах, а также в зимнее время (в средней полосе нашей страны), можно давать консервы, приготовленные специально для детского питания из высококачественных сортов продуктов. Прикорм желательно разнообразить, но никогда не переходить к новому виду пищи, если ребенок не привык к предыдущему.
Увеличивая по мере привыкания ребенка количество даваемой ему новой пищи, постепенно заменяют ею одно за другим кормление грудью. Общее количество пищи, получаемой ребенком за одно кормлеиие, во вторую половину года не должно превышать 200 мл.
Назначать смешанное и искусственное вскармливание необходимо, если имеются для этого существенные показания. Вместе с тем при недостатке грудного молока не следует задерживать ребенка на естественном вскармливании. Своевременное назначение рационального смешанного, а при необходимости и искусственного вскармливания предупреждает развитие гипотрофии.
Смешанным вскармливанием принято условно считать такое вскармливание, когда смеси составляют более 1/5 суточного рациона питания ребенка; при искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи.
Показаниями к назначению смешанного вскармливания являются истинная гипогалактия и некоторые заболевания матери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число грудных кормлений. Основанием к переводу ребенка на искусственное вскармливание являются полное отсутствие молока и невозможность обеспечить ребенка донорским молоком.
При смешанном и искусственном вскармливании основным продуктом питания является коровье молоко. В 100 мл коровьего молока содержится в 3 раза больше белка, чем в женском, однако усваивается он значительно хуже. Объясняется это преобладанием в коровьем молоке казеиновых фракций. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании белка на 1 кг веса должно быть больше, чем при естественном.
Содержание жира в женском и коровьем молоке примерно одинаковое, но различный химический состав его определяет более трудную перевариваемость и усвояемость жира коровьего молока. Углеводов в коровьем молоке в 2 раза меньше, чем в женском, поэтому в коровье молоко добавляют сахар. Витаминов и ферментов в коровьем молоке значительно меньше, чем в женском. Для некоторого приближения количественного состава веществ коровьего молока к женскому его разводят слизистыми или мучными отварами. Этим достигается уменьшение количества чужеродного белка и жира и увеличение количества углеводов.
С целью повышения усвоения основных ингредиентов коровьего молока предложены кислые смеси, преимущество которых заключается в кислой реакции, тормозящей рост бактерий и повышающей усвоение жира, а также в мелкохлопчатом створаживании казеина, значительно облегчающем его переваривание и усвоение. Из всех известных видов кислого молока наибольшего внимания заслуживает кефир, стимулирующий секрецию пищеварительных соков, желчи, содержащий витамины и ферменты. Молочная кислота, накапливающаяся в кефире, способствует нежному створаживанию белка и лучшему усвоению жира. Молочнокислые бактерии кефира вытесняют патогенную флору кишечника, поэтому он особенно показан детям с неустойчивым стулом и в летнее время года.
Чтобы сохранить правильное соотношение ингредиентов и придать пище приятный вкус, в кефир добавляют сахар: для детей первых 5—6 месяцев жизни —10%, для более старших — 5 %.
В последние годы для раннего смешанного и искусственного вскармливания детей все большее применение находит ионитное молоко, а также смеси «Малютка» и «Малыш». Ионитное молоко получают из цельного коровьего молока путем обработки его катионитом, в результате чего количество солей кальция уменьшается на 20—22%, соотношение кальция и фосфора приближается к соотношению их в женском молоке. Количество альбуминовых фракций в ионитном молоке относительно больше казеиновых, створаживание его происходит более мелкими и нежными хлопьями, что повышает усвоение казеина. Эти преимущества ионитного молока позволяют применять его без разведения в болee раннем возрасте и таким образом повысить в рационе детей количество белка, жира, минеральных веществ. Особенно показано оно для детей недоношенных и с проявлениями гипотрофии. Ионитное молоко можно применять также для приготовления кефира, ацидофильного молока и творога. Такими же преимуществами перед коровьим молоком обладают и смеси «Малютка» и «Малыш». Благодаря оптимальному соотношению белков, жиров, углеводов и других ингредиентов в этих смесях удается обеспечить рациональное вскармливание детей — смешанное и искусственное — начиная с периода новорожденности.
При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в действительно необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.
В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого в детских учреждениях ребенка в течение 1—2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм вводят постепенно с таким расчетом, чтобы в течение 3—4 дней полностью покрыть все потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах.
Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некотором кормлении. Последний способ более целесообразен при гипогалактии у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди способствует увеличению количества молока у кормящей женщины. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.
После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Однако необходимо, чтобы кормлений грудью было не менее трех или в крайнем случае двух, так как при редком прикладывании ребенка к груди лактация быстро угасает.
В качестве докорма при смешанном вскармливании лучше использовать кефир и только при его отсутствии можно рекомендовать сладкие смеси, в которых к молоку добавлены слизистые или мучные отвары, приготовленные из различных круп: риса, овса, гречки и др.
Если ребенка вскармливают сцеженным женским молоком и кефиром, лучше смешивать их вместе в одной бутылочке непосредственно перед кормлением, что обеспечивает легкое привыкание ребенка к кефиру (он может быть цельным независимо от возраста ребенка).
Детям до 3 месяцев, если количество докорма велико или он дается как самостоятельное кормление, назначают В-кефир (2/3 кефира и 1/3 отвара).
Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусственное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона питания вытесняется постепенно. Если же ребенка переводят на искусственное вскармливание внезапно, то осуществлять такой перевод нужно крайне осторожно, начиная с разведений. Первым разведением, независимо от возраста ребенка, назначают Б-кефир или Б-рис (1/2 кефира и 1/2 отвара) на 4—5 дней как переходную смесь, затем В-кефир или В-рис и через 5—6 дней, если это необходимо, можно давать цельный кефир.
Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливания рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с более длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.
Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах при смешанном и искусственном вскармливании несколько иная, чем при грудном. Потребность в белке зависит от соотношения грудного и коровьего молока. Если грудное молоко составляет 2/3 суточного количества пищи, ребенок должен получать 3 г белка на 1 кг веса; при равном количестве грудного и коровьего молока — 3,5 г; при 1/3 грудного молока и 2/3 коровьего — 4г. При искусственном вскармливании ребенок должен получать 4,5 г белка.
Жиры и углеводы при смешанном и искусственном вскармливании дети получают в том же количестве на 1 кг веса, как и при естественном вскармливании.
Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании назначают в той же последовательности, как и при естественном, но все их виды в рацион вводят на месяц раньше. Свежие фруктовые, ягодные и овощные соки, тертое сырое яблоко, рыбий жир, желток детям назначают в тех же количествах, но на 2—2,5 недели раньше, чем они получают при естественном вскармливании, аскорбиновой кислоты дают ребенку не менее 100 мг в сутки.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие грудных детей, особенно при смешанном и искусственном вскармливании, является вскармливание их по аппетиту. При этом часы кормления нужно строго соблюдать, а количество пищи в каждое кормление должно быть по аппетиту. Нельзя насильно давать ребенку все назначенное количество пищи или отказывать в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ребенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие качественные изменения в его рацион.
Как кормить детей смесями. Смеси детям нужно давать с чайной ложки. Если же ребенка кормят из бутылки с соской, то соски должны быть с несколькими маленькими отверстиями. Смеси готовят на один день и до кормления ребенка хранят в холодном и темном месте. Бутылку со смесью перед кормлением согревают в теплой воде до температуры 40—45°.
Во время кормления ребенка держат на коленях, головку его кладут на левое слегка приподнятое предплечье кормящего. При недостатке обслуживающего персонала детей можно кормить и в кроватках. Для предупреждения обильного срыгивания (рвоты) надо следить за тем, чтобы при получении пищи ребенок не заглатывал воздух. Для этого горлышко в бутылке должно быть все время заполнено смесью. После еды, продолжительность которой не должна быть меньше 8 мин, рекомендуется 2—3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы лучше выходил воздух, попавший в желудок вместе с пищей. С первых дней жизни ребенка надо стремиться к тому, чтобы прием пищи вызывал у него приятные эмоции. Поэтому перед кормлением ребенку следует показать бутылочку с пищей, ласково разговаривать с ним, приучать его активно хватать губами соску, во время сосания держать ручками бутылочку. После приема детьми пищи соски промывают проточной водой и кладут на час в раствор соды (чайная ложка питьевой соды на стакан кипяченой воды). Только после этого их перекладывают в специально предназначенную сухую посуду.
В каждом детском учреждении, которое посещают грудные дети, должны быть соски с несколькими отверстиями для жидких смесей и с одним большим для 5%-ной каши и киселей. Каждый вид сосок хранится в специальной банке или кастрюльке с крышкой. Количество сосок должно быть в полтора раза больше числа детей, нуждающихся в них.
Оставшуюся после кормления пищу обязательно выливают, бутылки споласкивают и моют ершом в теплой воде с питьевой содой.
Билет 7
Польза естественного вскармливания
Никакое смешанное и искусственное вскармливание не может сравниться с грудным кормлением. Употребление малышом маминого молока дает стойкий положительный эффект, который заметен не только в период кормления, но и благоприятно отразится на ребенке в будущем.
Для малыша
Мамино молоко всегда оптимальной температуры, его не нужно разогревать или охлаждать. Оно абсолютно стерильно и обладает противомикробным действием. В отличие от смесей, которые необходимо готовить, грудное молоко всегда доступно для крохи.
Ребенок на естественном вскармливании менее подвержен риску кишечных инфекций и дисбактериоза. Его обходят стороной респираторно-вирусные и аллергические заболевания.
Очень важное преимущество, которое дает грудное вскармливание, – между крохой и его мамой обеспечивается тесный эмоциональный контакт.Именно так рождаются чувства защищенности и доверия, которые сохраняются на долгие годы. Кроме того, малыши, кормящиеся маминым молоком, часто опережают своих сверстников-искусственников в нервно-психическом и физическом развитии.
Кроме непосредственной пользы существуют и отложенные преимущества грудного вскармливания, то есть те, которые проявятся в будущем. Например:
· естественное вскармливание способствует укреплению чувства уверенности, что в свою очередь, в дальнейшем уменьшает агрессивность и облегчает социальную адаптацию;
· согласно научным исследованиям, дети, вскормленные естественным образом, имеют более высокий уровень интеллекта;
· благодаря грудному кормлению снижается риск возникновения ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний;
· сосание груди способствует формированию правильного прикуса, снижает частоту проблем с зубами в раннем возрасте, уменьшает риск возникновения кариеса, нарушений слуха и речи;
· грудное кормление становится залогом полноценного развития репродуктивной функции, что особенно выражено у девочек (снижается вероятность бесплодия и невынашивания беременности).
Для мамы
Преимущества грудного вскармливания сказываются не только на малыше, но и на его маме. Благодаря гормону окситоцину, который вырабатывается в процессе сосания малышом груди, сокращается матка женщины. Это особенно важно первые пару месяцев после родов: активные сокращения матки способствуют восстановлению ее добеременной формы.
Кроме окситоцина, в организме кормящей матери вырабатывается пролактин – гормон, отвечающий за общее количество молока. Пролактин подавляет выделение прогестерона и эстрогена – гормонов, которые необходимы для овуляции и подготовки организма к новой беременности. Отдых репродуктивной системы женщины – одно из преимуществ, даваемых грудным вскармливанием. Однако необходимо отметить, что защита от зачатия будет работать только при правильной организации естественного кормления малыша.
Кроме предохранения, подавление выработки эстрогенов способствует тому, что риск онкологических заболеваний репродуктивной системы (груди, матки, яичников) значительно уменьшается. Если питание мамы организовано правильно, в период кормления и спустя полгода после завершения лактации в ее организме намного лучше усваивается кальций.
При естественном вскармливании у матери в большом количестве выделяются нейропептиды, среди которых присутствуют эндорфины – «гормоны счастья», стимулирующие моторную деятельность и вызывающие приподнятое настроение. Это немаловажное преимущество, которое дает грудное вскармливание. Успешно кормящая мама с легкостью переносит сложности по уходу за своим чадом, полна эмоциональной удовлетворенности даже в минуты физической усталости.
В связи с ускорением обмена веществ, у кормящей матери быстрее протекает выделение токсинов из организма, повышаются темпы обновления костной системы и тканей, а ее слизистая оболочка носоглотки становится менее восприимчивой к действию болезнетворных микробов и вирусов. В результате у женщины укрепляется иммунитет.
Прикладывание к груди
во-первых, нужно выбрать удобную позу. Мама может сидеть или лежать, для удобства допустимо использовать подушки и мягкие валики, которые прекрасно поддержат уставшую руку или обеспечат комфорт для спины. Малыш должен быть плотно прижат к маме всем телом, не рекомендовано укладывать ребенка на спину, оптимальное положение – лежа на боку; во-вторых, положение тела малыша должно быть ровным, правильно, когда головка, плечики и бедра находятся на одной линии. Шея должна быть ровной, иначе грудничок не сможет глотать молочко; в-третьих, нельзя применять силу во время прикладывания к груди. Малыша не нужно притягивать к соску, ваша задача лишь показать верное направление и плотно придерживать плечики и спинку ребенка, ни в коем случае не надавливая на голову; в-четвертых, между кормящей мамой и грудничком должно быть минимальное количество одежды, длительное прикасание кожа к коже способствует созданию тесной взаимосвязи между ними и выработке большого количества молока.
Билет 8
Антенатальный период
Антенатальный период часто называют внутриутробным развитием плода. Его длительность составляет 40 недель (плюс-минус 2 недели). В течение всего антенатального развития формируется новый организм, это период быстрого роста всех органов и систем.
Эти 40 недель внутриутробного развития врачи делят на 2 этапа – эмбриональное развитие и плацентарное развитие.
Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.