Потом Он низвел на вас после огорчения для спокойствия сон
который покрыл одну часть вас, а другую часть обеспокоили их души… (3:154)
Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
«Я был из числа тех, кого покрыла дремота в день битвы при Ухуде. Мой меч падал
из моей руки многократно. Он падал и я подбирал его, он падал и я снова подбирал его.
Я видел, как головы многих сподвижников свисли (от дремоты) на их кожаные щиты».
Абу Яля сообщает, что Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«Среди нас не было всадников кроме аль-Микдада. И видел, что все из нас спали,
кроме посланника Аллаха, который молился и плакал до утра под деревом»[380].
Дремота случилась с верующими в битве при Ухуде. Это хорошо известно.
Но этот аят повествует о событиях при Бадре. Это доказывает также то, что это было и тогда, и возможно, что это случается с верующими во время трудностей, дабы их сердца нашли покой в поддержке Аллаха. Это проявление милости Аллаха и Его благо над ними.
Как сказал Всевышний Аллах: ﴿فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْراً إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْراً﴾
Ведь, поистине, с тягостью легкость, - поистине, с тягостью легкость! (94:5-6)
Также сообщается в Сахихе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, в день Бадра оставался с Абу Бакром в Шатре, прибывая в мольбе,
затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) задремал.
Когда же он очнулся, то улыбнулся и сказал: «أَبْشِرْ يَا أَبَابَكْرٍ هَذَا جِبْرِيلُ عَلَى ثَنَايَاهُ النَّقْع»
«Возрадуйся, о, Абу Бакр. Это Джибриль с пылью на своих плечах».
Затем он вышел из шатра, цитируя аят: ﴿ سَيُهْزَمُ الْجَمْعُ وَيُوَلُّونَ الدُّبُر ﴾
«Будет повергнуто сборище и обратится вспять». (54:45)
Слова Аллаха: ﴿وَيُنَزِّلُ عَلَيْكُم مِّن السَّمَآءِ مَآءً﴾ И низвел вам с неба воду.
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сообщает, что когда пророк
(да благословит его Аллах и приветствует) разбил лагерь при Бадре, многобожники препятствовали им достичь вод Бадра, а сами они остановились на зыбком песке.
Тогда мусульман постигла слабость, а шайтан внушил в их сердца гнев и стал наущать им: «Вы возомнили о себе, что вы являетесь друзьями Аллаха, и среди вас Его посланник,
а сами вы не можете достать воды и молитесь, будучи нечистыми!» Тогда Аллах низвёл
на них сильный ливень, мусульмане напились и совершили омовение. Таким образом,
Аллах избавил их от скверны сатаны. Песок затвердел, и люди и верховые животные твёрдо пошли по нему, они выдвинулись к противнику, а Аллах дал им в подмогу тысячу ангелов. Джабраил пришёл с пятью сотнями ангелов с одного фланга,
а Микаил пришёл с пятью сотнями с другого фланга.
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) также сообщает:
«Многобожники из курайшитов выдвинулись в поход, чтобы спасти караван
и сражаться за него. Они достигли колодцев Бадра, опередив мусульман и тогда
мусульман постигла жажда, при том, что они даже молились, будучи нечистыми
(из - за отсутствия воды). Это очень огорчало их. Тогда Аллах низвёл дождь, который наполнил русло в долине. Мусульмане напились, наполнили сосуды, напоили животных
и совершили омовение от осквернения. Подобным образом Аллах очистил их
и укрепил их стопы, к тому же между ними и противником был песок,
который окреп после дождя, что укрепило их поступь».
Также рассказали: Катада, ад-Даххак и ас-Судди.
Известно, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует),
достигнув, Бадра вышел к воде, опередив курайшитов и как, только доехал до самой ближайшей воды в Бадре, остановился. Аль-Хубаб ибн аль-Мунзир тогда сказал:
«О, Посланник Аллаха! Это, то место стоянки, которое указал тебе Аллах,и не следует нам двигаться от этого места ни вперед, ни назад, или же это твоя тактика связанная
с военной хитростью?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«Это связано с военной хитростью».Тогда аль-Хубаб сказал: «О, Посланник Аллаха!
Это — не место для стоянки. Подними людей, и мы пойдем к самому близкому месту от воды и остановимся там. После чего мы засыплем все колодцы, которые будем оставлять позади нас, построим водоем, наполним его водой и начнем воевать. У нас будет вода,
а у них не будет ее». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так и поступил.
Лучше всех пересказывает это ибн Хишам от Урвы ибн аз-Зубайра:
«Аллах послал дождь. Земля в долине стала вязкой. Посланник Аллаха и его спутники страдали от того, что земля прилипала к ногам, но это не удержало их от движения. Курайшитов тоже настиг дождь, и из-за чего они не смогли двинуться дальше. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к воде, опередив курайшитов.
Когда же доехал до самой ближайшей воды в Бадре, то остановился».
Муджахид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аллах низвёл дождь перед дремотой,
тем самым сбив пыль и укрепив землю, чем обрадовал их, и укрепил их стопы».
Слова Аллаха: ﴿لِّيُطَهِّرَكُمْ بِهِ﴾ Чтобы очистить вас ею
– от малого и большого осквернения, что является внешним очищением.
﴿وَيُذْهِبَ عَنكُمْ رِجْزَ الشَّيْطَـانِ﴾ И удалить от вас мерзость сатаны – его наущения и дурные мысли, что является внутренним очищением. Как сказал Всевышний об обитателях рая: ﴿عَـلِيَهُمْ ثِيَابُ سُندُسٍ خُضْرٌ وَإِسْتَبْرَقٌ وَحُلُّوا أَسَاوِرَ مِن فِضَّةٍ﴾ На них будут зеленые одеяния
из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами.(76:21) - т.е. внешними украшениями. ﴿وَسَقَـهُمْ رَبُّهُمْ شَرَاباً طَهُوراً﴾ А Господь их напоит их чистым напитком. (76:21) - т.е. напитком, который очистит из от злобы, зависти и ненависти.
Это внутреннее украшение и очищение.
Слово Аллаха: ﴿وَلِيَرْبِطَ عَلَى قُلُوبِكُمْ﴾ И чтобы укрепить ваши сердца – терпением и мужеством для сражения с врагом, возможно, что это проявление смелости внешне.
﴿وَيُثَبِّتَ بِهِ الأَقْدَامَ﴾ И утвердить этим ваши стопы -что является внутренней смелостью
(смелость сердец очищение от страха и сомнений … прим.пер).
Аллах знает лучше.
Слова Аллаха: ﴿إِذْ يُوحِي رَبُّكَ إِلَى الْمَلَائِكَةِ أَنِّي مَعَكُمْ فَثَبِّتُوا الَّذِينَ آمَنُوا﴾
Вот внушил Господь твой ангелам: "Я - с вами, укрепите тех, которые уверовали!»
- это скрытое благо, которое Аллах выявил для них, дабы те были благодарны.
Всевышний Аллах внушил ангелам, которых Он послал для оказания помощи
Своему пророку, Своей религии и Своим верующим приверженцам.
Он внушил им, чтобы они укрепляли верующих.
Далее Аллах говорит:
﴿سَأُلْقِي فِي قُلُوبِ الَّذِينَ كَفَرُوا الرُّعْبَ﴾ Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх
– вы укрепите верующих и усильте твердость и убежденность их души в противостоянии врагу, так как Я повелел вам это. Я же брошу ужас, унижение и презрение на тех,
кто противится Мне и не верит в Моих посланников.
Слово Аллаха: ﴿فَاضْرِبُواْ فَوْقَ الأَعْنَـاقِ وَاضْرِبُواْ مِنْهُمْ كُلَّ بَنَانٍ﴾
Бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам –т.е. бейте по их лбам, чтобы
парализовать их, бейте по их шеям и рубите их. Рубите их конечности, т.е. руки и ноги.
Некоторые прокомментировали слова: ﴿فَوْقَ الأَعْنَـاقِ﴾ По шеям
– это относится к ударам по голове или по шее,
согласно мнению ад-Даххака, Атыи и аль-Ауфи.
На этот же смысл указывают слова Всевышнего Аллаха:
﴿فَإِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَآ أَثْخَنتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ﴾