Протоколы Внутренней Группы
РАЗНОЧТЕНИЯ
Разночтения: Заседание I,
20 августа 1890 г.
[Протоколы, с. 32, параграф "Пробуждение кундалини" и таблица: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1931, p. 173.]
Семь физических нади тянутся по позвоночному столбу от крестца до первого шейного позвонка; затем начинаются сверхфизические, четвертой из которых является гипофиз. Три высшие помещаются между гипофизом и шишковидной железой... Если перед этим будут ощущаться какие-либо физические эффекты, остановитесь. Мыслите о стадиях в цвете.
Голубой | аурическое яйцо (для стхулашариры) |
Фиолетовый | лингашарира |
Оранжевый | прана |
Красный | кама |
Зеленый | низший манас |
Индиго | высший Манас |
Желтый | Буддхи |
[Протоколы, с. 33, параграф "Три жизненных потока": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 537; V, с. 510*.]
Именно чистая Акаша восходит по сушумне: два ее аспекта протекают в иде и пингале.
Разночтения: Заседание II,
10 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 35, ответ на Вопрос 1: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297]
Первый вопрос есть последнее слово в магии. Это – кундалини, известная только адептам. Для нас, если бы нам о ней и рассказали, она была бы бесполезна и могла бы убить.
[Протоколы, с. 36, ответ на Вопрос 2, второй абзац: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
Как могла бы она быть кармической, если бы адепт вкладывал в нее только то, что не относится к личности? Аурическая оболочка является чисто кармической.
[Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка", первая строка: разночтение в "Тайной Доктрине". III, с. 538; V, с. 511.]
Адепт может привлекать что-либо в свое собственное аурическое яйцо из своей планеты или даже из аурического яйца Глобуса или Вселенной, в зависимости от его степени.
[Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка", первая строка: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
Адепт может привлекать что-либо в свое а[урическое] я[йцо] из планеты, к которой он принадлежит, а также из всего, что его окружает.
[Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931. p. 297.]
Аурическая оболочка ребенка содержит в себе только танхи предыдущего воплощения, и ребенок не несет ответственности до семи лет.
[Протоколы, с. 36, параграф "Аурическая оболочка – передатчик": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 538; V, с. 511.]
Аурическое яйцо есть передатчик от периодических жизней к Жизни вечной, т. е. от праны к дживе. Оно исчезает, но остается.
[Протоколы, с. 36, параграф "Аурическая оболочка – передатчик": разночтение в Тетради И. К.-О.: "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
Аурическая оболочка есть передатчик от одной серии жизней к Единой Жизни. Вроде светочувствительной пластинки.
[Протоколы, с. 36, параграф "Идиот": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 538; V, с. 511]
Аурическое яйцо идиота нельзя назвать человеческим, то есть оно не окрашено Манасом. Это скорее акашические вибрации, нежели само аурическое яйцо – материальная оболочка, подобная той, что есть у растения, минерала и иного предмета.
[Протоколы, с. 36, параграф "Идиот": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist". February, 1931, p. 297]
У идиота вообще нет аурической оболочки; у него только материальная оболочка.
[Протоколы, с. 37, параграф "Исповедь": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
Великий грех в р[имско]-к[атолической] и г[реческой] религиях, стало быть, являет собой грех исповедальный; он переносит внешнюю материю в аурическую оболочку и тем самым зароняет чуждые элементы, так как исповедник вмешивается в аурическую оболочку.
[Протоколы, с. 37-38, ответ на Вопрос 3: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 539; V, с. 511-512.]
Да, это аурическое яйцо. Аурическое яйцо при рождении совершенно чисто, но вопрос в том, будет ли окрашивать его высший или низший манас на седьмом году жизни. Манасическое расширение есть чистая Акаша. Луч Манаса спускается в водоворот низших принципов и, будучи обесцвеченным и потому ограниченным камическими танхами и дефектами телесного организма, образует личность. Наследственная карма может настигнуть ребенка до седьмого года, но никакая индивидуальная карма не может начать действовать до нисхождения Манаса.
Аурическое яйцо является для человека тем же, чем астральный свет – для Земли, эфир – для астрального света, Акаша – для эфира.
Критические состояния не включены в это перечисление. Они суть лайя центры, или недостающие звенья в нашем сознании, и отделяют эти четыре плана друг от друга.
[Протоколы, с. 38, ответ на Вопрос 3: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297-298.]
Высший Манас избирает себе новое рождение в кармических пределах, танхах; [это и] окружающая среда определяют конституцию низшего манаса.
Все, что имеет благие намерения, должно иметь и благие следствия, это есть бессознательная белая магия. Вопрос в том, что окажется сильнее. Намерение есть все. Никакая моральная карма не настигнет ребенка до семи лет. Только карма его родителей может на нем сказаться: например, дитя, рожденное горбатым.
Аурическая оболочка является для человека тем же, чем Акаша – для эфира, эфир – для астрального света, астральный свет – для Земли.
[Протоколы, с. 38, параграф "Обитатель": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 539; V, с. 512.]
"Обитатель Порога" обнаруживается в двух случаях: а) в случае отделения Треугольника от Четверицы; б) когда камические желания и страсти столь сильны, что камарупа продолжает существовать в камалоке дольше периода дэвакхана Эго и, следовательно, сохраняется после перевоплощения дэвакханической сущности (например, если перевоплощение происходит в течение двухсот или трехсот лет).
"Обитатель", привлеченный в силу сродства к перевоплощающемуся Эго, которому он принадлежал, и будучи не в состоянии достичь его, прицепляется к каме новой личности и становится Обитателем Порога, усиливая камический элемент и тем наделяя его опасной силой. Некоторые по этой причине сходят с ума.
[Протоколы, с. 38. параграф "Обитатель": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 298]
Желания и страсти могут быть настолько сильными, что они не исчезают обычным образом в камалоке; но им может быть придано столь много от личности, что они могут стать "Обитателем Порога" для перевоплощающегося эго, усиливая, в силу сродства, камический элемент в нем, тем самым наделяя его опасной силой.
[Протоколы, с. 38-39, параграф "Интеллект": разночтение в Тетради И. К.-О.: "Theosophist", February, 1931, p. 298.]
Е. П. Б. сказала: "Я знавала адептов с интеллектом не выше среднего, которые суть высочайшие адепты; именно доброта, чистота и добродетель даруют высочайшее адептство. Интеллектуальность ведет к гордыне. Вы должны быть слишком духовны, чтобы иметь гордыню. Ибо духовность отвращает от гордыни и тщеславия".
[Протоколы, с. 39, параграф "Метафизика": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 540; V, с. 512-513.]
Метафизика суть чертог высшего Манаса; тогда как физика есть царство кама-манаса, который мыслит в сфере физической науки и о материальных вещах. Кама-манас, как и всякий другой принцип, семеричен. Математик без духовности, каким бы великим он ни был, не постигнет метафизики; но метафизик овладеет высшими концепциями математики и применит их без изучения последней. Для прирожденного метафизика психический план не будет иметь большого значения: он увидит его погрешности сразу же, как только на него вступит, поскольку это не то, что он ищет.
[Протоколы, с. 39, параграф "Метафизика": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 298.]
Кама-манасическое мышление представляет собой функционирование материального мозга. Кама-манас есть материальная мыслящая сущность. Манас есть метафизическая сущность.
Метафизик овладеет математикой и применит ее. Кама имеет отношение к физике; Манас – к метафизике.
[Протоколы, с. 42, параграф "Эксперимент", 4-е и 5-е предложения: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 541; V, с. 512-514.]
Тело можно уподобить инструменту, а Эго – музыканту. Вы начинаете с того, что производите следствия на самом себе; затем понемногу вы научаетесь играть на таттвах и принципах; сперва выучите ноты, потом аккорды, затем мелодии.
[Протоколы, с. 42-43, параграф "Эксперимент", последнее предложение: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 541; V, с. 512-514.]
Помните, что вы должны слить Четверицу с Треугольником. Низший манас втягивается вверх, с камой, праной и лингой, оставляя за собой лишь физическое тело – низшее подкрепляет высшее.
[Протоколы, с. 42, параграф "Эксперимент", последнее предложение: разночтение в Тетради К. Ф. P.; "Theosophical Forum", July, 1940, p. 57.]
Помните, что вы должны слить c с ∆. Низший манас втягивается вверх, с камой, праной и лингой, оставляя за собой лишь физическое тело – низшее подкрепляет высшее.
Разночтения: Заседание III,
17 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 45-46, ответ на Вопрос 9: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 542; V, с. 515.]
Из этой триады мы можем составить себе некоторое представление о Манасе, каким бы смутным оно ни было, тогда как Атман представить вообще нельзя.
[Протоколы, с. 46-47, параграф "Движение", первые два предложения: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 542; V, с. 515.]
Движение есть абстрактное божество; на высшем плане оно арупа, абсолют; но на низшем оно чисто механическое. Психическое действие находится в сфере физического движения.
[Протоколы, с. 49, ответ на Вопрос 13, первые два предложения: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 544; V, с. 517.]
Опять спрашиваете слишком много. Ниданы, цепь причин и следствий (не в смысле, придаваемом им востоковедами) не порождаются невежеством.
[Протоколы, с. 52, Вопрос 18: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 545; V, с. 518.]
Антахкарана есть связующее звено между высшим и низшим Эго; не соответствует ли она проецируемой пуповине?
Разночтения: Заседание IV,
24 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 59, Вопрос 27: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 548; V, с. 521.]
О физическом предмете говорилось как о семеричном на физическом плане, поскольку мы можем: 1) непосредственно до него дотрагиваться; 2) воспроизводить его на ретине; 3) вспоминать его; 4) видеть его во сне; 5) рассматривать его анатомически; 6) видеть его дезинтегрированным; 7) – а что седьмое?
Таковы семь способов, при помощи которых мы его рассматриваем: семеричность – это наш способ видеть вещь. Является ли она объективно семеричной?
[Протоколы, с. 60, параграф "Звук", после последнего предложения: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 549; V, с. 522.]
(Слух есть вибрация молекулярных частиц; последовательность прослеживается в следующем предложении: "Ученик чувствует, слышит, видит".)
[Протоколы, с. 62, ответ на Вопрос 30, последнее предложение: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 548; V, с. 521 и в Тетради К. Ф. Р.; "Theosophical Forum", August, 1940, p. 137.]
Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли. Гипофиз есть орган психического плана.
Разночтения: Заседание,
12 ноября 1890 г.
[Протоколы, с. 65. первый абзац: разночтение в Тетради И К-О.; "Theosophist", February, 1931, р. 298-299]
Было признано необходимым реорганизовать группу в объединение присягнувших членов, и после продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной клятвой. Существовали разногласия по поводу того, насколько далеко должна простираться клятва, и в конечном итоге всеми присутствующими была принята и подписана следующая форма. ([Э. Т. Стерди] и [Г. Кислингбери] отдельно дали клятву Внутренней Группы, когда деятельность ее была временно прекращена).
Разночтения: Заседание V,
26 ноября 1890 г.
[Протоколы, с. 67, параграф "Космическое сознание": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", March, 1931, p. 423.]
Затем Е. П. Б. продолжила объяснение "космического сознания", которое, как и все остальное, находится на семи планах, три из них – непостижимы, а четыре познаются лишь высочайшим адептом.
[Протоколы, с. 69, предложение, начинающееся с "Они соотносятся... ": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 553; V, с. 526.]
Три низших пракритических соотносятся с тремя низшими последующего астрального плана.
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 554; V, с. 527; диаграмма, отсутствующая в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosoplrist", April, 1931, p. 131; диаграмма, отсутствующая в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
[Космические планы: вторая диаграмма.]
——————————————————
IV Космический кама-манас
Фохат
——————————————————
III Космическая Жизнь. Джива. Фохат
Кама-пранический
——————————————————
II Космический астральный
Астральный
——————————————————
I Космическое Тело Пракрити
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в Тетради И. К -О.; "Theosophist", April, 1931, p. 131; диаграмма и текст отсутствуют в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
Общие заметки
Цвет.
Звук.