Исследование состояния моторной сферы
Схема обследования
Фамилия, имя ребенка____________________
Дата рождения_____
Домашний адрес___
Домашний телефон
Откуда поступил____________________________
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)_____________________
__________________
Национальный язык________________________________
Двуязычие_________
Решением от______________________ протокол №______
принят в ПМПКлогопедическую группу на срок_______
_______
Заключение ПМПК_______________________________
Дата заполнения речевой карты_______________________
Логопед___________
Решением ПМПКот_________продлен срок пребывания в логопедической
группе с диагнозом_
На срок___________
Ответственный за продление_________________________
Члены ПМПК_____
Решением ПМПКот_________продлен срок пребывания в логопедической
группе с диагнозом_
На срок___________
Ответственный за продление_________________________
Члены ПМПК_____
Решением ПМПКот_________выпускается из логопедической
Группы с (состояние речи)_________________________
в (тип ДОУ, школы)_______________________________
_________________
Ответственный за выпуск_________________________
Члены ПМПК_____
__________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития _____________
Перенесенные заболевания_____________________________
До года_____________
____________________________
После года________________________
ушибы, травмы головы________________________________
____________________
судороги при высокой температуре______________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес) _______________
Сидит с (в норме: с 6 мес)__________________________ ______________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес)______________________ ______________________________
Стоит с (в норме: с 10—11 мес)______________________ ______________________________
Ходит с (в норме: с 11—12 мес)_____________________ ______________________________
Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес) ______________ ______________________________
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес) _______ ______________________________
Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)____________ ______________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр_________ ______________________________
____
Невролог___________
Психоневролог_______
Оториноларинголог___
Офтальмолог______
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес) Лепет в (в норме: с 4—6 мес)_____________________________
Первые слова (в норме: около года) _________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)___________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине__
_______
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_ _________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту___________
________________________________
Занимались ли с логопедом ________________________
Результаты занятий с логопедом ____________________
________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в
контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________
________
2. Адекватность эмоциональных реакций_____________
________________________________ ________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ________________________________ ________
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)___________________ _____________
Определение направления звука_____________________
________________
• Восприятие и воспроизведение ритма_______________
________________
Исследование зрительного восприятия
• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики):
4 года(красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)______________________________ ________________________________ ________
5 лет(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, белый, розовый, черный
________________________________
6 лет(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый,
черный) ________________________________
• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда задан
ные геометрические фигуры и формы)
4 года(круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб) ________________________________
5 лет(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ____________
________________________________ _______
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,многоугольник, шар, куб, цилиндр)__________________ ______________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
• Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
______________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _______________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)
________ _____________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
________________
________________
5 лет(показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое УХО)___
________________
6 лет(показать правой рукой левый глаз, левой рукой —правое ухо)
________________
• Складывание картинок из частей:
4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)
__________
5 лет(4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)
____
6 лет(6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)
__________
• Складывание фигур из палочек по образцу:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)
______________________
5 лет(«домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из
семи палочек)________________ ____________________
____• Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет(«елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)
__________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
____
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)______________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области
________________________
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики(объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется
после проведения тестовых упражнений).
4 года___________________
5 лет
________________________
6 лет
________________________
• Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места,
потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить
мяч от груди, поймать мяч)
____________________________
________________________ ____
5 лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)
________________________ ____
________________________ ____
6 лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; под
бросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)
____________________________
________________________ ____
2. Состояние ручной моторики(объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
4 года: ____________________________
5 лет: ________________________ ____
6 лет: ____________________________
Кинестетическая основа движений:
4 года(сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке)
________________________ ____
5 лет(одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)
________________________
6 лет(одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке,
потом — на левой)_______________________________
____
Кинетическая основа движений:
4 года(поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и на
оборот)
________________________ ____
5 лет(упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой)
________________________ ____
6 лет(упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой)
• Навыки работы с карандашом:
4 года(умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)
____________________________
5 лет(умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)
________________________ ____
6 лет(умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)
________________________ ____
• Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)
____________________________
5 лет(умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)
____________________________
6 лет(умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)____________________________
3. Состояние мимической мускулатуры(наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений).
4 года
________________________ ____
5 лет
____________________________
6 лет____________ ________________
• Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки) ____________________________
5 лет(закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос) ________________________
6 лет(закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок
4 года
________________________
5 лет ____________________________
6 лет_ ____________________________
4. Состояние артикуляционной моторики(наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений). 4 года
4 года__ ____________________________
5 лет_ ____________________________
____________________________
6 лет_ ____________________________ ____________________________
Движения нижней челюсти:
4 года (открыть и закрыть рот)____________________
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) ______________
6 лет(открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево) __________________ ________________________
• Движении губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)
5 лет(растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)_________ ___________________________
6 лет(растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю
губу, обнажив нижние зубы)____________________________ ___________________________
• Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»)______________________
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого «маятник»)_________________
6 лет(показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)
______________________
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
4 года_______________
5 лет________________
6 лет________________