Раджа видья ража гуйха йога
Благой Господь сказал:
1. А теперь еще большую тайну
Я тебе сообщу, верный бхакт Мой;
этим знаньем и различеньем
ты очистишь себя от скверны.
2. Это вечное знанье дхармично,
средь наук и средь тайн - как владыка;
оно всех чистотой наделяет.
Ты его без труда постигнешь.
3. Вновь и вновь возвращаются люди,
на дорогу сансары и смерти;
это те, кто Меня не достигли
от неверия к этой дхарме.
4. Мною весь этот мир пронизан,
но не явлен миру Мой образ;
все живое во Мне существует,
но Я, Партха, не в нем пребываю.
5. Впрочем, и не во Мне все живое:
такова Моя дивная йога.
К жизни всех вызывает мой Атман.
Он несет их; но знай - не в них Он.
6. Вездесущий великий ветер
непрерывно веет в эфире;
так и все существа, Арджуна
вечным вихрем во Мне кружатся.
7. К Моей пракрити вечной все твари
устремляются с гибелью мира;
когда ж новый век мира приходит,
Я их вновь из себя порождаю.
8. Я рождаю снова и снова
всех существ, несметные толпы,
в своей пракрити их зачиная,
их, бессильных, Моею силой.
9. Но не сковывают, Дхананджая,
Меня действия узами кармы;
их совершая, Я к ним не привязан,
словно зритель - всегда безучастен.
10. Под Моим наблюденьем природа
неживое с живым рождает;
такова здесь причина, чьей силой
колесо обращается мира.
11. Такова Моя высшая сущность
всех владыки существ; но невежды
презирают Меня в смертном теле,
этой сущности вечной не зная.
12. Их надежды и действия тщетны,
тщетно знание разумом бедных;
по природе своей они лживы,
словно ракшасы или асуры.
13. Но Меня почитают махатмы,
богоравной природой, сияя,
видя вечный существ источник
лишь во Мне, на иное не глядя.
14. Постоянно тверды в обетах,
те подвижники, йоги достигнув,
своей бхакти Меня почитают,
чистым сердцем хвалу воздавая.
15. Совершением жертвы знанья
почитают Меня
иные как единого, многообразно
обращенного к миру предметов.
16. Жертва - Я, Я - ее совершенье,
возглас "свадха", священная куша,
заклинание, чистое масло,
Я - огонь, Я - в него приношенье.
17. Мира этого мать и отец Я,
Я - опора его, прародитель,
тех кто знает Меня, - очищенье,
Я - слог ОМ, Я - Рик, Саман, Яджус.
18. Цель, держава, владыка, свидетель,
Я - жилище, прибежище, друг Я.
Я - рождение, устойчивость, гибель,
Я - сокровище, вечное семя.
19. То, что жжет, - Я, и что увлажняет,
Я - преграда и Я - излиянье,
смерть, бессмертие - Я, Я - сущее
и не-сущее также, Арджуна.
20. Знатоки трех Вед Меня молят о рае,
жертвы жертвуют, сому вкушают,
грех изгладив, в божественный шествуют мир,
там богов обретая услады.
21. Насладившись великим миром небес,
они входят в мир смертных, заслуги истратив;
так, желая желаний, дхармой трех Вед
они движимы, зная лишь плод преходящий.
22. Но всем тем, кто Меня почитают,
ни о чем ином не помышляя,
постоянно обузданным в йоге,
Я дарю плодов сохраненье.
23. Даже те, кто исполнены веры,
жертвы прочим богам приносят –
и они, смысла жертв не зная,
лишь Меня почитают, Партха.
24. Ибо всех этих жертв владыкой
и вкусителем Я пребываю;
но, не зная Моей природы,
отпадают от истины люди.
25. Духов чтущие - к духам уходят,
предкам жертвуя, Партха, - к предкам;
к божествам - кто богов почитает;
Мои бхакты - ко Мне приходят.
26. У того, кто Мне благоговейно
лист, цветок, плод иль воду приносит,
у того, кто Мне, Партха, предан,
Я вкушаю любви приношенье.
27. Если действуешь ты иль вкушаешь,
если жертвуешь, дар если даришь,
если ты совершаешь аскезу –
делай это как Мне приношенье.
28. Так разрушишь ты цепи кармы,
плоды злых-добрых дел покинешь;
отрешеньем и йогой обуздан,
став свободным, ко Мне придешь ты.
29. Я ведь ровен ко всем в этом мире:
нет любезных Мне, нет ненавистных;
те ж, кто чтят Меня благоговейно,
пребывают во Мне, и Я - в них.
30. Даже если ужаснейший грешник
Меня чтит безраздельной любовью,
то и он именуется "садху",
ибо он рассудил безупречно.
31. Скоро будет душою он в дхарме
и достигнет умиротворенья:
бхакт ведь Мой никогда не гибнет;
твердо помни об этом, сын Кунти!
32. Порождения лон нечистых –
вайшьи, женщины, даже шудры –
все, кто с верой ко Мне припадают, -
и они к высшей движутся цели.
33. Что ж сказать Мне о брахманах чистых,
о царях-мудрецах - Моих бхактах!
Мир ведь тщетен, безрадостен; ты же
чти Меня, если в нем оказался.
34. Прилепись ко мне сердцем, о бхакт Мой!
Жертвуй мне, лишь Меня восхваляя!
Ни на что не взирая иное,
став обуздан, со мною пребудешь.
Глава 10
Вибхути Йога
Благой Господь сказал:
1. Слушай дальше, могучерукий,
от Меня высочайшее слово;
для тебя, о Мой бхакт, говорю Я,
лишь о благе твоем радея.
2. Мой источник тайный неведом
ни богам, ни великим провидцам:
ведь во Мне и провидцы, и боги
обретают свое начало.
3. Тот, кто знает, что Я - нерожденный,
безначальный мира владыка, -
он один средь людей, незаблудший,
от грехов всех себя очищает.
4. Мудрость, знание, здравый рассудок,
терпеливость, воздержанность, правда,
радость, боль, безмятежность, рожденье,
страх, бесстрашие и умиранье,
5. неврежденье, покой, довольство,
щедрость, тапас, бесславие, слава –
от Меня лишь все разнообразье
состояний существ происходит.
6. Моему бытию сопричастны,
рождены Моим манасом древле
семь провидцев и четверо Ману,
а от них - существа в этом мире.
7. Кто Мои проявленья и йогу
познает сообразно их сути,
тот, в своей упражняясь йоге,
не колеблется; нет в том сомненья.
8. Всего сущего Я - источник,
все, что есть, от Меня происходит;
зная это, ко Мне устремившись,
мудрецы Меня почитают.
9. Утвердив на Мне мысль и дыханье,
обо Мне просвещая друг друга,
обо Мне говоря постоянно,
они мир обретают и радость.
10. Этих вечно обузданных бхактов,
что Меня почитают с любовью,
Я одариваю йогой мысли;
они ж ею ко Мне приходят.
11. Побуждаемый к ним состраданьем,
в глубине их существ пребывая,
светом знания Я разрушаю
от незнанья в них мрак рожденный.
Арджуна сказал:
12. Высший Брахман! Вместилище мира!
Чистоты запредельный источник!
Нерожденным Пурушей вечным,
Первобогом, дивным Владыкой
13. все провидцы Тебя именуют –
муни Нарада богоравный,
риши Вьяса, Асита Девала;
сам Ты мне это ныне поведал.
14. Все то истина - я полагаю, -
что Ты мне говоришь, Кешава;
ведь Твоих, Господин, проявлений
ни асуры, ни боги не знают.
15. Лишь своим вечным Атманом, Кришна,
сам себя Ты познать способен;
Ты - существ царь, их осуществленье,
бог богов Ты, мира Владыка!
16. Так поведай мне без остатка –
ибо сил Твоих дивны явленья, -
что за силы, которыми мир весь
Ты, пронизывая, пребываешь?
17. О Тебе размышляя всечасно,
как познать Тебя мне, о Йогин?
И в каких, Господин, состояньях
мне помыслить Тебя возможно?
18. Свою йогу, свои вибхути
вновь поведай Ты мне подробно,
ибо нектаром этих учений
не насыщен мой слух, Дхананджая.
Благой Господь сказал:
19. Хорошо! О своих вибхути
Я поведать готов, Арджуна,
лишь о главных: Моим чудесам ведь
нет предела, Врагов Губитель.
20. Всех существ Я душа, Гудакеша,
в самом сердце Я их пребываю;
Я - начало их, Я - середина,
и конец всех существ Я также.
21. Среди адитьев Я есмь Вишну,
среди светил Я - лучистое Солнце,
средь марутов зовусь Маричи,
средь созвездий на небе Я - месяц.
22. Средь священных Я Вед - Самаведа,
средь великих богов Я - Индра,
у разумных существ Я - сознанье,
а средь органов чувств Я - манас.
23. Шива Я средь ужасных рудров,
Я средь ракшасов, якшей - Кубера,
очищающий Агни - средь васу,
а средь гор высочайших – Меру.
24. Средь домашних жрецов Я - главный,
знай, по имени Брихаспати,
среди всех полководцев Я - Сканда,
а из всех водоемов - море.
25. Средь великих провидцев Я - Бхригу,
средь слогов Я - слог ОМ священный,
средь молитв Я - стихов повторенье,
Гималаи - средь скал недвижных.
26. Средь деревьев Я, знай, ашваттха,
Нарада - средь божественных риши,
средь гандхарвов Я - Читраратха,
а средь сиддхов Я - муни Капила.
27. Средь коней Я, знай, Уччайшравас,
из амриты чудесно рожденный,
Айравата средь царских слонов Я,
средь людей Я - на троне владыка.
28. Средь оружий Я - страшная ваджра,
средь коров Я - корова желаний,
средь рождающих - бог любви Я,
средь ползущих на брюхе - Васуки.
29. Я - Ананта средь змеев-нагов,
среди чудищ морских - Варуна,
Арьяман - средь ушедших предков,
средь смирителей Я - бог смерти.
30. Среди демонов Я - Прахлада,
среди тех, кто считает, - время,
среди тварей Я - лев, их владыка,
среди птиц Я - великий Гаруда.
31. Чистоту средь дающих Я - ветер,
среди воинов - сын Дашаратхи,
средь подвижных Я - макара-рыба,
а средь всех потоков - Ганга.
32. У творений Я - их начало,
середина и окончанье;
среди знаний Я - самопознанье,
а в устах говорящих - слово.
33. Среди звуков Я - "а", звук краткий,
средь составленных слов Я -"двандва",
Я поистине вечное время,
Устроитель всего всюдузрящий.
34. Я - та смерть, что уносит тварей,
Я - для будущих всех источник,
среди женских существ Я - удача,
память, речь, мудрость, стойкость, слава.
35. Средь напевов Я - брихат-саман,
гаятри среди метров стиха Я,
среди месяцев Я - маргаширша,
среди года времен - весна Я.
36. Игра в кости - среди хитрецов Я,
среди славных Я - великолепье,
Я - решимость, Я также - победа,
а у добрых - сама доброта их.
37. Среди рода вришнийцев Я - Кришна,
среди Панду сынов - Арджуна,
среди мудрых молчальников - Вьяса,
Ушанас Я - среди поэтов.
38. Среди тех, кто колотит, - дубина,
у идущих к победе - хитрость,
среди тайных вещей Я - молчанье,
Я для знающих - знанье, Партха.
39. То, что семя существ растущих, -
это тоже Я, знай, Арджуна:
ни живущего, ни неживого
существа без меня не бывает.
40. Все ж конца невозможно достигнуть
Моих дивных вибхути, Партха;
этих форм все многообразье
Я назвал тебе лишь для примера.
41. Если кто-нибудь здесь полон силы,
необорной мощи иль счастья,
это все рождено в нем частицей
Моего, знай, великолепья.
42. Впрочем, в знаньи многообразном
пользы Я для тебя не вижу;
знай одно: этот мир пребывает
бытия Моего лишь частицей.
Глава 11