Тема 7. физиологические механизмы адаптации. гомеостаз

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

I курс

ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

ТЕМА 2. Демографические основы здоровья ЧЕЛОВЕКА.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Рождаемость. Факторы, влияющие на рождаемость. Коэффициент рождаемости.

Смертность. Факторы, влияющие на смертность. Коэффициент смертности. Смертность и средняя ожидаемая продолжительность жизни населения.

Детская (младенческая) смертность как важнейший показатель уровня социального развития страны. Коэффициент младенческой смертности. Предпринимаемые ВОЗ и правительством РФ меры по снижению детской смертности.

ТЕМА 3. ЗДОРОВЬЕ КАК КОМПЛЕКСНАЯ КАТЕГОРИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ.

Понятие здоровья. Компоненты (виды) здоровья: индивидуальное, популяционное, психическое, социальное, физическое. Репродуктивное здоровье. Здоровье и болезнь. «Третье состояние». Понятие о факторах риска.

Факторы, определяющие здоровье: окружающая среда, здравоохранение, наследственность, образ жизни.

Индивидуальное здоровье человека. Самооценка уровня здоровья. Пути и способы сохранения и приумножения здоровья.

ТЕМА 4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Рост численности населения планеты. Ресурсы окружающей среды и ее деградация. Источники и типы загрязнения окружающей среды. Загрязнение воздуха. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Загрязнение воды. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Загрязнение почвы. Транспортные источники загрязнения. Влияние радиации на организм человека. Факторы повышенной опасности: их типы и воздействие.

ТЕМА 5. КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ жизни и здоровье. Понятие об образе жизни, стиле жизни, факторах риска. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как целенаправленное поведение человека, направленное на укрепление здоровья и повышение резервных функций организма, способствующих качеству жизни и долголетию.

Факторы, обуславливающие ЗОЖ: движение, рациональное питание, положительные эмоции, отказ от вредных привычек. Физическое развитие и физическая активность как важнейшие составляющие ЗОЖ. Понятие о гиподинамии и адекватной физической нагрузке. Модель мотивации здорового образа жизни. Семейная гармония здоровья.

ТЕМА 6. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.

Личность и ее развитие. Природа эмоций.

Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека. Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоциональное неблагополучие (невроз).

Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», формирование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражнения, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.

ТЕМА 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ. ГОМЕОСТАЗ.

Проблема адаптации (теоретический аспект). Физиологические механизмы адаптации. Гомеостаз. Общие понятия об адаптации и дезадаптации. Адаптативные типы человека.

Биоритмология и здоровье человека. Человек, как «элемент» биосферы. Биоритмы и индивидуальный прогноз работоспособности.

II курс

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

ТЕМА 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, её определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

ТЕМА 10. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.

Общие понятие питания. Закономерности обмена веществ. Нутриенты и их роль в жизнедеятельности организма. Принципы рационального сбалансированного питания. Состав продуктов питания. Пластические и энергетические ресурсы организма. Регуляторные процессы в организме (витамины и минеральные вещества). Балластные вещества. Маркировка продуктов питания. Режим питания. Роль питания для восстановления энергетических затрат человека. Гигиена питания и диетология.

Наши рекомендации