Глава i. обзор литературы

Курсовая работа

ОСНОВЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ КРУГЛОГОДИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Проверено: Выполнила: Смирнов С.В.
Оценка:______________ Научный руководитель:

2012г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Общие представления о круглогодичной тренировки в лыжных гонках.
1.2 Влияние периодизации в круглогодичной тренировки.
1.3 Какие качества развивает лыжный спорт.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель исследования
2.2 Задачи исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Организация исследования
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
   

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: для современного спорта характерны высокие требования к качеству построения тренировочного процесса и эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности. Спортивная тренировка рассматривается как процесс, способствующий росту спортивных достижений на основе повышения работоспособности организма, совершенствования физических, морально – волевых качеств овладения техникой и тактикой лыжного спорта.

Цель исследования: определить влияние тренировочных сборов на изменение результатов юношеской сборной лыжников- гонщиков 1995-96 г.р. г.Бугульмы.

Гипотеза: необходимым условием тренировочного процесса являются использование гигиенических мероприятий, соблюдение строгого режима, применение врачебно – педагогического контроля и самоконтроля. Мы предполагаем, что данные условия наиболее эффективно решаются в процессе тренировочных сборов.

Задачи: Проанализировать необходимую литературу по данной теме;

Изучить дневники самоконтроля и годовые планы членов сборной команды за текущие периоды и сравнить результаты, показанные на соревнованиях сезонов 2011-2012 г.г. и 2012-2013 годов; определить влияние учебно-тренировочных сборов на изменение результатов членов сборной команды; сделать соответствующие выводы и дать практические рекомендации по организации учебно-тренировочных сборов в годичном цикле лыжников-гонщиков.

Методы исследования: анализ научной литературы; метод сравнительного анализа результатов; метод математической обработки данных; метод практических рекомендаций;

Практическая значимость: Умение правильно строить, контролировать и анализировать тренировочный процесс, является необходимой чертой будущего тренера, педагога, наставника, а также и самого спортсмена. Данная работа является примером одного из вариантов контроля тренировочного процесса, который может применить будущий наставник в своей профессиональной деятельности.

Организация исследования: Свою работу мы начали со сбора и анализа необходимой литературы по данной теме. Второй этап исследования заключался в анализе дневников – самоконтроля членов сборной команды в количестве 4 человек: Шайхутдинова Рамиля, Воробьёва Владислава, Ягупова Алексея, Андрианова Валерия. Из дневников самоконтроля мы получили информацию о: состоянии здоровья ребят на каждой тренировке, объёме еженедельных и месячных нагрузок, средствах используемых на каждой тренировке, погодных условиях. Для полного представления о планируемых нагрузках мы обратились за помощью к тренеру команды Авсейко Григорию Васильевичу, который предоставил нам годовые планы тренировочных нагрузок за интересующих нас периоды. На третьем этапе для сравнительного анализа результатов мы взяли за основу 4 соревнования в зимний период, которые проводятся ежегодно, традиционно, на одних и тех же трассах: Чемпионат РТ по лыжным гонкам (г.Заинск 10 км. классический стиль.) Открытые Всероссийские соревнования по лыжным гонкам, памяти ЗМС, Чемпиона Олимпийских игр Фёдора Симашева - «Юный Динамовец»,(10 км. свободный стиль.) Чемпионат и Первенство Республики Татарстан по лыжным гонкам; гонка сильнейших лыжников-гонщиков; (10 км свободный стиль.) Спартакиада учащихся РТ по лыжным гонкам(5 км. классический стиль.)

На 4 этапе исследования в результате полученной нами информации, мы определили влияние учебно–тренировочных сборов на изменение результатов членов сборной команды по лыжным гонкам 1995-1996 г.р. г. Бугульмы.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Общие представления о тяжелой атлетике

Тяжелая атлетика – силовой вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по подниманию тяжестей. Соревнования по тяжёлой атлетике сегодня включают в себя два упражнения – рывок и толчок.[1]

В тяжелой атлетике чаще всего используются два вида спортивных снарядов: штанга (нем. stange – "прут, стержень"), представляющая собой разборную конструкцию, состоящую из грифа, на концах которого находятся специальные втулки для укрепления груза, представляющего собой диски различной массы, и замка, закрепляющего груз; гиря (спортивная), имеющая чаще всего сферическую форму и специальную рукоятку для захвата (если гиря используется в составе конструкции тренажеров, она может иметь иную форму и быть снабженной крюками, захватными отверстиями и т.д.). Различают гири цельнолитые и разборные. Вес этих спортивных снарядов варьируется от 4 до 56 кг. В гиревом спорте используют преимущественно цельнолитые чугунные гири, вес которых составляет 16, 24 или 32 кг.

Впервые официальные соревнования по тяжелой атлетике были проведены в США в 1860 году, а уже в 1896 году этот вид спорта был включен в программу Олимпийских игр. Однако, несмотря на то, что тяжелая атлетика распространена повсеместно, возникает немало вопросов: не опасно ли это для здоровья? С чего начать? Как построить тренировки? Можно ли женщинам заниматься тяжелой атлетикой? Мы постараемся дать ответы на эти вопросы, попутно развенчав наиболее известные мифы об этом виде спорта.[2,3]

Людям, решившим заняться тяжелой атлетикой, нужно сразу же осваивать работу со штангой. Именно следуя такому правилу, многие новички, не считающие нужным обратиться за консультацией к опытному тренеру, наносят вред своему здоровью. Следует помнить, что в течение первых двух-трех месяцев лучше всего сосредоточиться на общем физическом развитии, Чередуя разнообразные упражнения с гантелями, различными тренажерами и легкой штангой. При этом нужно постараться не перетруждать себя, изучить возможности собственного организма, укрепить мышцы спины, связки, набраться сил. Лишь после этого можно приступать к основным силовым тренировкам, лучше всего под руководством специалиста.[3,5]

Все штанги одинаковые. Это не так – и форма, и размеры, и вес составных частей этого спортивного снаряда различны. Например, гриф стандартной штанги при диаметре 25 мм весит 10 кг и одинаков по всей длине. А диаметр грифа олимпийской штанги, предназначенной для спортсменов-мужчин, составляет 28 мм (причем концы, на которые надеваются диски, имеют диаметр 50 мм) и весит 26 кг при длине 220 см. Олимпийская штанга, предназначенная; для женщин, легче мужской (15 кг), отличается меньшим диаметром (25 мм по всей длине) более короткого (205 см) грифа. Существуют штанги с грифом в виде буквы Т, на нижний конец которого закрепляется груз, и с изогнутым, так называемым EZ-грифом. Такие спортивные снаряды чаще всего используют для упражнений, действие которых направлено на усиление бицепса.[1, 4]

1.2 Влияние тяжелой атлетики на организм женщин

При построении схемы занятий с отягощениями для спортсменок, тренер обязательно учитывает особенности женского организма. Следует помнить, что от природы женщина слабее, так как в её теле вырабатывается в три раза меньше гормона тестостерона, и менее предрасположена к наращиванию мышечной массы (хотя при занятии тяжелой атлетикой мышечная масса нарастает быстрее, чем, например, при занятиях фитнесом).

Проблема совершенствования спортивной подготовки женщин возникла со времен первых выступлений женщин на играх 2-й Олимпиады в 1900 г. [6,8]

Эта проблема далеко не нова, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной на всех этапах истории развития женского спорта. Особую актуальность проблема оптимизации тренировочного процесса женщин – спортсменок приобрел в наше время в связи с явно выраженной феминизацией мирового спортивного движения, особенно усилившегося в последние десятилетия XX столетия. В этот период существенно возросло количественное представительство женщин на престижных соревнованиях (вплоть до чемпионатов Мира и Олимпийских игр), женщины активно осваивают новые спортивные дисциплины не только в традиционно женских, но и в мужских видах спорта.[5, 6, 9, 10]

Для успешного выступления на спортивных состязаниях спортсменкам приходится адаптироваться к значительным физическим и психическим нагрузкам, что, как известно, нередко оказывает негативное влияние на здоровье женщин.

1.3 Физиологические особенности женщин

В недавнем прошлом (в 70-80 годы) факты негативного влияния спортивной деятельности на организм человека принято было замалчивать, хотя они и были достаточно хорошо известны, чиновники от спорта, средства массовой информации «курили фимиамы» героям всевозможных «первенств» и «олимпиад». Сейчас другое время, и хотя популярность спортсменов, достигших выдающихся результатов, очень высока и престижность спортивной деятельности все возрастает, но при этом специалисты отмечают и негативные стороны спорта: открыто говорят и пишут в научной и периодической печати о том риске здоровью, который возникает при непродуманном, необоснованном применении предельных физических и психических нагрузок, изобилующих в настоящее время в тренировочном процессе спортсменов высокого класса. Достигать высокого уровня адаптивности к тренировочным нагрузкам, необходимым для успешного выступления на престижных соревнованиях становится все труднее. «Цена» адаптации организма женщин к интенсивной спортивной деятельности из года в год возрастает, что негативно сказывается на функционировании ряда систем организма, в том числе на репродуктивной системе спортсменок.

Важнейшей составной частью «цены» адаптации организма спортсменки в переносимости больших физических нагрузок являются, возникающие в процессе спортивной тренировки, нарушения ритмичности функционирования женской репродуктивной системы. Симптомы этих нарушений сходны с теми симптомами, которые наблюдаются у женщин, вступивших в период жизни, именуемой фазой предменопаузы, климакса. Климакс – это, как отмечает В.М.Дильман – механизм, благодаря которому прекращается овуляция и наступает менопауза – синдром возрастного прекращения овуляторной функции яичников. Предменопауза – синдром возрастного нарушения цикличности ж овуляторной деятельности яичников, предшествующий у некоторых женщин наступлению менопаузы. «Климакс – одновременно норма и болезнь норма потому, что климакс в женском организме, явление закономерное, а болезнь потому, что это стойкое нарушение регуляции, приводящее, в конечном итоге, к снижению жизнеспособности организма».[11, 12, 13, 14,]

Чаще всего нарушения менструального цикла (МЦ), этого специфического биологического ритма у женщин, возникают у начинающих свою спортивную карьеру спортсменок, и у спортсменок высокого класса, находящихся на пике своей спортивной формы. При этом у них чаще всего нарушается свойственная менструальному циклу его ритмичность, а если она и сохраняется, то лишь в ановуляторной форме.[17]

Ановуляторное состояние репродуктивной системы спортсменок при высоком уровне их адаптивности к большим физическим нагрузкам, достигнутом в результате систематической мышечной деятельности, следует считать, по аналогии с периодом предменопаузы, и нормой и болезнью. [15]

Нормой – потому, что адаптация – это нормальный, постоянно действующий процесс, приспособления организма к воздействиям на него окружающей среды. Ановуляторный цикл и его полное исчезновение – это один из признаков адаптивности женщин к стрессовым ситуациям, вызванных предельными физическими и психическими нагрузками. При выполнении предельных по объему и интенсивности физических нагрузок в организме спортсменок для обеспечения необходимого уровня работоспособности двигательного аппарата мобилизуется большинство имеющихся – организме функциональных резервов. При этом доминирующая система (двигательный аппарат) расходует не только свои резервы, но и резервы других систем, принимающих непосредственного участия в двигательных актах (органы пищеварения, мочевыделительная, иммунная система, в том числе репродуктивная). В этих системах существенно снижается кровоток, они могут недополучать необходимые для нормального функционирования энергосодержащие вещества и кислород. [16,17]

Происходит своеобразное перераспределение функциональных резервов: работающие мышцы «дополучают» к своим резервам функциональные резервы систем, в том числе и репродуктивной, не занятых непосредственно в мышечной деятельности. И это нормальный физиологический процесс, направленный на восстановление нарушенного в результате интенсивной физической работы состояния гомеостаза организма.

Таким образом, при выполнении значительных физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма, нарушение МЦ является признаком предпатологического состояния организма спортсменки, но не болезни, как считают многие специалисты, работающие в области спорта, так как после прекращения работы через определенный период времени состояние гомеостаза в организме нормализуется. Как известно, нормальное состояние организма – это не только оптимальное состояние его деятельности, а и состояние предпатологии при условии возможности ее устранения при помощи собственных систем саморегуляции. В то же время при тренировочных нагрузках неадекватных функциональному состоянию спортсменки, предпатологическое состояние, связанное с МЦ, может перейти в патологию – болезнь, выражающуюся в длительном отсутствии, а то и в полном прекращении овуляции и менструации, потерей спортсменкой своей детородной функции.[14,16, 17]

Поэтому к нарушениям нормального состояния репродуктивной системы у женщин, связанное с изменениями характера протекания МЦ под влиянием спортивной деятельности, следует отнести то, о чем мы говорили выше, и как к норме, и как к болезни. В связи с этим следует планировать соответствующую тактику воздействия на организм восстановительными средствами в пострабочих периодах тренировочных циклов. В настоящее время большинство врачей – специалистов в области женских видов спорта – любые нарушения репродуктивной системы, возникающие при интенсивной деятельности, считают болезнью, которая требует неотложного медикаментозного лечения, направленного на срочное полное восстановление (всех фаз менструального цикла) репродуктивной функции. Нельзя не согласиться с тем, что нарушение репродуктивной функции женщины является далеко не оптимальным состоянием в ее обычной жизни. Но спорт, особенно спорт высших достижений (олимпийски спорт), – это не обычные житейские состояния. Жизнь спортсменки, ее спортивная деятельность всегда сопряжена с риском для здоровья. Каждое состояние адаптированности организма к стрессовым факторам окружающей среды, в том числе и к большим физическим нагрузкам, имеет свою «цену». «Цена» адаптации к большим физическим нагрузкам у спортсменов высших спортивных разрядов – это в первую очередь, снижение функциональных возможностей ряда не участвующих в мышечной деятельности систем и прежде всего репродуктивной системы женщин – наиболее «узкого» места при изнурительной мышечной деятельности у женщин. Поэтому есть все основания не считать болезнью нарушения менструального цикла у спортсменок высоких спортивных разрядов в периоды достижения ими пика своей спортивной формы, если МЦ при снижении интенсивности физических нагрузок обладает тенденцией к самовосстановлению. Поэтому и медикаментозное лечение репродуктивной системы, рекомендуемое и часто применяемое в этих случаях медиками, мы не считаем рациональным мероприятием, так как снижение активности функционирования репродуктивной систему у спортсменок в этих случаях, во-первых, является – щадящим, защитным фактором для репродуктивной системы, о чем один из авторов статьи, писал в 1975 г, и, во-вторых, усиливающим, в результате перераспределения функциональных резервов, фактором системы органов движения, позволяющим последней эффективнее преодолеть стрессовую ситуацию, большую физическую нагрузку, угрожающую общему гомеостазу организма.[19,20,21]

Но если все же возникает острая необходимость в нормализации МЦ, делать это следует не медикаментозном путем, что не устраняет причину, вызывающую его нарушение у спортсменок, а путем снижения интенсивности мышечной нагрузки, вызвавшей разлад в функционировании репродуктивной системы. Медикаментозное же лечение и все другие способы восстановления менструального цикла следует проводить в тех случаях, когда состояние предпатологии продолжается и после существенного снижения объема и интенсивности тренировочного процесса. [12]

1.4 Какие качества развивает тяжелая атлетика

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества, относятся в основном к группе ациклических видов спорта, характерными особенностями которых являются способность к проявлению силы и скорость сокращения мышц.

К собственно силовым видам, таким как тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, относятся те виды спорта, в которых максимальная сила при спортивном движении меняется в зависимости от величины преимущественной массы (вес штанги и т.п.).

Спортивные движения, при которых сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщенного постоянной массе (собственный вес атлета, спортивный снаряд), называются скоростно-силовыми.

Несмотря на то, что современный быт и производство все меньше и меньше требуют от человека проявления физических усилий, сила как физическое качество имеет существенное самостоятельное и вспомогательное значение для успешного выполнения не только спортивных, но и профессиональных задач у представителей многих видов спорта и работников различных специальностей. Немаловажен и прикладной опыт правильного подъема тяжестей, приобретаемый на занятиях по тяжелой атлетике и упражнениях с отягощениями [22,23].

Известно, что при воспитаний силы максимальное силовое напряжение, дающее наибольший эффект, может быть создано: 1) предельным увеличением внешнего сопротивления в динамическом и статическом режиме, 2) преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным количеством повторений. Поэтому все зависит от цели силовой подготовки. Например, в профессиональной деятельности подавляющего числа специалистов практически не встречаются ситуации, требующие максимальных мышечных напряжений. Значит, можно предположить, что второе направление воспитания силы более оправданно и приемлемо для достижения задач профессионально-прикладной подготовки студентов, имеющих, как правило, самый различный уровень физической подготовки.

Рассматривая вопрос о применении разных режимов упражнений при воспитании силы, необходимо также обратить особое внимание на существенное отличие большинства спортивных от профессиональных действий специалистов в сфере производства. Так, если в спорте статические усилия требуются относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов, то во многих видах современного труда наблюдается обратная картина – на фоне длительного статического напряжения значительных групп мышц происходит существенная динамическая нагрузка мелких мышц в микродвижениях.

Наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Такими мышечными группами, требующими особого внимания и специального локального воздействия, являются следующие: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Обязательной предпосылкой к развитию этих групп мышц является предварительное укрепление мышц брюшного пресса и поясничной области.

Тяжелая атлетика – это вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. В настоящее время соревнования проводятся по весовые, категориям в рывке и толчке штанги, а также в сумме результатов в этих двух упражнениях.

При занятии тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к проявлению максимальных по значению мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Техника выполнения основных упражнений, как и в скоростно-силовых видах, включает в свою структуру моменты проявления акцентированного мышечного усилия.

В эти моменты происходит волевая концентрация, и спортсмен стремится развить в движении максимум мощности.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Цель исследования

Изучение степени утомляемости тяжелоатлеток во время тренировок.

2.2 Задачи исследования

1. Дать теоретическое обоснование данной проблемы.

2. Провести эмпирическое исследование степени утомляемости тяжелоатлетов во время тренировочного процесса.

3. Сформулировать полученные результаты.

2.3 Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический метод: опрос.

3. Медико-биологический метод: физиометрия.

4. Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента.

1) Анализ научно-методической литературы.Любая квалификационная работа, независимо от ее характера начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. В процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. Затем, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования .

2) Педагогический метод: опрос – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Метод анкетирования – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование – опрос при помощи анкеты. Этот метод использовался, для выяснений психологического состояния спортсменок во время тренировок. Чтобы узнать их состояние при длительной работе.

3) Медико-биологический метод: физиометрия. Физиометрия - определение функциональных показателей, таких, как жизненная емкость легких, артериальное давление и др.

К числу наиболее простых, доступных при работе в любых условиях, но достаточно информативных методов выявления изменений функционального состояния организма относятся: определение частоты пульса и дыхания, измерение артериального давления, веса тела, исследование координации движений, жизненной емкости легких и др.

В целом все методы можно разбить на две группы:

а) позволяющие характеризовать суммарную величину изменений под воздействием нагрузки;

б) используемые непосредственно в процессе занятий и позволяющие изучать изменения в организме непосредственно во время воздействия нагрузки.

4) Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента– если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений.

Для исследования реакции организма на нагрузки во время занятий или соревнований проводится опрос о субъективных ощущениях, осуществляется наблюдение за внешними признаками утомления, применяются разнообразные методы объективной оценки состояния различных органов и функциональных систем, обеспечивающих работоспособность. Во всех случаях проведения таких наблюдений необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным, а использованные методы позволяли бы точнее и глубже вникнуть в сущность механизмов адаптации.

5) Обобщение полученных результатов исследования – является логической процедурой, связанной с оценкой некоторого продукта познания в качестве компонента системы научного знания с точки зрения его соответствие целям и задачам этой системы.

Изучение воздействия тренировочных нагрузок на организм осуществляется:

• в состоянии относительного покоя;

• непосредственно в процессе тренировок;

• в восстановительном периоде.

2.4 Организация исследования

Методы организации исследования позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования.

Организация исследования включила ряд этапов:

1. До занятий осуществляется исследование функционального состояния организма в намеченном объеме; далее проводится разминка (подготовительная часть урока), после которой в положении сидя у обследуемого за первые 10 секунд определяется частота пульса, за 30 секунд – величина артериального давления, за 20 секунд – число дыханий. Затем спортсмен выполняет дополнительную нагрузку, и у него эти показатели изучаются в течение 3-4 минут.

2. В основной части тренировки, по согласованию с тренером дополнительная нагрузка дается от 3-х до 5-ти раз; она обязательно выполняется по окончании основной части и всего занятия в целом. При этом перед дополнительной нагрузкой пульс, давление и дыхание исследуются однократно, после ее выполнения – в течение 3-4 минут.

3. Следует отметить, что для определения общей тренированности в практике довольно часто используется неспецифическая дополнительная нагрузка в виде 15-секундного бега на месте в максимальном темпе. Она кратковременна и вызывает значительные функциональные сдвиги. Специфические дополнительные нагрузки чаще используются для определения специальной тренированности.

4. Метод определения суммарного влияния нагрузки. Наиболее часто этот метод врачебно-педагогических наблюдений применяется во время тренировок и соревнований по лыжным гонкам, велоспорту (шоссе), спортивной ходьбе, бегу на длинные дистанции и сверхдлинные дистанции, т.е. при исследовании спортсменов, выполняющих длительную непрерывную физическую нагрузку (табл. 1). В этих случаях анализируются данные функционального состояния различных органов и систем, полученные до тренировки (соревнования), после нее и в восстановительном периоде. Можно эту методику сочетать с использованием дополнительной нагрузки (гарвардский степ-тест.) перед и по завершении занятия.

Наши рекомендации