Общие заметки о космической семеричности
Фохат
Фохат вездесущ; он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений.
Аурическая оболочка
В космической аурической оболочке – вся карма проявленной Вселенной; она есть Хираньягарбха.
Джива вездесуща; то же относится и к другим принципам.
"Пракритический" План Космоса(I)
Диаграмма II
Диаграмма II представляет собой модель
всех солнечных систем.
Общие заметки
Если эту диаграмму использовать для изображения человеческих принципов и планов сознания, тогда:
7, 6, 5 = Шиве, Вишну, Брахме, причем Брахма – самый низший.
Шива, Вишну, Брахма
Шива есть четвероликий Брахман, Творец, Охранитель, Разрушитель и Возродитель.
Между 5 и 4 простирается антахкарана.
∆ символизирует Христа, жертву, распятую меж двух разбойников; это есть "двуликая" сущность.
Веданта
Ведантисты, сокрытия ради, превращают его в c, а именно: ахамкара, Чит, Буддхи и Манас.
1-й (пракритический) план,
подразделенный = нашей Земле
(Видимая Вселенная – на этом плане)
Диаграмма III
Семеричность сознания земного объективного плана.
Заметки
Перцептивная жизнь начинается с астрального; но отнюдь не наши физические атомы видят, и т.д.
Сознание как таковое зарождается между камой и манасом. Атма-Буддхи действует больше в атомах тела, бациллах, микробах и т. д., чем в самом человеке.
1. Чувственное, объективное сознание:
все, что относится к пяти физическим чувствам человека, животных, птиц, рыб и некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают "Жизни"; сознание их – в Атма-Буддхическом; они совершенно без манаса.
2. Астральное сознание:
а именно сознание растений (чувствительных), муравьев, пауков, а также некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. У позвоночных животных это сознание отсутствует, но плацентарные животные имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, и дремлющие в настоящее время. На этом плане действуют идиоты; расхожая фраза "он лишился ума" есть оккультная истина. Ибо когда из-за испуга и пр. низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и "нервным планом"; он не познается нашими "нервными чувствами", о которых физиология ничего не знает. Примеры: ясновидящий, читающий с завязанными глазами, солнечным сплетением, и т. д. Это сильно развито у глухонемых.
3. Кама-праническое сознание:
всеобщее жизне-сознание, принадлежащее всему объективному миру, даже камням; ибо, если бы камень не обладал чувствительностью и сознанием, он не мог бы испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого камического сознания. Опять-таки там, где разложение, должна быть также и жизнь, и т. д. Камни разрушаются.
4. Кама-манасическое сознание:
низшие степени инстинктивного сознания животных и идиотов; планы восприятия; у человека они рациональны, например, у собаки, запертой в комнате, возникает инстинкт вырваться на волю, но она не может, так как инстинкт ее недостаточно рационален; тогда как человек сразу же разберется в ситуации и вызволит себя. Высшая степень этого кама-манасического сознания является психической (например, когда находишься под воздействием веселящего газа). Следовательно, существует семь степеней – от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической.
5. Манасическое сознание:
отсюда манас простирается ввысь к Махату.
6. Буддхическое сознание:
план Буддхи и аурической оболочки; отсюда оно подымается к "Отцу на Небесах" (Атману) и отражает все, что есть в аурической оболочке. Пятый и шестой, стало быть, охватывают планы от психического до Божественного.
Заметки
Рассудок – это то, что колеблется между правильным и неправильным; но разум (интуиция) – выше, он есть ясное видение.
Чтобы избавиться от камарупы, мы должны подавить в себе все материальные инстинкты ("раздавить материю"). "Плоть" – это дело привычки, она будет механически повторять как хороший импульс, так и дурной. Но не всегда плоть является искусителем, в девяти случаях из десяти именно низший манас ввергает плоть в искушение своими образами.
Самадхи
Высочайший адепт начинает свое самадхи на четвертом солнечном плане, но не может вырваться за пределы Солнечной системы; когда он начинает самадхи, он наравне с некоторыми Дхиан Коганами, но превосходит их, поскольку подымается к седьмому плану (нирване).
Безмолвный Страж
Безмолвный Страж пребывает на четвертом космическом плане.
Воля, желание
Высший Разум направляет Волю, но низший обращает ее в эгоистическое желание.
Дхиан Коганы лишены страстей, они чисты и неразумны; в них нет боренья, нет страстей, которые надо обуздать.
Питри
Питри есть "астрал", осеняемый Атма-Буддхи, который был привлечен к материи. "Puddings"* имели Жизнь и Атма-Буддхи, но не Манас. Стало быть, они были неразумны.
Великое "Почему"
Смысл всякой эволюции – накопление опыта. Дхиан Коганы вынуждены проходить "школы жизни": "Бог ходит в школу".
Астрал
Астральное тело – первое в утробе; затем исходит семя и оплодотворяет его; и тогда оно облачается в материю, как облеклись ею питри.
Чхайя
Чхайя в действительности есть низший манас, тень (высшего Разума); эта чхайя и образует майявирупу. Луч облачается в высшую (седьмую) степень астрального плана. В пятом Круге все мы будем играть роль питри; нам придется проецировать свои чхайя в другое человечество и оставаться с ним, пока человечество это не усовершенствуется.
Питри исполнили свое предназначение в этом Круге и погрузились в нирвану, но они вернутся и будут выполнять те же функции вплоть до срединной точки следующего Круга. Четвертая, или камическая, Иерархия питри становится человеком из плоти.
Аурическая оболочка
Аурическая оболочка воспринимает свет Атмана и осеняет корону, окружая голову.
Дополнительные заметки (из Тетради А. Б.)*
"Лучшие из нас станут в будущем Манасапутрами, а низшие – питри. Мы здесь представляем собой семь интеллектуальных Иерархий. Эта земля станет луной для следующей земли". (Е. П. Б.)
Был задан вопрос: "Находится ли лайя-центр майявирупы в сердце?"
Е. П. Б.: "Майявирупа состоит из астрального тела как упадхи, из направляющего разума сердца, свойств и качеств аурической оболочки".
_
ЗАСЕДАНИЕ VII
Декабря 1890 г.
Присутствуют: И. К.-О., Э. К., В. Р. О., К. Ф. Р., Э. Т. С. А. Л. К., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., К. В., А. Б.
Аурический флюид
Аурический флюид есть сочетание принципов Жизни и Воли, так как они представляют собой одно и то же в Космосе. Он эманирует из глаз и рук, когда его направляет воля оператора.
Аурический свет
Аурический свет окружает все тела; он есть "аура", что эманирует из них, будь они животным, растением или минералом. Это свет, видимый, например, вокруг магнитов.
Три Логоса
Атма-Буддхи-Манас в человеке соответствуют трем Логосам в Космосе. Они не только соответствуют, но являются излучением из Космоса в Микро-Космос. Третий Логос, Махат, становится манасом в человеке, ибо манас есть лишь индивидуализированный Махат, как индивидуализированы солнечные лучи в телах, их поглощающих. Солнечные лучи дают жизнь, оплодотворяют то, что в них уже есть, – и индивидуум образован. Махат, можно сказать, оплодотворяет, и следствием является манас.
Буддхи-Манас есть Кшетраджна.
Существует семь планов Махата, как и всего остального.
Здесь Е. П. Б. начертила две диаграммы, иллюстрируя различные способы изображения человеческих принципов. В первой: два низших игнорируются, они исчезают, дезинтегрируются, не имеют значения. Остаются пять, осиянные Атманом.
Во второй: низшая четверица рассматривается лишь как материя, объективная иллюзия; остается Манас и а[урическое] я[йцо], ибо высшие принципы отражаются в а[урическом] я[йце].
Во всех этих системах следует помнить о главном принципе – нисхождении и восхождении Духа как в человеке, так и в Космосе. Дух притягивается вниз как бы духовной гравитацией.
Попытки учеников проникнуть глубже в причину этого были пресечены, Е. П. Б. дала лишь намек на три Логоса: