Дар истолкования языков и богослужение

Вне сомнения то, что дар языков должен применяться в богослуже­нии, а также и то, что именно это приводит к проблемам. Хочу по­пробовать объяснить некоторые из возникающих проблем. Многих христиан беспокоит вопрос:

Позволительно ли всем одновременно на языках славить Бога, поклоняться или молиться Ему? Не действует ли и здесь правило 1 Коринфянам 14:27 (двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй!)? Если все (одновременно) молятся на языках, не будут ли тогда посетители сомневаться в здравом уме молящихся?

Указанная глава, очевидно, не предъявляет правил молитвы на языках к Богу. В одном стихе такая молитва даже буквально исклю­чается (1 Кор. 14:28). Поклонение и молитва в Библии часто были на сердце. Нам стоит только прочитать Ездра 3:12-13 и Псалмы или побывать на религиозном иудейском празднике в Израиле.

Новый Завет также показывает, что первые христиане едино­душно возвышали голос к Богу в молитве (Деян. 4:24 и др.). При пер­вом говорении на языках в День Пятидесятницы и позже в доме Корнилия тоже все вместе одновременно молились на языках. Это недопустимое утверждение, что якобы во 2-ой главе Деяния было иное говорение на языках, чем в 10-ой и 19-ой главах Деяния или в 1 Коринфянам 12-ой и 14-ой главах.

Естественно, в Деяниях 2:4 стоит: «И начали говорить на иных языках» (ЛАЛЯЙН ХЕТЕРАИС ГЛОССАИС), а в Деяниях 10:46 только «говорящих языками» (ГЛОССАИС ЛАЛЯЙН). Но в Деяниях 11:15 Петр объясняет это говорение на языках в доме Корнилия (ГЛОС­САИС ЛАЛЯЙН) полностью идентичным с их переживанием в Пяти­десятницу: «как и на нас вначале ...» Выражение ХЕТЕРАИС ГЛОС­САИС, встречающееся в Деянии 2, переносится Павлом и в отноше­нии говорения на языках в Коринфе (1 Кор. 14:21). Итак, при говоре­нии на языках дело касается одного и того же духовного дара, хотя и в различном употреблении.

Если же принципиально библейски оправдана общая молитва, славословие и хвала, то какая разница, будут ли они происходить на русском, немецком, английском языках или на иных языках?

Когда же Павел говорение на языках ограничивает до двух или трех говорящих и требует истолкования, то он говорит о речи на языках, которая должна служить назиданию церкви, как утешение или как призыв к несведущим. Наставлением: «Если вся церковь ... и все станут говорить незнакомыми языками ...» (стих 23) Павел не хотел отменить одновременную общую молитву, так как в следую­щем стихе (стих 24) он употребляет те же слова, показывая общине ценность пророчества: «Когда же все пророчествуют ...» Ясно, что этим он не дает совет, чтобы все одновременно совместно проро­чествовали. Точно также и 23-им стихом он не желает отменить сов­местную одновременную молитву на языках.

Как, говоря «все пророчествуют», он думает о пророчестве по порядку, так и через «все говорят незнакомыми языками» он жела­ет устранить плохой обычай в Коринфе, который очевидно состоял в том, что в одном богослужении все по очереди говорили на языках без истолкования, и таким образом для неверующего богослужение состояло только из непонятных слов. Хотя каждый имел возмож­ность говорить на языках, но община не получала назидания, а не­верующий – спасения.

Этот бесполезный обычай, возможно, возник из-за непонимания говорения на языках из 2-ой главы Деяния. Думали, что искренний, и так поймет говорение на языках. Но тьма слов на незнакомом язы­ке все же приносит меньше наставления, чем пять слов разумом. К Богу можно говорить на языках, он понимает тайны и слова. К людям же нужно говорить на языке, который они понимают.

Для Павла говорение на языках было для общения с Богом, как знамение для неверующих и как служебный дар для назидания об­щины и несведущих. Не каждый имеет служебный дар говорения на языках для использования в общине с толкованием. Вывод основы­вается на том месте, где Павел говорит о таких служениях (1 Кор. 12:27-30). Дар для служения в общине это не иное говорение на языках, но применение того же дара для другого служения. При­меняющий его ведет речь к общине, что узнается уже по звучанию речи, и за речью следует истолкование для назидания общины. Как только проявится такое говорение на языках, то вся община должна молчать, чтобы слушать и дать место истолкованию.

Говорение на языках содействует богослужению через благословение (ОЙЛОГЕС), благодарение (ОЙХАРИСТИЯ) и духовные песнопения (ПСАЛЛОИТОИ ПНОЙМАТИ). Для выражения «петь ду­хом» в первоисточнике в 1 Коринфянам 14:15 используется то же слово, как и для духовного песнопения в Ефесянам 5:19. Впрочем, мы находим здесь то же слово ЛАЛОИНТЕС, которое мы встречаем в 1 Коринфянам в 14-ой главе для говорения на языках. Так что мы можем заключить, что при духовных песнопениях в Ефесянам 5:19 речь идет о песнопении на языках, тем более что перед этим стоит призыв; «Исполняйтесь Духом».

Во всяком случае, согласно Библии и дар говорения на языках, с истолкованием или без истолкования, согласно своего правильного предназначения должен содействовать апостольскому многообра­зию наших богослужений.

Глава 13

ЛЮБОВЬ И ДУХОВНЫЕ ДАРЫ

(1 Коринфянам 13)

Не случайно глава о любви находится между главами о дарах ду­ховных и о применении отдельных духовных даров. Божественная любовь это центр, ось вращения для истинного служения и также наилучший путь для получения даров.

Новому Завету в греческом языке известны три слова, обознача­ющие любовь. Каждое из них описывает определенный вид любви. ФИЛОС выражает любовь, которая вызывается преимуществами и притягивающей силой личности или соответствующего предмета. Эта любовь означает то же что «дружба». Она зависит от симпатии, она эхо собственного сердца, она является и выражением чувства к братьям, сестрам, к родителям, а также и любви супругов.

ЭРОС больше описывает интимную любовь. Эта любовь нахо­дится в сильной зависимости от биологических связей и поэтому за­нимает более низкое место.

АГАПЕ имеет в виду бескорыстную любовь, которая не зависит ни от преимуществ ее предмета, ни от симпатии или кровной род­ственности. Это не чувство страсти, но настроенность к непремен­ному благоволению. Любовь АГАПЕ красочно описывается в песнях песней. Следует отметить удивительное положение, что Павел мень­ше говорит о том, чем является любовь-агапе, чем о том, чего она не делает. То, чем она является, он описывает в двух словах: долготерпит, милосердствует. Следовательно, отношения в любви не ко­роткий процесс, она не кратковременна, любовь всегда желает со­действовать предмету своей любви, делать ему доброе, обходиться с ним снисходительно.

Семь пунктов, характеризующих агапе (то, чего любовь не делает):

= Она не завидует.

= Она не превозносится.

= Она не гордится.

= Она не бесчинствует.

= Она не ищет своего.

= Она не раздражается (ни через обиды, ни через разоча­рования).

= Она не мыслит зла.

= Она не радуется неправде (злорадство чуждо ей!).

Пятью короткими предложениями нам говорится, что делает любовь:

= Она сорадуется истине.

= Она все покрывает.

= Она всему верит.

= Она всего надеется.

= Она все переносит.

Любовь никогда не перестает. Такая любовь делает жизнь общины с трудными и несимпатичными людьми не только возможной, но и благословенной. Она является отражением любви Божией в этом мире. Чувства слабы, но непременное решение в пользу другого че­рез агапе, черпает из Божьей полноты и силы. Дух Божий изливает силу и способность любви в сердца людей, которые видят свою не­состоятельность и просят об этом Бога.

С даром Духа Святого (Рим. 5:5) изливается любовь Божия, что­бы развиваться как плод духа (Гал. 5:22). Иисус увещевает: «Пре­будьте в любви Моей» (Иоан. 15:9-10).

Эта любовь предохраняет от недуховного применения даров, ве­дущего к гордости, от применения даров как насильственного средства принуждения, или от употребления для служения соб­ственным выгодам. Любовь делает благодарным за другого, видит в нем дар и задание. Поэтому любовь предохраняет от недуховного обособления и разделения. Богатство даров становится благослове­нием, а не тиранией и бактерией разделения.

Любовь через дары делает общину богатой и помогает строить ее. Поэтому любовь стремится к полноте даров («... старайтесь обо­гатиться ими к назиданию церкви» 1 Кор. 14:12). Любовь страдает от недостатка даров, потому что она видит, что народ Господен тер­пит нужду. Поэтому Павел говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1).

Несколько разъяснений непонятных высказываний о любви.

1. Не говорит ли Павел в 1 Кор. 12:31 о том, что любовь (АГАПЕ) является наибольшим духовным даром, к которому мы должны стремиться? Не желает ли он притормозить стремление к дарам и направить интерес христиан только на любовь? Если бы это место нужно было понимать так, то в 1 Коринфянам 14:1 Павел сказал бы именно противоположное. Павел нигде не называет любовь духовным даром. Если бы Павел считал любовь наибольшим духовным даром, то в 1 Коринфянам 12:31 должно бы стоять: «Ревнуйте о наибольшем даре», ХАРИЗМА (единственное число!). Но тут стоит:

«Ревнуйте о дарах больших», ХАРИЗМАТА (следовательно, во множественном числе). Здесь он имеет в виду дары, ранее опи­санных видов.

Любовь для Павла не является противоположной дарам, но наилуч­шим путем для их получения и служения. Дары не должны стать пьедесталом для общественного положения или для накопления собственности. Они должны быть отданы служению любви.

2. «Павел отрицает ценность всех даров – если люди, получившие их, не имеют любви». Это утверждение тоже неверно. Дары всег­да сохраняют свою ценность, потому что они являются благодат­ными дарами Духа. Павел не говорит, что говорение на языках это медь звенящая и кимвал звучащий, но он говорит: «Если я го­ворю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – Павел – (а не говорение на языках) медь звенящая и ким­вал звучащий».

То же он говорит и по отношению к дару пророчества, познания, веры, переставляющей горы: «... а любви не имею, то я ничто». Даже добродетельность и мученичество не делают человека му­жем Божиим! Поэтому: «... а любви не имею – нет мне в том ни­какой пользы». Конечно, раздаяние имущества нищим для них имело большую пользу, но мне в моем духовном развитии и сос­тоянии не дало никакой пользы. Также и с духовными дарами: они еще могут быть благословением для других, но я сам буду от­вержен. Не тот человек стоит особенно хорошо, который имеет и применяет много духовных даров, но тот, который имеет помыш­ления Христовы и возрастает в Его образ. Иисус не только был исполнен любовью, но и полон даров, и полномочия!

3. «Ведь дары духовные должны прекратиться, и поэтому они не так уж важны».

Этот аргумент преждевременный. Павел показывает, что дары прекратятся, когда не нужно будет больше познание с его частичным характером. Только, когда придет совершенное, тогда то, что отчасти, будет ненужным и прекратится. Совершенное же настанет тогда, когда мы увидим лицом к лицу и познаем Его, подобно как мы познаны, т.е. когда мы будем у Господа. Кто утверждает, что дары сегодня уже не нужны, тот утверждает, что совершенное уже настало! Такое утверждение было бы вели­чайшим и опаснейшим фанатизмом. Павел убедительно предо­стерегает от подобного учения: «... слово их, как рак, будет распространяться ... которые отступили от истины, говоря, что вос­кресение уже было» (2 Тим. 2:17-18).

Дары духовные это оружие еще борющегося народа Божьего, ору­дия для еще строящейся общины и манна для путешествующего христианства.

Община не может и не должна фанатически отказываться от да­ров. Здесь я хотел бы серьезно предостеречь от такого «фанатиз­ма».

4. «Так как дары открывают только отчасти, то можно ведь обой­тись и без них». Такое мнение неверно.

Каждая проповедь, каждая поучительная лекция, каждое служе­ние любви и каждое оказание помощи тоже являются только частичными. Являются ли названные вещи бесполезными из-за их ограниченности? Выражение «отчасти» не желает объявить эти вещи бесценными, но только обратить внимание на то, что полное и совершенное больше. Кто пророчествует, делает это отчасти. Каждый дар может передать только луч от полноты света. Никто не имеет всего, не знает все и не видит все.

Каждый нуждается в дополнительной помощи через других. Поэ­тому никто не может сказать о другом: «ты не нужен».

Даже если бы кто-то имел все дары, то от каждого дара он имел бы только часть. То, что он как пророк видит и слышит, является только крохотной частичкой от полноты божественного света. Другие дают другую часть. Каждый служит общине, но каждый нуждается и в служении других. Никто не должен считать себя непогрешимым, а свое служение совершенным. Никогда здесь на земле мы не сможем разрешить всех проблем, исцелить все болез­ни, получить весь свет, понять все полномочие. Мы не Иисус, а толь­ко члены Его тела. Члены могут только отчасти служить телу и со­действовать пониманию действительности. Но как члены они важны для тела. Их способность действовать и их умение определяют раз­витие, самочувствие и здоровье тела.

Подводя итоги, скажем: любовь является кровообращением в теле Христа. Она должна быть рулевым и охранником всех даров и слу­жений. Поэтому: «Достигайте любви – и ревнуйте о дарах духовных ...» (1 Кор. 14:1).

Община без любви, как автомобиль без руля.

Община без силы, как автомобиль без мотора.

Община без даров, как автомобиль без коробки передач.

Глава 14

ОБЩИНА БЕЗ ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Община без даров не соответствует стандартам общины Нового За­вета. В большинстве посланий церквям или отдельным личностям мы находим указания или упоминания о каких-либо духовных дарах. Именно прообраз тела для общины тесно связывается с различны­ми духовными дарами. И все-таки сегодня есть много общин, состо­ящих из возрожденных детей Божиих, которые в своей среде не имеют духовных даров или даже не терпят их. В чем причины про­тивления? Без сомнения есть много причин. Некоторые из них я хочу коротко осветить.

Наши рекомендации