Анекдотов, рассказов, поверий и суеверий о вампирах
Венгерских, моравских и богемских,
И о бруколаках
Совсем непонятные или дурно понятые
явления природы были источником бес-
численных суеверий и предрассудков.
Кант
ампиризм был результатом расстроенного воображения суевер-
Â
ных, которые воображали, что некоторые люди после смерти
подымались из своих могил, беспокоили целые деревни, со-
сали кровь у своих родных и умерщвляли их. Этих — мнимых, бес-
покойных, ночных бродяг прокалывали насквозь, рубили и жгли, не
сознавая бесчеловечности таких отношений к лицам, которые боль-
шей частью были обмершие, никогда и не думавшие беспокоить жи-
вых, поднявшись из могил, как потому, что не в состоянии были
подняться из могил, так и потому, что в безотрадном состоянии об-
морока они ничего не думали.
Вампиры венгерские, главный предмет нашего исследования, бы-
ли более или менее давно умершие люди, которые выходили из
своих гробов и беспокоили живых: являлись им, высасывали у них
кровь, производили в доме шум и даже причиняли смерть. Их наз-
вали «вампирами», что по-славянски означает кровопийцу. Освобож-
дались от сих страшных посетителей тем, что выкапывали их из зем-
ли, отсекали им головы, пробивали в сердце колом или копьем, а ос-
татки трупа сжигали.
Много было попыток объяснить возвращение и явление вампи-
ров. Некоторые отвергали их как фантастические бредни и объясня-
ли все невежеством и суеверием народов тех стран, в которых они
являлись.
Другие полагали, что люди эти были не действительно умершие,
а погребенные заживо, а потому возвращение и явление их пред-
ставляли вполне естественным. — Иные же считали их просто чудом
и успокаивались.
Со своей стороны мы постараемся сперва представить читателям,
что было сказано и писано об этом предмете, далее выведем отсюда
некоторые следствия и укажем основания для суждения об этом
предмете.
ГЛАВА I
Оживление мнимо умерших. Предание об Аристее
Проконезском
живление некоторых лиц, которых считали умершими, тогда
Î
как на самом деле они находились только в состоянии летар-
гического сна; далее, пробуждение некоторых, которые опи-
вались до такой степени, что их считали мертвыми, и которые раз-
личными медицинскими средствами, заботливостью и искусством
врачей выводимы были из этого состояния, — все подобные при-
меры оживления не суть факты истинного оживления: лица эти не
были действительно умершие, а только казались такими.
Мы приведем здесь несколько таких примеров, когда мертвые
оживали спустя несколько месяцев или даже лет после их погре-
бения, которые, если бы даже они похоронены были и живыми, в
продолжение такого времени неизбежно должны были задохнуться
в своих гробах и у которых, несмотря на это, находили все признаки
жизни: жидкую кровь, неистлевшее тело, свежий и приятный цвет
лица, гибкие и удобоподвижные члены. Эти существа днем или но-
чью выходили из своих гробов и беспокоили живых: высасывали у
них кровь, нередко даже умерщвляли; являясь в дома своих родст-
венников, садились за стол, делали тысячи подобных вещей и на-
конец снова возвращались в свои гроба, но никто не видел, как они
входили туда.
Если эти ожившие были недействительно умершие, то необъяс-
нимым в таком случае оставалось бы только то, каким образом и
при каких счастливых обстоятельствах выходили они из своих гро-
бов? Пробуждались ли они от летаргического сна или дух жизни
возвращался к ним, как это бывает с теми, которые впадают вдруг в
обморок, но через несколько времени, как скоро кровь и жизненная
сила опять начнут свое нормальное отправление, естественным об-
разом приходят в себя?
Но каким образом они выходят и снова входят в свои могилы, не
разрывая земли и ни для кого не видимо? Возможно ли, чтобы сос-
тояние летаргии или обморока продолжалось целые годы?
Несмотря, однако ж, на это, рассказов подобного рода сущест-
вовало и существует очень много. Так, например, Ориген в своей
книге против Цельса1 приводит следующий рассказ: Аристей, один
из замечательнейших граждан Проконезских, пришедший однажды
в дом одного ремесленника, скоропостижно умер здесь. Ремеслен-
ник, заперев дом, отправился тотчас к родственникам умершего из-
Orig., Contra Celsum, Lib. I, pag. 23 et seq.
252
вестить их о его смерти. Молва об этом случае скоро разнеслась по
всему городу. Тут случился человек из Кизика; он уверял всех, что
по дороге из Кизика он только что встретился с Аристеем и говорил
с ним и, следовательно, быть не может, чтобы тот умер. Родствен-
ники со знаками достоинства умершего, как это было в обычае, от-
правились в дом ремесленника, чтобы забрать тело покойника. Но,
пришедши, в доме ни мертвого, ни живого Аристея не нашли. Через
семь лет видели его в городе, потом он опять исчез. Спустя триста
сорок лет явился Аристей в городе Метапонте в Сицилии и требовал
от жителей устроить в городе храм Аполлону и при нем статую в
честь Аристея Проконезского и при этом прибавил, что они единст-
венные из всех народов Италии, которых Аполлон удостаивает своим
присутствием и что он, который говорит теперь с ними, сам сопро-
вождал этого бога в виде ворона. Сказав это, он исчез. Жители Ме-
тапонта, по поводу этого явления, обратились за советом к Дель-
фийскому оракулу и тот отвечал, что они должны следовать совету
Аристея, потому что это послужит им в великую пользу. Действи-
тельно, они поставили на городской площади две статуи, Аполлону
и Аристею, и обсадили их лавровыми деревьями. Статуи эти сохра-
нились до времен Геродота1 .
∆∆∆
Herod., Lib. IV.
ГЛАВА II