Дни творения. Комментарии на Шестоднев
1-ый день творения.И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 3–5).
В первый день Господь творит свет. Что это был за свет, если не было еще светильников «на тверди небесной», они появились лишь в четвертый день? И святые отцы, и богословы, и ученые много размышляли над тайной этого света.
Чаще всего под светом разумели энергию света, или некий огонь, существующий вне зависимости от светил. «И сказал Бог: да будет свет! “Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму, рассеяло уныние, наполнило радостью мир, всему придало вдруг привлекательный и радостный вид” (святитель Василий Великий).
Для святителя Григория Нисского первозданные элементы Вселенной находились в смешанном состоянии. Тогда «рассеянный повсюду огонь был затемнен преизбытком вещества». Но творческим и мощным словом Божиим «огонь прошел сквозь всякое тяжелое естество и вдруг озарил все светом».
У преп. Иоанна Дамаскина свет как огненная «легкая, устремленная вверх, жгучая и освещающая» стихия распространился в мгновенье по Вселенной, осветив ее и выявив ее изумительную красоту и гармоничность. «В три первых дня и день, и ночь произошли, конечно, вследствие того, что свет, по Божественному повелению, то распространялся, то сокращался» (преп. Иоанн Дамаскин). И когда Бог создал Солнце, оно вместило в себя эту энергию света и стало светить, «ибо светило есть не самый свет, но вместилище света» (он же).
В последнее столетие стало популярным объяснять «свет» первого дня Творения с позиций физики. Говорят, что такой грандиозной и первоначальной вспышкой, явившей свет, был так называемый Большой Взрыв, положивший начало возникновению Вселенной.
2-ой день творения. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. …И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй (Быт. 1:6, 7-8).
Предметом творения второго «дня» является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит — пространство, шатер. Бог назвал твердь небом. Итак, во второй творческий день или период, по слову Божию образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во Вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор пока до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающиеся объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными.
Итак, второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды.
3-ий день творения.И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. …И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. …И произвела земля зелень, траву, сеющую семя… и дерево… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий (Быт. 1, 9-13).
Созданная во второй творческий «день», наша земля, по свидетельству Библии, была покрыта водой. Вероятно, тогда земля была в горячем состоянии. Вода мгновенно превратилась в пар, который поднимался над землею, создавал километровые толщи тумана, а затем, охлаждаясь и конденсируясь, в виде дождя падал на землю. В этот период происходило формирование материков. Страшной силы вулканы сотрясали землю и воздух. Шел процесс горообразования. Земля постепенно охлаждалась, образовывались океанические впадины, которые стали заполняться водой. Появилась суша и благоприятные атмосферные условия для произрастания растительности. И вот всесильное Слово Божие обращается к земле: «…Да произрастит земля зелень, траву… дерево» (Быт. 1:11). Бог призывает землю соучаствовать в создании первой биологической жизни.
4-ый день творения.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый (Быт. 1, 16–19).
В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение.
5-ый день творения.И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. …И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый (Быт. 1, 20-23).
В нашем переводе – да произведет вода. В древнееврейском – динамичнее: «да закишат в воде»… Примечательно, что, согласно библейским представлениям, жизнь возникла в воде. То, что сегодня является научной аксиомой, было утверждено более чем три тысячелетия назад. Итак, как мы знаем, исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» (Быт. 1:20). В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества — из ничего. Тут создавалась живая душа, явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, Бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара — творить из ничего.
6-ой день творения.И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой(Быт. 1, 24–31).
В последний, шестой, день Творения Господь вызывает к жизни животных и человека. Вот эта маленькая, но важная деталь – в один день творятся и животные, и человек. Библия констатирует, что человек преемственно связан с животным миром.
Мы видим, что Библия, рассказывая о Сотворении мира, говорит, что Бог от простого возводит творение к сложному, к высшему. Сначала творится первовещество, из него возникает Вселенная. Затем описывается процесс происхождения Земли. Бог повелевает траве и деревьям расти и плодоносить. Растения владычествуют на суше, пока не появляется примитивная жизнь в воде. Появляются пресмыкающиеся, рыбы, птицы. Наконец, в шестой день творятся «животные земные». И после них – человек.
Бог говорит: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему. Синодальный перевод не совсем верно передает мысль оригинала. В данном переводе получается, что образ Божий и подобие синонимичны и взаимозаменяемы. Однако следует сказать, что образ – это то, что относится к Богу, подобие же – это похожесть, то есть то, что относится к человеку, то что возможно человеку. Текст вернее было бы передать так: «Сотворим человека по образу Нашему как подобие, как подобного Нам».
Человек подобен Богу, однако, как отмечали святые отцы, это подобие нам не дано, а задано как цель. Можно сказать, что мы сотворены по образу Божию, но подобия должны достигать сами. Как писал святитель Василий Великий:
«Одно (образ) мы имеем в результате творения, другое (подобие) приобретаем по своей воле. …Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за этот труд вознаграждение.
Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, согрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу… Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».
Несомненно, что образ Божий заключается в человеческой душе, в ее духовной природе и ее отличительных свойствах: нравственной свободе и бессмертии. Человек – это образ Божий потому, что он поставлен над всем творением. Также важно отметить, что «человек по подобию сотворившего его Бога строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния… Бог создает и из не-сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд» (св. Феодорит Кирский).
Образ Божий – это похожесть на Бога. А в чем эта похожесть может проявляться прежде всего, как не в изобилии любви, изливающейся из сердца человека, любви, всех прощающей и возрождающей?..
Сотворение жены. В первой главе нам сразу сообщается, что человек – это и мужчина, и женщина: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).
Однако вторая глава сообщает нам о творении сперва мужчины – Адама, а затем, из его ребра, и женщины. Почему женщина после мужчины? Почему из ребра?
Что касается первого вопроса, такое помещение женщины на второе место, после Адама, вероятно, должно подчеркнуть ее подчиненную роль, роль, обычную для женщины той культуры и того времени. Если говорить об историчности повествования, то ему больше соответствует рассказ первой главы.
Однако то, что женщина творится из ребра, никак не может ее принижать. Напротив, указав на единоприродность женщины с мужчиной, Бог на веки вечные формулирует важную мысль: женщина такая же, как мужчина. Она едина с ним по природе.