Приложение приведенных примеров к вампирам
сли приведенные факты неоспоримы, то нельзя ли допус-
Å
тить, что вампиры, умершие от горячки в Венгрии, Силезии и
Моравии, продолжали жизнь во гробах подобно животным, о
которых мы говорили, и птицам, которые прячутся в озерах и боло-
тах Польши и в северных странах во время зимы, в течение которой
они бездыханны, бесчувственны и безжизненны? Жизнь, движение
и деятельность возвращаются к ним при наступлении весны, когда
солнце нагревает воду, или если приблизить их к умеренному теплу.
Они оживают и принимаются за прежнюю деятельность, приоста-
новленную на время холодом.
Точно так же и вампиры возвращаются к жизни в своих гробах по
истечении некоторого времени, но душа покидает их совершенно
уже после разрушения тела. Если органы тела истлеют и разрушат-
ся, то их нельзя уже возвратить к жизни; поэтому-то, чтобы отнять у
души всякую возможность снова оживить тело и при посредстве его
беспокоить живых, народы упомянутых стран прокалывают вампи-
рам сердце, отрезают им голову и сжигают тело.
Нет ничего удивительного в том, что у казненных и умерших от
горячки растут волосы на голове, борода и ногти, что тела их мягки
и гибки, и что их кровь отделяет экскременты: все это возможно в
человеческом теле до тех пор, пока продолжится в нем раститель-
ная жизнь. Если верно то, что мертвые едят в гробах все, что только
попадет им под руку, то необходимо допустить, что они только мни-
мо умершие, что они живы, что они заживо погребенные, напр. в бе-
шенстве, — и, опомнившись, стараются высвободиться из несчаст-
ного состояния, в которое они поставлены во гробе. Но весьма труд-
но, да и невозможно объяснить, каким образом вампиры, или зажи-
во погребенные, выходят из гробов своих для того, чтобы беспо-
коить живых, каким образом они снова возвращаются в свои гроба?
— вот вопросы, которые настоятельно требуют положительного от-
вета; между тем, все рассказы, какие нам известны, представляют
этот факт, как известный, но не объясняют ни способа, каким он
совершен, ни ближайших обстоятельств его, тогда как на самом
деле все это, — самая необходимая и интересная часть в рассказе, —
необходимая потому, что тогда видно было бы, что истинно и что
вымышлено в рассказе, интересная потому, что только в таком слу-
чае видна была бы логическая нить, последовательность и связь в
рассказываемом событии.
Каким, в самом деле, образом зарытое на четыре или пять футов
тело в земле, не имея возможности и места даже свободно двигаться,
будучи завернуто тщательно в холст и заключено в гробе, может
выходить из гроба, не разрывая земли, и как, в самом деле, и с ка-
кой целью может производить все те действия, которые приписы-
вают обыкновенно вампирам? Каким образом может возвратиться
во гроб, в котором находят его здоровым, полным крови и свежим,
часто с блестящими глазами, — словно живое? Некоторые думают,
что эти тела проникают через землю, не раскапывая ее, как вода и
пары, которые проходят в землю и из земли без видимого изменения
ее частиц. Желательно, чтобы эти рассказы о возвращении вампиров
были объяснены лучше.
Недавно очень образованный священник рассказывал, что он по
пути из Жанина (Jeanin) пригласил к себе каноника Ольмюцской
церкви и проводил его в деревню Либаву, в которую он был назна-
чен комиссаром от Епископской Консистории для произведения
следствия о вампире, который за несколько лет до этого беспокоил
Либавян.
Начали производить следствие, потребовали показаний и повели
дело обыкновенным порядком. На следствии показали, что вампир
беспокоил жителей Либавы по ночам, что он выходил из гроба и яв-
лялся во многих домах. Три или четыре года тому назад кончились
его шалости, когда приглашен был один знаменитый Венгерец с
целью положить конец похождениям вампира. Венгерец влез на цер-
ковную башню и выжидал, когда вампир выйдет из гроба, оставив
на нем свое покрывало, и отправится в деревню беспокоить жите-
лей. Как только Венгерец заметил, что вампир вышел из гроба, он
спустился с башни, схватил покрывало вампира и опять влез на баш-
ню. Возвратившись с своих похождений и не нашедши одежды, вам-
пир закричал на Венгерца, но тот отвечал с башни, что если он же-
лает получить обратно свое платье, то должен идти за ним на баш-
ню. Вампир поднялся на башню, но Венгерец сбросил его, ударив
топором по голове, и тем покончил дело.
Ни рассказчик этой истории, ни посланный каноник ничего не
видели; сведения об этом факте переданы им жителями деревни,
невеждами, преданными суеверию и предрассудкам.
Если же все сказанное о вампирах — нелепые выдумки, то чем
больше противоречия в этих рассказах, тем более доказательств в
подтверждение нашего суждения об этом предмете.
ГЛАВА ХVII
Заключение трактата
ы показали, что утонувшие, впавшие в обморок, исступле-
Ì
ние или мнимо умершие могут быть спасены от смерти или
возвращены к жизни с помощью медицинских средств или
выжидающим терпением, пока природа опять возвратится в преж-
нее состояние, — сердце станет биться, кровь начнет свою цирку-
ляцию в артериях и венах, и жизнь возвратится в нервы.
Заметим также, что вампиры Венгерские, Моравские, Польские,
Силезские и другие, о которых наговорено столько чудес, — только
обман и произведение расстроенного воображения и предрассуд-
ков. К произведениям фантазии относятся также все рассказы о
возвращении вампиров в мир, о явлении их, о беспорядках, произ-
водимых ими в деревнях, о замученных ими лицах, у которых они
сосали кровь и т. д. Нельзя указать ни на одного свидетеля умного,
серьезного и непредубежденного, который бы мог сказать, что он
действительно видел вампира, ощупывал и исследовал его, или ко-
торый мог бы подтвердить действительность этих возвращений и
приписываемых им действий.
Мы не отвергаем, что многие умирали из страха, обманутые своим
воображением, что видят своих умерших родственников, которые
приглашали их к себе в гроб. Некоторые утверждали, что вампиры
стучались к ним в дверь, мучили и беспокоили их или вносили в
дом смертоносные болезни; но когда их расспрашивали, они отве-
чали только, что видели и слышали только то, что может создать
расстроенное, больное воображение. Между тем, нам нужны свиде-
вом, такие, которые бы по зрелом обсуждении уверили, что видели,
слышали и спрашивали вампиров. Далее, если бы нам представили
даже доказательство действий вампиров, то и тогда мы останемся
при прежнем убеждении, что этих действий, совершенных вампира-
ми, вовсе не было.
Теперь перед нами лежит письмо от 3 февраля 1745 г. из Вар-
шавы, писанное П. Сливицким, визитатором провинции Перки. В
этом письме он сообщает, что намерен писать богословское и фи-
зическое исследование о вампирах, предварительно исследовав стро-
го предмет, и собрал для этой цели много мемуаров. Но должность
визитатора и начальника конгрегации в Варшаве не позволяет ему
привести в исполнение свое намерение. Спустя несколько времени
он искал эти мемуары; они остались, вероятно, в руках друзей, ко-
торые брали их для чтения. В числе этих мемуаров были два опре-
деления Сорбонны, которыми запрещалось отсекать головы вампи-
рам и издеваться над их трупами. Эти определения можно видеть,
по словам Сливицкого, в указах Сорбонны за 1700-1710 г.
По замечанию Сливицкого, в Польше так убеждены были в су-
ществовании вампиров, что все отвергавшие их считались чуть ли
не еретиками. В опровержение вампиров он приводит много фак-
тов неоспоримых и много доказательств неопровержимых. «Я, го-
ворит он, решился во что бы то ни стало дойти до самых источни-
ков, из которых выходили эти рассказы; я обращался к тем, на ко-
торых ссылались, как на очевидцев, и теперь дело дошло до того,
что никто не решился утверждать, будто видел вампиров, и все на-
чинают убеждаться в том, что все рассказы о так называемых вам-
пирах не более как бредни и фантазии, основанные на страхе и
неосновательных речах». Так писал нам (Кальмету) этот серьезный
и умный священник.
Мы имеем еще одно письмо от барона Тюссена (Toissant) из Вены
от 3 августа 1746 г. Барон пишет, что Е. И. Величество, будучи еще
королем Тосканским, производил много процессов о фактах, совер-
шившихся в Моравии; я не раз читал их и на деле не видел в них и
тени истины, ни вероятности утверждаемого. Между тем, в этой
земле смотрят эти акты, как на несомненную истину.
Мы уже представили выше возражения против того, будто вам-
пиры выходят из гробов и возвращаются назад, не разрывая земли.
Красная и жидкая кровь и гибкость членов вампиров не удиви-
тельнее ращения ногтей и волос и нетления тела; мы почти еже-
дневно видим трупы, не обнаруживающие никаких признаков тле-
ния и сохраняющие красный цвет кожи. Это весьма естественное
явление у скоропостижных полумерших или у людей, умерших от
известных болезней, не лишающих крови жидкости и членов гиб-
кости. Ращение волос и ногтей в не истлевшем еще трупе весьма
естественно: в трупе продолжается еще медленная, незаметная для
наблюдения циркуляция соков, поддерживающая это ращение по-
добно тому, как циркуляция соков поддерживает растительность в
растениях.
Убеждение Греков о возвращении бруколаков так же нелепо, как
и убеждение Моравов о существовании вампиров. Только невежест-
во, суеверие и страх вызвали в Греках эту веру, ничтожную и сле-
пую, до сих пор поддерживаемую ее поклонниками. Рассказы о
бруколаках, по словам очевидца и умного философа Турнефора, под-
держиваются обольщением и обманом защитников их. Все рассказы
об умерших, хрюкавших в гробах, настолько нелепы, что не заслу-
луживают серьезного внимания и опровержения. Все и каждый со-
гласятся, что очень часто погребают не действительно умерших; это
доказывает древняя и новая история многими примерами. Тезисы
Винслу и примечания к ним Бругера ясно доказывают, что других
признаков истинной смерти, кроме начинающегося гниения и дур-
ного запаха трупа, очень немного. Бесконечно многие опыты пока-
зывают, что часто мнимо умершие оживали уже после погребения
их. Сколько таких болезней, в которых больной лежит без языка,
движения и дыхания! А разве мало утопших, признанных умерши-
ми, которые потом оживали, когда открывали им кровь?
Все это известно и объясняет, почему некоторые вампиры, выры-
тые из могилы, говорили, кричали, рыдали и т. п., — потому что бы-
ли еще живы. С ними поступали в высшей степени несправедливо,
их умерщвляли и сжигали, отсекали им головы и пробивали сердце.
И все это плод невежества и заблуждения: суеверы, принимая этих
несчастных за олицетворение их фантазии, — за вампиров, боялись,
что они станут беспокоить их и вредить им. Не бесчеловечно ли
поступать так с этими вампирами, утверждаясь только на таком сос-
тоянии, которое возможно с каждым?
Нет ничего неосновательнее, как рассказы о явлениях и злодей-
ствах вампиров.
В заключение не можем не высказать сожаления, что умные и гу-
манные определения Сорбонны, запрещавшие кровавые и жестокие
экзекуции над вампирами, несмотря на ее мировую власть и могу-
щество ее авторитета, были не поняты современниками и не имели,
таким образом, благодетельного влияния.