Методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ
Методическая разработка практических занятий для студентов
Практическое занятие №
Тема: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСПЕПСИЯ. ХРОНИЧЕСКИЙ ГАСТРИТ.
ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ»
ЦелИ занятия
- Научиться распознавать различные типы ХГ, функциональной диспепсии.
- Научиться составлять план обследования больных с ХГ, функциональной диспепсией.
- Научиться составлять план лечения больных с ХГ, функциональной диспепсией.
- Научиться распознавать симптомы ЯБ в зависимости от локализации язвы, заподозрить у больного осложнения ЯБ и оказать врачебную помощь.
- Научиться проводить дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями (синдром функциональной диспепсии, ГЭРБ, симптоматические язвы, панкреатит, рак желудка).
- Научиться составлять план лечения больных с ЯБ, ассоциированной и неассоциированной с НР, комплекс профилактических мероприятий.
БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ
1. Анатомическое строение и нормальную физиология желудка. Характеристику основных функций желудка (секреторную, моторно-эвакуаторную инкреторную, резервуарную, всасывательную). Особенности строения и секреторной функции в различных отделах желудка. Нервную и гуморальную регуляцию работы желудка.
2. Патоморфологические и патофизиологические изменения при хроническом гастрите: дисбаланс факторов агрессии и факторов защиты; воспалительную инфильтрацию; нарушение процессов клеточной регенерации;
секреции, моторики желудка; развитие атрофии и клеточной метаплазии.
3. Факторы риска развития гастрита (роль наследственных факторов, характера и режима питания, курения, хронического стресса, воздействия химических и лекарственных средств).
4. Патофизиологическое значение и механизм повреждающего действия Helicobacter pylori.
5. Основные клинические проявления гастрита в зависимости от состояния секреции и изменения слизистой (неатрофические, атрофические), локализации гастрита.
6. Типы желудочной секреции. Методы оценки желудочной секреции, их диагностические возможности и ограничения (аспирационно-зондовый метод, интрагастральная рН-метрия). Основные инструментальные методы исследования желудка (эндоскопия с биопсией, рентгеноскопия). Методы выявления Helicobacter pylori.
7. Общую фармакологическую характеристику препаратов: блокаторов желудочной секреции (ингибиторы протоновой помпы, Н2-гистаминоблокаторы, М-холинолитики), всасывающихся и невсасывающихся антацидов; препаратов с местным защитным действием (де-нол), цитопротекторов, репарантов, стимуляторов желудочной секреции, ферментов, прокинетиков.
8. Методически правильно проводить внешний осмотра больного хроническим гастритом: оценивать трофологический статус, состояние кожных покровов и слизистых, состояние полости рта, осуществлять осмотр, перкуссию и пальпацию живота, определение нижней границы желудка, симптома Менделя, поражения соседних органов ЖКТ
9. Дать оценку исследования желудочной секреции (основные показатели: базальная и стимулированная рН в теле желудка), оценить заключения эндоскопического и рентгеноскопического исследования желудка.
Вышеуказанные вопросы изучены ранее на следующих теоретических кафедрах:
– Кафедра нормальной анатомии
Привес М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.
– Кафедра нормальной физиологии
Нормальная физиология человека: Учебник.-М., Медицина, 2005.-928 с.
– Кафедра патологической анатомии
Патологическая анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.
– Кафедра патологической физиологии
Адо А.Д. Патологическая физиология.-М.: Триада, 2001.-574 с.
– Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.: Медицина, 2002.-592 с.
– Кафедра фармакологии
Харкевич Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.
Продолжительность занятия и место его проведения
- Место занятия – учебная комната кафедры и палата терапевтического отделения.
- Время занятия – с 9:00 до 12:15.
методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ
- Схемы, таблицы, рисунки, слайды по теме практического занятия.
- Больные с ХГ (функциональной диспепсией), ЯБ, история болезни, амбулаторная карта.
- Типовые задачи.
- Тестовые задания.
- Методическая разработка практических занятий для студентов.
- Методическое пособие «Болезни органов пищеварения».
- Методическое пособие «Фармакотерапия внутренних болезней и их осложнений».
Хронометраж практического занятия:
30 мин. – текущий контроль – написание контрольных вопросов, тестов, решение типовых задач.
20 мин. – курация больных, микрокурация.
10 мин. – перерыв
1 час – клинический разбор больного с хроническим гастритом (функциональной диспепсией) и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение).
15 мин. – перерыв
1 час – клинический разбор больного с язвенной болезнью и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение).
содержание ТЕМЫ «СИНДРОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСПЕПСИИ. ХРОНИЧЕСКИЙ ГАСТРИТ. язвенная болезнь».
Основные вопросы темы:
1. Определение ХГ.
2. Классификация хронических гастритов (Хьюстон, 1994)
3. Этиология и патогенез ХГ типа А, В и С.
4. Основные диагностические критерии ХГ в зависимости от состояния секреции и степени выраженности атрофии: клинические, инструментальные. Клинические и инструментальные различия ХГ при типах А, В и С.
5. Дифференциальный диагноз при хроническом гастрите с функциональными расстройствами, язвенной болезнью, хроническим панкреатитом, раком желудка.
6. План обследования пациента с ХГ.
7. Принципы лечения ХГ, отличия подходов в зависимости от типа, выраженности атрофии.
8. Осложнения ХГ, исходы, профилактика и диспансеризация больных ХГ.