Квантовомеханических объектов: чем точнее измерение, тем сильнее

измерительное устройство "деформирует" измеряемый объект - и подобным же

Образом, чем подробнее описание, чем детальнее структурирование

Непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании

Элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.

Описание (вербализация, обобществление) непосредственного

Психического опыта происходит в формах, ему не свойственных, и в ходе

Такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных

логических схем. Эти схемы и составляют "теоретическую базу" так

называемой "эзотерической психологии".

Устойчивость, живучесть эзотерических "теорий" обусловлена тем

Конкретным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой

Стороны, будучи по существу не ОБЪЯСНЕНИЕМ а, ОПИСАНИЕМ этого опыта, они

оказывают на него обратное "подкрепляющее" воздействие. Зауживая

Психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств

Какие-то конкретные закономерности, они пускают восприятие по целевым

каналам, вследствие чего все большее число людей осознает "возвещенный"

Опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения подобными

Описаниями мы в действительности выражаем не наше знание, а

Недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе

Описываемых явлений.

Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить

рассматривавшаяся в третьей главе "пространственная модель внутреннего

мира" - концепция "тонких тел" или "оболочек" (ментальной, витальной и

эфирной), последовательно скрывающих от человека его "истинное Я".

Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими "оболочками" -

Это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в

Форме качественно различных сфер внутреннего восприятия - области

Интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия,

и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия. Наши "оболочки" даны

нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть "оболочки", скрывающие

Нас от самих себя. Но мы, как правило, не осознаем этого, - осознаем же

Лишь разотождествившись с ними и действительно превратив их в объект

своего восприятия. (Подробнее об "оболочках" и "пространственной модели

внутреннего мира" см. ПВОТЧ)

"Эгрегоры", как и "оболочки", - это не теоретические, а описательные

Модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать,

Приносится в жертву их наглядности. В них человек без труда угадывает свой

Личный опыт (в той степени, в которой этот опыт у него имелся), а также

Знакомится с рядом закономерностей, выявленных в данных областях личного

Опыта другими людьми, - иными словами, с их помощью он может

воспользоваться чужим опытом. Однако их "теоретическая доступность", а

Также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что

Человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую

Истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой

"теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного

опыта" такие "надстройки", что в конце концов оказываются в

Психиатрической лечебнице.

Обычная "иллюзия восприятия" при знакомстве с эзотерической

Психологией состоит именно в том, что описание принимается за теорию, то

Есть за объяснение в рамках более широкой системы объективных знаний. В

Настоящее время объяснения такого рода в эзотерической психологии

Фактически отсутствуют; поскольку же основным ее методом является

Интроспекция - метод субъективный и современной наукой не признаваемый

(умывая руки в отношении интроспективного восприятия, современная наука

отдает его на откуп "попам и реакционной философии. Между тем мы имеем

Дело со своим внутренним миром именно посредством такого ненаучного

метода, а не посредством "объективных научных экспериментов"), - то

Возможность возникновения подобных теорий пока остается весьма

Проблематичной.

С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко

сформулированные в призыве "человек, познай себя", состоят не в обретении

Объективных знаний о человеческой психике, но в обретении понимания

Человеком самого себя и в поиске путей к обретению такого понимания. Это

Задачи большей частью практические, нежели теоретические. Будучи, в

отличие от академической психологии, "прикладной наукой индивидуального

пользования", данная психология может быть названа гуманистической: ее

Интересуют прежде всего человеческие, а не научные проблемы.

Поскольку область интроспективных явлений, охватываемая эзотерической

Психологией, имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого из нас

(осознаем мы это или нет, но это то, чем мы все живем), ее тексты

Наши рекомендации