Квантовомеханических объектов: чем точнее измерение, тем сильнее
измерительное устройство "деформирует" измеряемый объект - и подобным же
Образом, чем подробнее описание, чем детальнее структурирование
Непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании
Элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.
Описание (вербализация, обобществление) непосредственного
Психического опыта происходит в формах, ему не свойственных, и в ходе
Такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных
логических схем. Эти схемы и составляют "теоретическую базу" так
называемой "эзотерической психологии".
Устойчивость, живучесть эзотерических "теорий" обусловлена тем
Конкретным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой
Стороны, будучи по существу не ОБЪЯСНЕНИЕМ а, ОПИСАНИЕМ этого опыта, они
оказывают на него обратное "подкрепляющее" воздействие. Зауживая
Психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств
Какие-то конкретные закономерности, они пускают восприятие по целевым
каналам, вследствие чего все большее число людей осознает "возвещенный"
Опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения подобными
Описаниями мы в действительности выражаем не наше знание, а
Недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе
Описываемых явлений.
Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить
рассматривавшаяся в третьей главе "пространственная модель внутреннего
мира" - концепция "тонких тел" или "оболочек" (ментальной, витальной и
эфирной), последовательно скрывающих от человека его "истинное Я".
Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими "оболочками" -
Это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в
Форме качественно различных сфер внутреннего восприятия - области
Интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия,
и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия. Наши "оболочки" даны
нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть "оболочки", скрывающие
Нас от самих себя. Но мы, как правило, не осознаем этого, - осознаем же
Лишь разотождествившись с ними и действительно превратив их в объект
своего восприятия. (Подробнее об "оболочках" и "пространственной модели
внутреннего мира" см. ПВОТЧ)
"Эгрегоры", как и "оболочки", - это не теоретические, а описательные
Модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать,
Приносится в жертву их наглядности. В них человек без труда угадывает свой
Личный опыт (в той степени, в которой этот опыт у него имелся), а также
Знакомится с рядом закономерностей, выявленных в данных областях личного
Опыта другими людьми, - иными словами, с их помощью он может
воспользоваться чужим опытом. Однако их "теоретическая доступность", а
Также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что
Человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую
Истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой
"теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного
опыта" такие "надстройки", что в конце концов оказываются в
Психиатрической лечебнице.
Обычная "иллюзия восприятия" при знакомстве с эзотерической
Психологией состоит именно в том, что описание принимается за теорию, то
Есть за объяснение в рамках более широкой системы объективных знаний. В
Настоящее время объяснения такого рода в эзотерической психологии
Фактически отсутствуют; поскольку же основным ее методом является
Интроспекция - метод субъективный и современной наукой не признаваемый
(умывая руки в отношении интроспективного восприятия, современная наука
отдает его на откуп "попам и реакционной философии. Между тем мы имеем
Дело со своим внутренним миром именно посредством такого ненаучного
метода, а не посредством "объективных научных экспериментов"), - то
Возможность возникновения подобных теорий пока остается весьма
Проблематичной.
С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко
сформулированные в призыве "человек, познай себя", состоят не в обретении
Объективных знаний о человеческой психике, но в обретении понимания
Человеком самого себя и в поиске путей к обретению такого понимания. Это
Задачи большей частью практические, нежели теоретические. Будучи, в
отличие от академической психологии, "прикладной наукой индивидуального
пользования", данная психология может быть названа гуманистической: ее
Интересуют прежде всего человеческие, а не научные проблемы.
Поскольку область интроспективных явлений, охватываемая эзотерической
Психологией, имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого из нас
(осознаем мы это или нет, но это то, чем мы все живем), ее тексты