Методика проведения контрольных мероприятий
Цельданных методических указаний интенсифицировать процесс усвоения учебного материала по «Физиологическим основам валеологии», выработать четкость изложения знаний, умение актуализировать, обобщить, проводить сравнение и умозаключение.
Освоение учебного материала осуществляется в трех направлениях:
- аудиторные занятия;
- самостоятельная работа;
- зачеты
План самостоятельной работы:
- уяснить сущность вопроса;
- определить главные положения;
- переработать лекционный конспект и внести в него дополнения из учебников;
- просмотреть иллюстрирующий учебный материал: рисунки, схемы, графики;
- сделать краткую запись в виде плана, таблицы, схемы;
- выписать в словарь новые термины.
Форма отчетности - оформление реферата.
Работа над рефератом.
Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.
Цель написания– научиться самостоятельно отбирать, анализировать и обобщить материал, выявить общие закономерности биологических процессов.
Для написания реферата необходимо:
- выбрать тему, используя список рекомендуемой литературы;
- подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);
- составить план реферата;
- сделать литературный обзор материала и написать конспект;
- проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;
- сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;
- оформить реферат согласно требованиям ГОСТа, учитывая замечания преподавателя, внести исправления;
- представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.
Работа с литературными источниками.
1. Ознакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами.
2. В первую очередь изучить педагогическую, методическую, научную, периодическую литературу, содержащую теоретические основы проблемы. Затем познакомиться с литературными источниками, раскрывающими более узкие и частные вопросы.
3. Детально проработать публикации (если таковые есть) преподавателей кафедры, посвященной данной теме.
4. Составить собственную библиографическую картотеку.
Работа при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену.
Внимательно прочитать вопрос.
Составить план и при необходимости конспект вопроса.
Вспомнить основные термины, понятия, закономерности и законы по теме.
Найти соответствующие наглядные пособия (таблицы, схемы, микро- и макропрепараты и т. д.) , имеющиеся в учебном кабинете.
Подтвердить ответ схематическими рисунками и примерами.
6.Сделать доклад на практических и специальных тематических занятиях.
7.Использовать материал в школе, на уроке или внеклассных мероприятиях.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины*
Цельданных методических указаний интенсифицировать процесс усвоения учебного материала по «Возрастной анатомии и физиологии», выработать четкость изложения знаний, умение актуализировать, обобщить, проводить сравнения и умозаключения.
Освоения учебного материала осуществляется в трех направлениях:
- аудиторные занятия;
- самостоятельная работа;
- коллоквиумы, зачеты, экзамены.
План самостоятельной работы:
- уяснить сущность вопроса;
- определить главные положения;
- переработать лекционный конспект и внести в него дополнения из учебников;
- просмотреть иллюстрирующий учебный материал рисунки, схемы, графики;
- сделать краткую запись в виде плана, таблицы, схемы;
- выписать в словарь новые термины.
Форма отчетности- оформление реферата.
Работа над рефератом.
Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.
Цель написания– научиться самостоятельно отбирать, анализировать и обобщить материал, выявить общие закономерности биологических процессов.
Для написания реферата необходимо:
- выбрать тему;
- используя список рекомендуемой литературы;
- подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);
- составить план реферата;
- сделать литературный обзор материала и написать конспект;
- проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;
- сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;
- оформить реферат согласно требованиям ГОСТа;
- учитывая замечания преподавателя, внести исправления;
- представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.
Работа с литературными источниками.
5. Ознакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами.
6. В первую очередь изучить педагогическую, методическую, научную, периодическую литературу содержащую теоретические основы проблемы. Затем познакомиться с литературными источниками, раскрывающими более узкие и частные вопросы.
7. Детально проработать публикации (если таковые есть) преподавателей кафедры посвященной данной теме.
8. Составить собственную библиографическую картотеку.
Работа при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену.
4. Внимательно прочитать вопрос.
5. Составить план и при необходимости конспект вопроса.
6. Вспомнить основные термины, понятия, закономерности и законы по теме.
7. Найти соответствующие наглядные пособия (таблицы, схемы, микро- и макропрепараты и т. д.) , имеющиеся в учебном кабинете.
8. Подтвердить ответ схематическими рисунками и примерами.
16.Сделать Доклад на практических и специальных тематических занятиях.
17.Использовать материал в школе, на уроке или внеклассных мероприятиях.
*Методические рекомендации по организации изучения дисциплины представлены в приложении5.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины*
Изучение дисциплины имеет большое значение при подготовке учителей биологии. Эта дисциплина имеет тесную связь с другими биологическими дисциплинами (анатомией, цитологией генетикой, гистологией с эмбриологией, биологической химией, медициной, педагогикой, психологией, и т.д.). Особенностью организации учебного процесса по дисциплине является проведение лекционных и семинарских занятий с учетом возрастных особенностей детей и подростков. При изучении дисциплины применяется комплекс общих и частных методов. Используются методы не только биологических наук, но и математики, физики, химии и т.д.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению050102.65 – Биология, при подготовке учителя биологии.
*- Содержание методических рекомендаций по организации изучения дисциплины приведено в приложении № 5 YМК
9.Учебная практика по дисциплинене предусмотрена.
Приложение 1
Содержание лекционного курса
Методические указания по дисциплине смотрите монографию Ильина Ф.Е. «Физиологические основы валеологии»: Монография.- Тобольск, 2002.- 169 с. Ильина Ф.Е., Даринского Ю.А. «Физиологические основы валеологии»: Монография.- СПб.: Образование.- 1998.ч.1.-96 с.
Радел 1. Проблемы в формировании образа жизни.
Тема. Образ жизни основной вопрос медицины Понятие «Образ жизни» Здоровье человека. Компоненты здоровья. Признаки здоровья.
Тема. Качество жизни- медицинская активность.
Валеология образа жизни
Раздел 2.Анатомо-морфологические основы развития
Тема.Периоды развития.
Возрастная периодизация. Особенности развития и адаптации человека в разные периоды развития.
Тема.Инволюция систем организма человека.
Инволюция нервной , пищеварительной, сердечно- сосудистой, дыхательной , опорно-двигательной, мочеполовой систем.
Раздел 3.Болезни и их профилактика
Тема. Влияние на здоровье человека химических факторов окружающей среды.
Влияние на здоровье нитратов, нитритов, пестицидов и других химических веществ. Основные меры профилактики.
Тема.Влияние на здоровье человека физических факторов окружающей среды
Влияние на здоровье радиационного, электромагнитного и шумового загрязнения. Основные меры профилактики.
Тема. Влияние на здоровье человека биологических факторов окружающей среды.
Особенности воздействия на организм человека вирусов, бактерий, простейший, грибков.
Раздел 4. Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков.
Тема.Особенности влияния на организм вредных привычек.
Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение.
Тема. Профилактика вредных привычек детей и подростков.
Профилактика алкоголизма, наркотиков, токсикомании , курения
Раздел 5. Физиологические основы питания детей и подростков.
Тема. Суточные нормы питательных веществ для детей и подростков. Теории питания. Белки. Жиры. Углеводы. Макро-микроэлементы. Витамины. Режим питания. Гигиена питания.
Раздел 6. Медико-биологическая реабилитация учащихся.
Тема. Методы реабилитации. Аутотренинг. Гипноз. Самомассаж. Закаливание.
Раздел 7. Здоровье населения
Тема. Методы диагностики здоровья человека.
Диагностика здоровья. Дневник здоровья.
Тема. Демографические показатели.
Рождаемость. Смертность. Естественный прирост. Средняя продолжительность жизни населения. Демографическая статистика.
Приложение 2
Содержание практических (семинарских) занятий