Чувствительности разных участков языка

1. Поочередно глазной пипеткой нанесите на язык растворы поваренной соли и сахара разных концентраций, промывая водой ротовую полость после каждого раствора.

2. Минимальная концентрация вещества, ощущаемая испытуемым, является порогом раздражения рецепторов вкусового анализа.

3. Запишите результаты и сделайте выводы:___________

4. Исследуемому студенту на разные участки языка нанесите поочередно 20%-ные растворы поваренной соли и сахара (после каждого раствора рот промывайте водой). Определите место расположения вкусовых рецепторов, которые воспринимают вкус первыми. Зарисуйте схему их расположения:

5. Сделайте выводы о порогах вкусовой чувствительности:

а) к сладкому:_______________

б) к соленому: _______________

в) к горькому:_______________

г) к кислому ________________

РАБОТА 13.Опыт Аристотеля(тактильная иллюзия)

1. Перекрутить указательный палец со средним, их смежными частями прикоснитесь к горошине. Возникает ощущение 2-х горошин (иллюзия). Объясните сущность этой иллюзии:

2. Аналогичный эффект получите, прикасаясь перекрещенными указательным и средним пальцем к кончику носа. Выводы:_______

РАБОТА 14.Адаптация температурной чувствительности

1. Кисть левой руки опустите в воду с температурой 100С, а правой-с температурой 400С.

2. Через 2-3 минуты, когда исчезнут температурные ощущение, обе кисти быстро перенесите в воду с температурой 250С. При этом левая рука будет ощущать тепло, правая - холод. Объясните сущность температурной адаптации:__

РАБОТА 15.Адаптация обонятельного анализатора

Поочередно, до исчезновения запаха вдыхайте носом и выдыхайте ртом йод,камфору, уксус, спирт, засекая время на вдыхание каждого вещества. Сделайте выводы: о продолжительности адаптации:______

РАБОТА 16.Разрушение полукружных каналов и преддверия

Лягушку после эфирного наркоза зафиксируйте на пробковой пластине булавками брюшком кверху. Открыв широко ротовую полость, хирургическим пинцетом захватите нижнюю челюсть и язык.

Глазными ножницами разрежьте слизистую основания черепа. Найдите крестообразной формы парасфеноид, от которого несколько сзади и к наружи расположены бугорки височных костей.

С височных костей соскоблите надкостницу. В глубине (слева и справа) с булавочную головку найдите левый и правый лабиринт. В одном из них с острым скальпелем просверлите отверстие, содержимое (густую белую массу) перенесите на предметное стекло и рассмотрите под микроскопом, добавив дистиллированной воды, размешивая, накрывайте покровным стеклом. Зарисуйте отолиты (кристаллы углекислого кальция).

Наблюдайте за оперированной лягушкой: её голова и корпус наклонены в сторону разрушенного лабиринта, конечности оперированной стороны поджаты, а здоровые – несколько вытянуты. Движения лягушки манежные –по кругу в оперированную сторону, как по суше, так и в аквариуме.

Выводы______________

Контрольные вопросы

1.Понятие об анализаторах.

2.Дистантные и контактные анализаторы.

3. Строение глаза.

4. Механизм зрения. Аккомодация глаза.

5. Врожденная и приобретенная близорукость и дальнозоркость.

6. Строение уха и механизм восприятия звука.

7. Функции слухового аппарата.

8. Структура и функции рецепторов кожи.

9. Адекватные раздражители кожных рецепторов.

10. Органы обоняния и обонятельная адаптация.

11. Значение органов обоняния для зверей и птиц.

12. Органы вкуса.

13. Значение вкусового анализатора для зверей и птиц.

14. Вкусовая адаптация.

15.Функциональная взаимосвязь разных органов чувств.

Литература

Основная литература

1В.И.Георгиевский. Физиология сельскохозяйственных животных – М.: Агропромиздат, 1990.511с.– (Учебники и учебное пособие для студентов высших учебных заведений)

2 Физиология сельскохозяйственных животных. Под ред. А.Н.Голикова – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Агропроимиздат, 1991. – 432с. – (Учебники и учебное пособие для студентов высших учеб.заведений)

3А.П.Костин, Ф.А.Мещериков, А.А.Сысоев. Физиология сельскохозяйственных животных – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Колос, 1983, - 473 с.- (Учебники и учеб.пособие для высш. с.-х. учеб. заведений)

4А.А.Сысоев. Физиология сельскохозяйственных животных – М.: Колос, 1980. – 148с.

5. Несіпбаев Т, Несіпбаева А.Қ., Адам және үй жануарларының физиологиясы. Алматы 2013ж.,Оқулық – 436 б.

Дополнительная литература

1А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. Биологический

Энциклопедический словарь/ гл. ред. М. С. Гиляров;– 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 864 с., ил., 30л. ил.

2Е.А.Василиева Клиническая биохимия сельскохозяйственных животных – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Россельхозиздат, 1982, - 254с.

3Константинов В. М., Наумов С. П., Шаталова С. П. Зоология Позвоночных(учебник для ВУЗов). Академия, 2000.

4Мелехин, Н.Я.Гридин. Физиология сельскохозяйственных птиц. М:Наука, 1983,-238с.

5Федий Е.М. Науменко В.В. Физиология сельскохозяйственных животных. Практикум. Учеб.пос. по спец. 1506, 1507. / Киев, 1980.

6Мелехин Г.П. Физиология сельскохозяйственной птицы: Учебное пособие - М.: Колос, 1977.

7Дюльгер Г.П. Физиология размножения и репродуктивная патология собак: Учебное пособие/ Г.П.Дюльгер. - М.: Колос, 2002.

8Лысов В.Ф.Основы физиологии и этологии животных: Учебное пособие. - М.: КолосС, 2004.

Приложения

Наши рекомендации