Особенности развития детей 1- го года жизни
АФО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА И ВОСПИТАНИЯ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОВТОРНЫХ ПАТРОНАЖЕЙ.
- АФО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА должна обеспечивать согласованную деятельность органов и систем.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА закладывается на 1 – 8 недели беременности (критический период от 2 до 18 недель).
К моменту рождения нервная система по сравнению с другими органами и системами НАИМЕНЕЕ развита и дифференцирована.
АНАТОМИЧЕСКИЕ (морфологические) ОСОБЕННОСТИ.
1. ГОЛОВНОЙ МОЗГ у новорожденных относительно ВЕЛИК,
составляет примерно 1 /8 – 1 /9 часть от массы тела*,
к 12 месяцев 1/ 11 – 1 / 12 от массы тела;
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, утраивается к 3 годам
2.МОЗГОВЫЕ ИЗВИЛИНЫ, борозды развиты НЕДОСТАТОЧНО*
3.НЕРВНЫХ КЛЕТОК столько же, сколько у взрослых, но они ПЛОХО связаны друг с другом, так как имеют МАЛО отростков*
ЗРЕЛЫЕ нервные клетки – в 1,5 года.
4.Ткань мозга БОГАТА водой, МАЛО белковых веществ*
5.Головной мозг БОГАТО кровоснабжается*
6. Повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера
7. Спинной мозг у ребенка БОЛЕЕ сформирован,
масса спинного мозга к 10 месяцам удваивается,
к 2м годам СТРОЕНИЕ его такое же, как у ВЗРОСЛОГО*
8. На 1м году жизни идет развитие МОЗЖЕЧКА
(появляются КООРДИНИРОВАННЫЕ движения).*
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (функциональные) ОСОБЕННОСТИ.
1.С момента рождения ребенок имеет ряд БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.
Они осуществляют ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ребенка к ОКРУЖАЮЩЕЙ среде
( сосательный, глотательный, мигание глаз и др.)
Безусловные рефлексы ЧАСТИЧНО исчезают на 1м году к 3м МЕСЯЦАМ*
( некоторые к 4 – 6 месяцам), это признак НОРМАЛЬНОГО развития; СОХРАНЕНИЕ безусловных рефлексов после этого возраста – патологический признак
2.На 1м году нервная система ИНТЕНСИВНО развивается.
Характерно активное образование НОВЫХ УСЛОВНЫХ рефлексов (на базе безусловных) и их закрепление.
Под действием вредных влияний ( стресс, болезнь и др.) условные рефлексы могут
ЛЕГКО утрачиваться.
3.1 СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – ее формируют УСЛОВНЫЕ рефлексы, это их основное значение в жизни человека.
При рождении КОРА головного мозга ГОТОВА к выработке УСЛОВНЫХ рефлексов, но так как новорожденный в основном спит, то их ВЫРАБОТКА появляется в НАЧАЛЕ 2 го МЕСЯЦА жизни.
С помощью условных рефлексов КОРА больших полушарий начинает выполнять свою ОСНОВНУЮ функцию – УСТАНОВЛЕНИЕ связи организма с окружающей средой.
Сначала условные рефлексы ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ, но на 3 – 4 месяце УСЛОЖНЯЮТСЯ
4.Развитие ВЫСШЕЙ нервной деятельности идет очень БЫСТРО, легко:
ребенок быстро приобретает определенные навыки поведения, привычки, которые остаются на длительное время, часто на всю жизнь.
5. Развитие ОРГАНОВ ЧУВСТВ (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) тесно связано с развитием 1 СИГНАЛЬНОЙ системой
- ВКУС – достаточно РАЗВИТ, различает горькое и сладкое, предпочитает сладкое
- ОБОНЯНИЕ – развито ХУЖЕ, различает ТОЛЬКО резкие запахи
- ОСЯЗАНИЕ – развито ХОРОШО
- СЛУХ– РАЗВИТ, ребенок слышит, на сильные звуки реагирует вздрагиванием
- ЗРЕНИЕ – ВИДИТ, в норме может быть НИСТАГМ, КОСОГЛАЗИЕ до 1 /2 – 1 месяца
Слезы с 2х месяцев, слезно – носовой канал короткий.
Мигание редкое. Взгляд фиксирует с 3х месяцев.
При рождении хорошо видят КРАСНЫЙ.
С 3 – 4 месяцев различает ЦВЕТА ( желтый, белый, красный, коричневый, голубой, зеленый, фиолетовый).
ХОРОШОвидят оранжевый, красный, зеленый, желтый.
Такого цвета должны быть игрушки, подвешивать на расстоянии 30 – 50 см от глаз ребенка.
6. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 2ой СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
РЕЧЬ начинает формироваться с 2 – 3 МЕСЯЦЕВ, появляется ГУЛЕНИЕ.
ГУЛЕНИЕ– это РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, зачатки будущей речи.
Речь как таковая начинает формироваться с 6 МЕСЯЦЕВ,
сначала ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ, к 1 году – 10 СЛОВ.
НАИБОЛЕЕ бурное развитие речи происходит на 2 – 3 ГОДУ, речь развивается ПУТЕМ ПОДРАЖАНИЯ, поэтому с ребенком нужно разговаривать ПРАВИЛЬНО.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1- ГО ГОДА ЖИЗНИ.
- БЫСТРЫЙ темп развития.
- Большая РАНИМОСТЬ и НИЗКАЯ сопротивляемость.
- Тесная ВЗАИМОСВЯЗЬ здоровья, поведения и развития.
- Большая ЗАВИСИМОСТЬ от взрослых и ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕНИЯ с ним.
- Потребность в СЕНСОРНОЙ АКТИВНОСТИ ( неудовлетворение приводит к ГОСПИТАЛИЗМУ)
- Потребность в ДВИГАТЕЛЬНОЙ активности.
- Потребность в ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоциях.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ развития ВЫСШЕЙ нервной деятельности ребенка является ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Поэтому важно, чтобы ребенок с 1х ДНЕЙ ЖИЗНИ имел ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ дня.
( это правильная организация сна и бодрствования).
С возрастом время бодрствования постепенно увеличивается.
Эти промежутки между СНОМ и КОРМЛЕНИЕМ должны быть заполнены ИНТЕРЕСНЫМИ ИГРАМИ, которые способствуют РАЗВИТИЮ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
У детей 1 ГОДА есть НЕХАРАКТЕРНАЯ ЭМОЦИЯ – СИГНАЛ ТРЕВОГИ
( СИГНАЛОМ ОБЩЕНИЯ является КРИК).
Если ребенок не получает помощи, то у него формируется ЧУВСТВО, что он своими действиями не может влиять на окружающую среду.
Дети, лишенные ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ на 1 м году жизни, обычно ОТСТАЮТ в НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОМ развитии.
Ребенок САМ НЕ МОЖЕТ быть веселым и добрым.