Особенности развития речи детей четвертого года жизни

Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Усвоение морфологических средств языка

Содержание работы над морфологическими средствами языка обусловливается особенностями, характерными для речи детей данного возраста. Для упражнений берутся те грамматические формы, употребление которых вызывает определенные трудности у детей 3–4 лет, в частности, существительные, имеющих в родительном и винительном падежах множественного числа нулевое окончание или окончания-ей, -ек, -ок, -ев, -ов. (Окончания -ей, -ек, -ок дети заменяют на -ев, -ов: ежей – ежов, ресничек – ресничков; нулевое окончание – окончанием -ов: обезьян – обезьянов.) Отработать правильное употребление окончаний помогут следующие виды работы:

• договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках («Лучше нас, лесных… (ежей), нет на свете… (сторожей)». «Рук нет… (ног) нет. Может, это пакет?»);

• дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?» (Ложек, подушек, слонов, воробьев, гусей, книг, глаз, одеял.);

• дидактическая игра «Чего (кого) не стало?».

Особое внимание во второй младшей группе уделяется работе над существительными, обозначающими:

• детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа). Показывая детям игрушки или картинки, воспитатель называет детенышей. Затем предлагает задания, включаемые в дидактические игры («Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: „Дайте мне котят (мышат, лягушат)“. Попросишь неправильно, малыши к тебе не пойдут». Или: «Попроси, чтобы твоих малышей пустили в теремок. Пустят, если попросишь правильно, не ошибешься: „Пустите в теремок моих желтеньких цыплят (маленьких котят)“»);

• названия посуды (с суффиксами -ик, -иц); чайник, молочник, кофейник; сахарница, конфетница, хлебница, салфетница. Эти существительные дети легко осваивают (образуют и активно используют в речи) с помощью таких дидактических упражнений, как «Покажи и назови», «Чего не стало?», «Добавь слово».

Упражнение «Добавь слово» используется также в заданиях на употребление существительных с ласкательными и уменьшительными суффиксами -ик, -ечк-, -ичк– и др. Например: «Дом – домик, – говорит воспитатель, – стол?» «Столик», – подсказывают дети. И так далее.

Младшие дошкольники часто ошибаются в согласовании слов (при согласовании существительных с прилагательными, количественными числительными и т. д.). Упражняя детей в согласовании существительных с другими частями речи, целесообразно использовать дидактические упражнения, такие как: «Чья вещь?» (ребенок при ответе на вопрос должен назвать притяжательное местоимение и существительное: мое ведерко, моя куколка, мой слоник), «Подарите мне, пожалуйста» (прилагательное и существительное: зеленое ведерко, красное одеяло, белого щенка, синюю ленту и т. п.), а также дидактические игры «Какой?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».

Подготовка детей к овладению монологической речью

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию, однако уже на этом этапе должна проводиться подготовительная работа.

Монологическая речь формируется в недрах диалога как основной формы речевого общения.

Диалог – первая ступень в развитии связной речи ребенка. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно уделяться самое пристальное внимание.

В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи:

• обучение детей (в быту и на занятиях) понимать вопросы и отвечать на них;

• обучение детей задавать вопросы. Воспитатель, общаясь с группой детей (или с подгруппой), учит их слушать и активно включаться в разговор. При этом педагог предусматривает ситуации, в которых ребенку предоставляется возможность что-то объяснить своему сверстнику (содержание иллюстрации, правила игры, устройство несложной игрушки и т. п.). В таких случаях малыш, как правило, бывает вынужден использовать в речи развернутые высказывания и, нередко его объяснение приобретает форму короткого рассказа;

• участие детей в драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога); драматизация-импровизация (дети воспроизводят текст, как могут);

• активное дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге (русские народные песенки: «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысенька», «На улице три курицы…»; чувашская песенка «Разговоры» (перевод Л. Яхнина); Г. Сапгир. «Кошка» и т. п.).

Рассматривание сюжетных картин

Рассматривание специально созданных для детских садов картин – эффективное средство развития связной речи.

Успех этого вида работы во многом определяется умением воспитателя заинтересовать ребенка. Например, педагог рассказывает: «На дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют» (картина «Зимой на прогулке»).

Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Они должны помогать детям уяснить общий смысл картины, взаимосвязь отдельных деталей картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений). Кроме того, при рассматривании картины нужно использовать вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно разделить на следующие группы:

• вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода на основе имеющегося у ребенка опыта. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?», «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»;

• вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного. Например: «Интересно, чем принято кормить совсем маленьких цыплят?», «Почему козлята бодаются?»

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ, а уже потом наметить вопросы. Хорошо, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1–2 фразы, раскрывающие смысл картины, передающие эмоциональное отношение рассказчика к изображенному. Например: «Как хорошо, что папа сделал малышу хорошенький домик, качели и песочницу!»

Рассматривать картину надо последовательно, переходя от темы к теме: «Вам нравятся качели? Расскажите, кто на них качается… Рядом с качелями песочница. А в ней… Сейчас в красивом домике никого нет. А он красивый, этот домик?»

Если рассказ воспитателя получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы последние фразы, как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям.

Планы занятий

Август – сентябрь

Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками, под текст которых хорошо играть в спокойные и подвижные игры. Например, можно поиграть в такую игру: воспитатель читает потешку «Еду-еду к бабе, к деду…», а дети сначала скачут «по ровненькой дорожке на одной ножке», а потом на двух ногах передвигаются «по рытвинам, по кочкам» к веранде, где и завершают путешествие («В ямку! Бух!»).

Когда дети набегаются, педагог приглашает к себе всех желающих и, читая потешку, угощает их кашей. Один получает кашу в блюдечке, другой – в тарелочке, третий – в ложечке, четвертому достаются «поскребышки», а пятому – ничего не достается. («Сорока, сорока…», русская народная песенка). Затем игра повторяется, «сорока» угощает других сорочат.

Или, собрав желающих малышей, педагог читает им русскую народную песенку «Пальчик-мальчик…». При этом он перебирает пальчики то у одного, то у другого ребенка.

В игре по мотивам стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик» ведущая роль – у ребенка. Он шьет пиджачок из иголок, собирает в саду груши, нанизывает их на колючки, возвращается к ежатам и раздает им подарки: «Тебе грушу, тебе сливу, тебе яблоко, а тебе грибок» (импровизация).

Убирая игрушки, воспитатель может попросить детей помочь ему: «Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги» («Помогите», чеш. песенка, пер. С. Маршака). Дети образуют цепочку и, изображая муравьев, помогают убирать игрушки. (Цепочку возглавляет педагог.)

Игры с использованием русских народных песен «Заинька, попляши…», «Жили у бабуси….» исполняются на музыкальных занятиях, а потом дети играют в них в свободное время (на участке, в группе). Песенку «Ночь пришла» следует порекомендовать родителям читать ребенку перед сном.

В содержание занятий вошла лишь небольшая часть произведений из программного перечня. С остальными произведениями детей знакомят вне занятий.

В августе – сентябре (на участке, в помещении) целесообразно познакомить детей со следующими программными произведениями:

– сказками: «Три жадных медвежонка» (венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева), «Упрямые козы» (узбек., обр. Ш. Сагдуллы), Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» (англ., пер. Н. Шерешевской), Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книжки «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько), Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

– рассказами: М. Зощенко. «Умная птичка», К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки».

С некоторыми поэтическими произведениями (4–5), которые в программе рекомендованы для чтения детям в сентябре – ноябре, малышей целесообразнее познакомить в зимние месяцы на занятиях (перед занятиями), в частности, по звуковой культуре речи, так как эти тексты содержат достаточное количество слов, содержащих отрабатываемые звуки.

В теплые дни перед выходом на прогулку вниманию детей можно предложить сюжетные картины. Приведем пример.

Рассматривание картины «Играем с песком»[2]

«Я познакомлю вас с детьми, которые мне очень нравятся, – говорит воспитатель. – Девочку зовут Леночка, а мальчика – Сережа».

«Где они?» – спрашивают малыши.

«Играют. Я даже знаю, где и во что они играют. Хотите с ними познакомиться?»

Педагог ставит на мольберт картину и рассказывает: «В красном платье – Леночка, а рядом – Сергей. Догадались, где они играют? (В песочнице[3].)Посмотрите, как много у них игрушек. Есть… (флажки в ведерке, формочки, совочки, лопатка, машина, курочки). Сергей везет… (песок). А кому Сережа везет песок? (Леночке везет.) Зачем Леночке песок? Что она строит? (Строит домик курочкам. И беленькой курочке. И рябенькой курочке. И петушку.) А почему у Лены не рассыпается песок? (Его полили водой. Он мокрый (влажный).) А зачем детям формочки?» (Будут делать куличики (пирожки) и угощать детей.)

В заключение воспитатель может предложить детям послушать рассказ про Лену и Сережу (сопровождается показом): «Хорошо играть в песочнице. У Лены и Сережи флажки, формочки, машина. А еще курочки и петушок. Это им, курочкам, дети делают домик из песка. Леночка строит, а Сережа возит ей песок.Сделают дети заборчик для курочек и будут печь пирожки. Много напекут. И вас угостят. Скажут: „Угощайтесь, угощайтесь! Вкусные пирожки!“»

Примечание. Вечером дети могут рассказать о том, как они на прогулке играли в песочнице.

Рассматривание картины «В песочнице»[4]

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно насыпать в ведерки, делать из него куличики, горки и т. д.

«Хотите я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице?» – продолжает разговор педагог, демонстрируя картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Видите, какая большая песочница. Какие широкие у нее бортики, – говорит педагог. – Песочница… (большая), бортики у нее… (широкие).

А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок?(Желтого.)

Целая гора песка, а на вершине горы стоит… (полосатая машина). Чья это машина, как вы думаете? (Ответы детей.) Я тоже думаю, что это машиначерноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает ответы детей. Соглашается, что мальчики собираются прорыть в горе туннель.)

А что делает в песочнице девочка в красном платьице? Она не только куличики делает. Она украсила уголок песочницы… (маленькими цветными игрушками – красными и синими).

Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите? (Да, дети улыбаются.)»

Можно закончить занятие следующим рассказом: «Хорошо играть в песочнице,интересно. Песочница очень большая, с широкими бортами, с чистым желтымпеском. Песка в песочнице много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны песочной горы. Они договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости. Хорошенькая девчушка в красном платьице украсила уголок песочницы игрушками и печет куличики. Приглашает и вас угоститься куличами».

Собираясь покормить птиц на участке, педагог может предложить детям рассмотреть картину «Заботимся о птицах»[5].

Рассматривание картины «Заботимся о птицах»

«Перед вами новая картина, – говорит педагог. – Она называется „Заботимся о птицах“. Правильно называется картина? И кто же заботится о птицах?»

Педагог предлагает обратить внимание на мальчика: «Странно он как-то стоит. Зачем-то руку ладошкой вверх держит. (На ладошке семечки. На маленьком деревце птичка сидит, на семечки смотрит. Мальчик надеется, что птичка будет клевать его зернышки.)

Мама стоит около птичьей кормушки. Она уже высыпала корм в кормушку. Она тоже смотрит на птичку: вдруг птичка решится и схватит зернышко с ладошки сына. Вот будет замечательно!

Девочка в красном пальтишке наблюдает за кормушкой. Там на бортике сидит еще одна птичка, ждет, пока мама уйдет и можно будет… (полакомиться зернышками).

А что делает ворона?

Птицы не очень-то маму с детьми боятся. А это значит, что они часто приходят покормить птиц.

Созрела рябина, пожелтели листья на деревьях, дети в шапочках и теплой обуви. Это значит, что наступила (осень)».

Сентябрь

Октябрь – ноябрь

В октябре целесообразно вспомнить с детьми (вне занятий) сказку «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), а в последующие 2–3 дня познакомить со сказкой «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого). Желательно выяснить у детей, кому какая сказка понравилась и почему.

В конце октября самое время прочитать малышам сказку Т. Александровой «Медвежонок Бурик».

Неоднократно надо читать произведения К. Чуковского («Путаница», «Мойдодыр») и прослушивать их в записи.

В подходящие моменты следует читать детям программные стихи об осени (А. Блок, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Кольцов), отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» А. Пушкина («Ветер, ветер! Ты могуч!..»).

Музыкального руководителя можно попросить спеть детям «Колыбельную песню» А. Майкова и дать прослушать ее в записи.

В ноябре вне занятий следует прочитать детям русскую народную сказку «Теремок» (обр. М. Булатова, повторение материала), а несколькими днями позже – украинскую народную сказку «Рукавичка» (обр. Е. Благининой). Затем можно поинтересоваться у малышей, какого зверя, который есть в «Рукавичке», нет в сказке «Теремок»; конец какой сказки им понравился больше. (В «Рукавичке» звери без дома остались, а в сказке «Теремок» они теремок «лучше прежнего выстроили».)

В ноябре нужно продолжать читать детям уже знакомые стихи К. Чуковского, а также познакомить с произведением «Краденое солнце»; английской сказкой «Крошка Енот, и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, пер. О. Образцовой) и сказкой А. Милна «Три лисички» (пер. с англ. Н. Слепаковой).

Ветреная погода – самое подходящее время, чтобы напомнить малышам стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные…». Это стихотворение легко запоминается, и дети охотно помогают педагогу читать его.

В группе следует продолжать игру «Не ошибись» (см. сентябрь, занятие 3); на участке играть в игру «Играем в слова» (или «Подскажи словечко») (см. октябрь, занятие 2).

Октябрь

Ноябрь

Декабрь – январь – февраль

Программная литература, рекомендуемая для чтения детям в зимние месяцы, богата произведениями, которые способны вызвать у малышей умиротворенное настроение. Эти произведения можно читать детям и перед дневным сном, хотя у данной рекомендации есть как защитники, так и противники. Но практика показывает (это подтверждают и медицинские работники), что негромкое чтение без резких изменений тональности не нарушает сон детей.

Перед сном можно читать детям следующие произведения: С. Маршак. «Тихая сказка», Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек, сказки из книги «Приключения песика и кошечки» (пер. с чеш. Г. Лукина), Е. Бехлерова. «Капустный лист» (пер. с польск. Г. Лукина), сказка «Храбрец-молодец» (пер. с болг. Л. Грибовой).

Можно предложить детям убаюкивающую русскую народную песенку «Заря-зареница…»:


Заря-зареница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит,
И река-то спит,
Ходит сон
У окон,
Оле (Саше, Маше, Диме и т. п.) спать велит.

В свободное время желательно прочитать детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша», так как Машины неприятности свойственны многим детям. В аналогичной ситуации стоит лишь продекламировать строчки из произведения («Надо вещи убирать – не придется их искать»), и дети (ребенок) сразу же проверяют, все ли убрано в шкаф.

В преддверии новогоднего праздника нужно помочь детям подготовиться к утреннику, походу на елку вне детского учреждения. Для этого можно предложить детям запомнить новогодние стихотворения. (В приложении представлены стихи, которые отличаются по сложности и рассчитаны на детей с разным уровнем речевого развития.)

Воспитывая чувство юмора, целесообразно помогать детям запоминать шуточные стихи. Например, стихотворение «Ежики смеются» К. Чуковского:


У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

Примеры подобных веселых стихов приведены в приложении. Если чаще читать их в подходящих ситуациях, дети начинают реже обижаться. Иногда малыши и сами пробуют шутить.

В солнечный день уместно прочитать детям стихотворение А. Пушкина «Свет наш, солнышко!..», а в ранних сумерках – «Месяц! Месяц!..» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»).

«Храбрый еж» Д. Хармса – подходящая сказка для вечернего досуга.

В зимние месяцы можно провести с детьми игры, сопровождая их словами народных песенок: «Купите лук…» (пер. с шотл. С. Маршака), «А мы просо сеяли, сеяли…», «Жили у бабуси…»

Рассказ «Ступеньки» Н. Носова вдохновит детей на пересчет ступенек на лестницах детского сада, что избавит от сутолоки и баловства на лестнице.

Возможно, что не все произведения удастся прочитать в эти три зимних месяца. С оставшимися произведениями надо обязательно познакомить детей летом.

Для кукольного театра очень подходит финская сказка «Лиса-нянька» (пер. Е. Сойни).

Решая программные задачи по активизации словаря и совершенствованию грамматических навыков, в моменты самостоятельной деятельности малышей (на прогулке, в помещении) с подгруппами (5–6 человек) и с отдельным ребенком, необходимо проводить дидактические игры «Не ошибись», «Чудесный мешочек», дидактические упражнения «Добавь словечко» (цветок – цветочек, замок…(замочек); чтобы заваривать чай, нужен… (чайник), чтобы готовить кофе, нужен…(кофейник), молоко к чаю (кофе) подают в… (в молочнике)) и т. п.

С небольшими группами детей (2–3 человека) в процессе индивидуальной работы с ребенком следует проводить игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Желательно, чтобы дети неоднократно проговаривали слова, образованные по аналогии (чайник, молочник; конфетница, сахарница, хлебница) и при этом учились правильно характеризовать расстановку предметов на столе: «Теперь где стоит сахарница? – Около сухарницы. – Правильно. Но можно сказать иначе – рядом с сухарницей, совсем близко от сухарницы, около сухарницы. А сейчас что-то изменилось? – Сухарница стоит впереди конфетницы. – А можно сказать иначе – перед конфетницей». И так далее.

Перед празднованием Нового года в дошкольных учреждениях или после праздников целесообразно рассмотреть с детьми картины «Наряжаем елку»[11] и «Дед Мороз»[12]. Эти картины помогут малышам вспомнить о том, как они украшали елку дома или в группе; Деда Мороза (где видели его, не испугались ли, получили ли подарки).

Наряжаем елку

Педагог предлагает вниманию детей картину, спрашивает, о чем она.

«И кто же украшает елку? – уточняет педагог. – Что делает воспитатель?(Собирается повесить шарик.) Вам нравится ее платье? Какое оно? (Лиловое, сиреневое.) А прическа нравится?

Девочка в желтом платьице… (любуется красивой голубой снежинкой). А девочка в голубом фартучке повесила на елку… (красную звездочку).

За спиной воспитателя стоит… (рыжеволосый мальчик в зеленом комбинезончике). Он держит… (коробку с шариками – красным и желтым).

Давайте посмотрим, какие игрушки уже висят на елке. (Ответы детей.)

Украшена не только елка, но и стены зала. На стенах висят… (звездочки и красивая гирлянда).

Как вы думаете, веселый праздник будет у ребят? Они будут… (петь, танцевать, водить хоровод вокруг высокой, зеленой, красивой елки).

Дед Мороз

«Сегодня мы с вами будем рассматривать волшебную картинку, – начинает занятие воспитатель. – Думаю, что она вам понравится. Проверим?»

Дети рассматривают картинку, педагог, не вмешиваясь, выслушивает их реплики.

«Итак, мимо окон детского сада шагает… (Дед Мороз). Как он одет? (На нем красная шуба с белой отделкой. Красная с белым шапка.)

Дед Мороз несет… (большой мешок с подарками). На мешке… (сидит белочка).Она на ребятишек глядит. А где ребятишки? (В окно смотрят.)

Мальчик радуется, что-то кричит. Как вы думаете, что он кричит?

А девочка испугалась. Чего она испугалась? (Вдруг Дед Мороз мимо пройдет, не зайдет к детям.) Успокойте ее, скажите: „Не волнуйся. Зайдет к вам Дед Мороз“.

А что у Деда Мороза в руке? (Волшебный посох. Он помогает Деду Морозу ходить быстро-быстро и всюду успевать.)»

Как правило, детям очень нравится эта картина, поэтому, завершив занятие, педагог оставляет ее для рассматривания наиболее любознательным малышам.

Воспитатель предлагает детям попросить Деда Мороза принести подарок, который они очень хотят получить (перед Новым годом), или поблагодарить его за подарок, который они уже получили (после Нового года).

Декабрь

Январь

Февраль

Март – апрель – май

В эти месяцы, приглашая детей порадоваться приходу весны, следует чаще читать им стихи русских поэтов (А. Майков. «Ласточка примчалась»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песня»), песенки и заклички («Травка-муравка со сна поднялась», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка» и т. д.).

Продолжая читать детям каждый день, педагог должен повторять с ними программные русские народные сказки, обязательно объясняя, что побудило его повторно прочитать то или иное произведение. («Пытала я, пытала вас, желая проверить, помните ли вы, какие слова использовались в сказке при описании упавших водоносов, которым под ноги кинулся заяц, но ничего не выяснила. Придется мне еще раз читать сказку „У страха глаза велики“, ваше внимание проверять»; «Говорите, что отлично сказку помните? Тогда скажите, как в сказке „Маша и медведь“ заканчивается этот отрывок: „А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробке…» (Машенька сидит – живехонька и здоровехонька).)

С детьми необходимо повторять стихи (стихотворные строчки) на закрепление правильного произношения звуков в словах. Эти стихи представлены в планах занятий и в приложении.

С детьми надо играть в игры по мотивам художественных произведений, например, по произведениям А. Пантелеева «Карусели», Е. Благининой «И вот этак, и вот так» и др. (см. приложение).

Целесообразно на занятиях и вне их, работая с одним ребенком или двумя-тремя детьми, проводить дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек» (называние качеств предметов), «Добавь (подскажи) словечко» (образование слов по аналогии), «Что изменилось» (характеристики пространственных соотношений), «Скажите тигренку (или любой другой игрушке) как будешь заботиться о нем» (импровизированные диалоги) и т. п.

Март

Занятие 1. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…»

Цель. Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она».

Совершенствовать диалогическую речь малышей.

Ход занятия

Часть I. Воспитатель напоминает детям, что 8 марта – это Международный женский день, «мамин праздник». В этот весенний праздник принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестренок.

«А сегодня, – продолжает разговор педагог, – я прочитаю вам стихотворение о маме, самом добром, нежном человеке».


Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».


Колыбель кто вам качает,
Кто вам песню напевает,
Кто вам сказки говорит,
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».


Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слезы льет тогда?
«Все она, родная».

Педагог второй раз читает стихотворение, побуждая детей проговаривать ответы на вопросы автора стихотворения («Мама дорогая», «Мама золотая», «Все она, родная».)

Часть II. Воспитатель проводит дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…» Предварительно воспитатель рассказывает детям о том, что мама готовит еду, убирает квартиру; сидит с ребенком, если он заболел; читает и играет с малышом, следит, чтобы он был нарядным, здоровым и т. д.

«Вы любите своих мам? – спрашивает воспитатель. – Очень-очень любите? Расскажите об этом. Очень мамочку люблю, потому что она…» (Воспитатель, по очереди обращаясь к детям, каждый раз повторяет эту фразу.) Педагог отмечает оригинальные высказывания малышей. Обычно дети говорят, что мама красивая, добрая, заботливая. Но бывают и такие ответы: «Моя мама лучше всех на свете», «Моя мама веселая, несердитая», «Моя мама – очень хороший доктор», «Моя мама очень-очень умная», «Моя мама самая красивая, и я на ней женюсь» и т. п.

В заключение педагог напоминает детям о том, что все малыши готовят мамам подарки к 8 марта и объясняет, что, вручая подарок, надо обязательно сказать поздравительные слова, например: «Поздравляю тебя, мамочка, с праздником. Будь здорова и счастлива».

Педагог уточняет: «А что вы скажете бабушке?» (3–4 ответа детей.)

Примечание. Для дополнительной работы с детьми по этой теме предусмотрены стихотворения, представленные в приложении.

Апрель

Май

Спасибо, лето

Цель. Доставить малышам радость от игры; воспитывать умение дослушивать задание до конца и осмысливать его.

Ход игры

Выйдя на улицу, дети замечают сундучок (красиво запечатанную коробку). Он может стоять на веранде (в беседке и т. п.). Малыши зовут воспитателя, рассматривают находку, удивляются ее появлению.

Дети замечают, что от сундучка тянется цветной шнурок. Выясняется, что к шнурку прикреплен конверт, который помещен так, чтобы дети не могли его достать.

Воспитатель достает конверт, вскрывает его и читает письмо. Оно начинается так: «Я, Лето Красное, пишу вам, детям младшей группы…» Дальше в письме говорится, что ключ от сундучка спрятан, но его можно найти, выполнив ряд заданий. Первое задание такое: малыши должны найти золотой орех, спрятанный на самой большой березе, растущей на участке детского сада.

Дети находят березу, осматривают ее и достают орех. Воспитатель читает записку со следующим заданием: надо найти растение, о котором говорится так (А. Пчельникова. «Репей»; текст стихотворения слегка изменен):


Я очень колючий,
Ко всем пристаю,
Расту на дороге,
У стенки стою.
Задеть меня платьем
Прохожий боится…
Нельзя ли хоть с вами,
Друзья, подружиться.

Выполнив указания, содержащиеся в записке, которую хранил репей, дети отправляются на веранду, обнаружив ключ от сундучка (ножницы для вскрытия коробки). Открыв сундучок, они находят в нем подарок от Лета Красного: орехи, формочки для песка и т. п. Воспитатель угощает детей и гостей (кого-либо из взрослых и детей старшей группы). Малыши рассказывают, как они разгадали загадки Лета Красного.

Летом вниманию детей можно предложить картины[20] «Одуванчики» (во время цветения одуванчиков) и «Привет, белочка!» (в любой из летних месяцев).

Одуванчики

«Весной на лугу, как маленькие желтые солнышки, нежатся одуванчики.Расцветают, а потом отцветают. На длинных стебельках вместо желтых появляются белые пушистые шапочки, – рассказывает воспитатель. – Из желтых одуванчиков можно плести венки. А на пушистые шапочки можно… (подуть), ипушники разлетятся во все стороны.

На нашей новой картине нарисован луг с одуванчиками».

Дети рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.

«На пеньке в синем спортивном костюме сидит воспитатель. Да не просто сидит и на детей глядит, а в руке пушистый одуванчик держит, – продолжает разговор педагог.

Зачем воспитателю одуванчик? (Воспитатель вместе с мальчиком в оранжевом комбинезончике собираются одновременно подуть на одуванчики. Это очень интересно и весело.)

За спиной воспитателя – девочка в красном платье. У нее на голове… (венок из одуванчиков). Она смотрит, сумеет ли мальчик сдуть… (пушинки). Это не так уж и просто».

Педагог предлагает детям сорвать по одуванчику с белыми головками и легонько подуть на них (воображаемая ситуация).

«Мальчик в кепочке, – воспитатель привлекает внимание детей к очередному персонажу, – сидит среди одуванчиков. Он хотел сорвать желтый одуванчик, но засмотрелся на мяч, который лежит возле ноги воспитателя.

А кругом красиво, светло, празднично. Не так ли? Всюду разные оттенкизелени: темно-зеленые елки и кусты около нарядного дома с верандой, светло-зеленые листья на деревьях.

Кому из вас хочется оказаться на этом участке? Тогда тихонечко идите сюда и поиграйте с детьми».

Привет, белочка!

Воспитатель интересуется, нравится ли детям эта новая яркая картинка. «А о чем она?» – спрашивает педагог. Выслушивает и корректирует ответы детей.

«Белки боятся людей и редко берут еду из их рук. Почему этот рыжик не боится мальчика в полосатой маечке? – спрашивает педагог. – Вы правы. Малыши часто оставляют на этом пне орехи, и белочка прибегает сюда за вкусной едой.

Как вы думаете, мальчику хочется погладить зверька. А почему он не гладит белочку? Нельзя! Она не позволит: или убежит, или укусит. А зубы у белок острые. Видите, как внимательно зверек следит за рукой мальчика. Вам не кажется, что малыш что-то говорит белочке. Интересно, что он говорит. (Я не буду тебя трогать. Ешь орешки. Они вкусные. Ты мне очень нравишься…)

Кто еще сидит около пня? А землянику видите? Ее не только люди, но и птицы, лягушки, мыши любят. Похоже, что этот добрый мальчуган оставил вкусные, спелые ягоды лесным жителям.

На этом занятие можно закончить и пригласить детей рассмотреть картину получше. Но можно завершить занятие таким рассказом: «Рыжеволосый мальчик (цвет его волос такой же, как шерстка белочки) знает, что если оставлять орешки в одном и том же месте, белочки не будут голодать.

И однажды белочка прибежала за орехами, как только мальчик положил их на пень. Малышу очень хотелось погладить зверька, но белка, схватив орех, внимательно следила за его рукой.

„Ешь, не бойся. Я только посмотрю на тебя, – тихонько сказал мальчик. – И прибегай еще“».

Приложение I

Задание 1. Дидактическая игра «Наведи порядок»

Воспитатель предлагает ребенку набор из 12 картинок[21] и говорит: «Здесь много разных картинок. Нужно навести порядок. Сначала отобрать все картинки с изображением посуды, затем все картинки с изображением… Да ты сам догадаешься, что следует сделать, если внимательно рассмотришь картинки».

Педагог проверяет правильность выполнения задания и просит ребенка назвать предметы каждой группы соответствующим обобщающим словом: посуда, овощи, животные.

Итог. Ребенок справился с заданием, если он правильно сгруппировал предметы и подобрал к ним обобщающее слово.

Задание 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат различные предметы: деревянные, металлические, резиновые, меховые, бумажные и др. (7–8 шт.).

Ребенок, ощупывая предмет, говорит, из чего он сделан, и достает его из мешочка, чтобы убедиться в правильности ответа.

Итог. Ребенок хорошо справился с заданием, если дал 5–6 правильных ответов.

Задание 3. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты много предметов, например: одна книга – много… (книг), один стул – много… (стульев).

Итак: один нос – много… (носов), один глаз – много… (глаз), одна рука – много…(рук), одна ресничка – много… (ресничек), один волк – много… (волков), одна матрешка – много… (матрешек), одна слива – много… (слив), один друг – много…(друзей), один стол – много… (столов).

Итог. Ребенок хорошо справился с заданием, если дал 6–7 правильных ответов.

Задание 4. Дидактическая игра «Какая игрушка»

I часть. Воспитатель показывает ребенку какую-нибудь игрушку, лучше собачку или котенка. Объясняет, что это очаровательное существо готово жить в группе, вместе с детьми, если Сережа (называет имя ребенка) расскажет, какой щенок (котенок) к<

Наши рекомендации