Соматотип и нервная система
Морфологические приемы соматотипирования, учитывающие пропорции тела, степень жироотложения и развитие мышц, достаточно информативны в отношении индивидуального развития человека, но мало характеризуют особенности его реактивности. Под последней понимают свойство организма реагировать определенным образом на действия факторов окружающей среды. Эта способность присуща организму как целому, а также его органам и клеткам, обычно она имеет защитный характер и поэтому термин "ре активность" в общей форме означает механизм устойчивости (резистентности) организма к вредным влияниям окружающей среды (А.Д. Адо, 1985). Следовательно, существуют индивидуальные особенности реактивности, которые и служат основным содержанием конституции как биологического понятия.
Уровень реактивности в сравнительно-анатомическом ряду связан с развитием нервной системы. У человека комбинация рефлексов определяет разнообразие механизмов реактивности (А.Д. Адо, 1985). Вместе с тем это разнообразие имеет и генетическую обусловленность. Нормой реакции генетики называют широту изменчивости фенотипа, возникающую при взаимодействии генотипа с окружающей средой. Таким образом, выявлению индивидуальных особенностей реактивности могло бы способствовать "насыщение" конституциональной диагностики показателями, характеризующими особенности нервной деятельности, и генетическими мерками. Такая типология конституции будет иметь усложненный характер, включая как функциональные, так и исторически опосредованные комплексы признаков.
Вопросам связи соматотипа человека с определенным набором психических качеств посвящено большое количество научных трудов. Первые из них работы Е. Kretschmer (1929) и W.H. Sheldon (1940), несмотря на убедительные фактические данные, были встречены рядом ученых настороженно (цит. по А.И. Клиорину, В.П. Чтецову, 1979).
Отдельным формам аномальной психической конституции соответствуют как аномальные (инфантильный), так и нормальные соматические типы. В условиях здоровья последние сопряжены с определенными психическими особенностями (характеристиками интро-экстра версии, эмоциональности и др.), на основе которых в состоянии предболезни формируются психопатии. Нормальные соматотипы определяют вероятность возникновения в организме ряда психических и соматических расстройств. О наличии связи между соматотипом и отдельными заболеваниями можно судить по распределению соматотипов среди больных людей. Рассмотрим это на примере шизофрении, использовав данные по ряду государств Европы (табл. 7).
Как видно из данных табл. 8, больные шизофренией чаще характеризуются астеническим или близко к нему соматотипом. Последний соматотип преобладает при циркулярном психозе, а атлетический при эпилепсии.
Однако в части исследований соматотипологические различия были как бы смазаны. Да и из данных табл. 8 следует, что в 1/5 части случаев больные шизофренией могут иметь пикнический, казалось бы, нехарактерный для них соматотип. Причина расхождения и недостаточной четкости некоторых данных в немногочисленности обследуемых выборок, неоднородности сопоставляемых групп по возрасту и нозологической принадлежности. Шизофренией люди заболевают раньше (как правило, с детства), чем маниакально-депрессивным психозом. Так как степень "пикничности" телосложения нарастает, а "астеничность" убывает с возрастом, сопоставление более молодых больных шизофренией и старших по возрасту больных маниакально-депрессивным психозом делает как бы искусственным их разграничение по особенности телосложения. При форме шизофрении, развивающейся в более позднем возрасте, соматотип заболевших отличается "большей пикничностью".
Выдвигается концепция конституциональной детерминации клинического полиморфизма психических заболеваний (Н.А. Корнетов, 1991).