Устный зачет по теме «Человек»
1. Антропогенез – теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития.
Подходы к вопросу о происхождении человека:
*РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕОРИЯ – человека создал Бог
*ТЕОРИЯ ПЕЛЕОВИЗИТА – человека занесли на землю инопланетные существа
*ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ:
1. ТЕОРИЯ ДАРВИНА – человек произошел от обезьяны путем эволюции.
2. ТЕОРИЯ ЭНГЕЛЬСА – труд сделал из обезьяны человека.
Отличия человека от животных:
Человек | Животное |
Обладает мышлением и членораздельной речью | Обладает инстинктами |
Деятельность обусловлена целеполаганием | Деятельность обусловлена инстинктами |
Преобразует окружающий мир | Приспосабливается к окружающему миру |
Изготавливает орудия труда из ранее сделанных средств труда | Не может изготавливать орудия труда |
Стремиться удовлетворить как биологические, так и духовные потребности | Удовлетворяет только биологические потребности |
2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Структура мировоззрения включает в себя духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.
Тип мировоззрения. | Характеристики |
Обыденное (житейское) | Является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей |
Религиозное | Связанно с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение того, чего они лишены в повседневной жизни. Хранит духовное начало многих этносов. |
Научное | Основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности, обобщенном опыте человеческого познания. Атеистично. |
Гуманистическое | Включает наиболее позитивные и прогрессивные элементы иных типов |
МЕНТАЛИТЕТ – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного опыта.
3. Потребность - нужда человека в том, что необходимо для его существования.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
ЕСТЕСТВЕННЫЕ (биологические, физиологические) - самосохранение, сон, еда
СОЦИАЛЬНЫЕ - общение, самоутверждение и т.д.
ИДЕАЛЬНЫЕ (ДУХОВНЫЕ) - познание мира и осознание себя в нем.
Пирамида А. Маслоу:
5. Духовные
4. Престижные
3. Социальные
2. Экзистенциальные
1. Физиологические
«Всякая следующая потребность становится насущной, когда удовлетворена предыдущая».
4. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Деятельность –активная форма преобразования человеком окружающего мира и себя.
«СУБЪЕКТ» - ТОТ, КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ОБЪЕКТ» - ТО, НА ЧТО НАПРАВЛЕННА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
|
|
|
| ||||||||||
Мотив – побудительная причина к деятельности
Цель – образ желаемого результата.
Средства – все, что используется в процессе достижения результата.
Действия– активность человека, направленная на результат.
Результат – итог деятельности. Не всегда соответствует поставленной цели.
Основные виды человеческой деятельности: игра, общение, учение, труд.
Игра – вид деятельности, целью которого не является производство материального продукта, а важен сам процесс – развлечение, отдых.
Общение– вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. (Непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное).
Учение– вид деятельности, целью которого является приобретение новых знаний, умений и навыков.
Труд – вид деятельности, который направлен на получение практически полезного результата.
5. Познание– это процесс постижения действительности, накопление и осмысление данных, полученных в результате взаимодействия человека с окружающим миром.
Знание– результат познания, отражение действительности в мышлении человека.
Философские направления (школы) к вопросу о возможности познания мира
АГНОСТИЦИЗМ (гр. agnōstos – недоступный познанию) | СКЕНТИЦИЗМ (гр. skeptikos – рассматривающий, критикующий) | ОПИМИЗМ (лат. Optimus – наилучший) |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира. Основано на спорности достоверности знаний о мире. | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнения в том, что все знания о мире носят достоверный характер | Утверждает принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний |
Гносеология – наука о познании. (С точки зрения гносеологов, мир познаваем).
Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.
ФОРМЫ (уровни) ПОЗНАНИЯ.