Биологическая неотвратимость старения и его эволюционная значимость

Как мы уже видели, предпосылкой процесса эволюции является постоянное рождение, а затем гибель новых особей с тем, чтобы они могли уступить место все новым и новым «экземплярам», носителям других генных комбинаций, в силу этого обладающим несколько иными, своеобразными особенностями. Но ведь процесс этот мог бы происходить и так, чтобы живые создания умирали без всяких признаков старения – после того, как взрастят своих потомков.

Я попытался вообразить, каково было бы мне, оставаясь внешне двадцатилетним, прожить последние полстолетия среди нескольких миллиардов других людей, тоже двадцатилетних. Подобная перспектива не привела меня в восторг. Ну а если еще и оставшиеся годы пришлось бы доживать двадцатилетним, чтобы рано или поздно умереть в облике и теле того же двадцатилетнего юнца… Думается, не одному мне это показалось бы еще невыносимее старения.

Но ведь у нас нет выбора: жизни без старения не бывает. Впрочем, некоторые характерные процессы старения начинаются уже в детстве.

Примером тому может служить пресбиопия (др. – греч. «староглазие»), то есть утрата способности четкого зрения вблизи; в таких случаях требуются специальные очки для чтения. С развитием пресбиопии человек утрачивает способность переключаться с дальнего обзора на четкое видение близких предметов и наоборот. К примеру, младенец, сосущий свой большой палец, четко видит мизинец, находящийся в нескольких сантиметрах от глаз. Отчего это происходит? Расположенный между роговицей и сетчаткой хрусталик – вследствие своей упругости и сокращения крепящихся к нему гладких мышц – способен принимать настолько округлую форму, что сила фокусировки его возрастает на пятнадцать – двадцать диоптрий и в пять – десять раз превышает мощность обычных очков для чтения.

Если же ребенок переводит взгляд на отдаленный предмет – скажем, на башенные часы, которые как раз отбивают время, – то упругие, эластичные волокна гладких мышц в считаные доли секунды втягивают хрусталик, вновь придавая ему более плоскую форму. Тем самым хрусталик проецирует на светочувствительную сетчатку образ часов с такой же четкостью, как перед этим мизинец, находившийся стократ ближе. Все это похоже на систему автоматической фокусировки самых современных фотоаппаратов, только переключение происходит гораздо быстрее.

Эта способность человека четко различать близко находящиеся предметы постепенно слабеет, начиная с ранних детских пор. Точно так же с самого детства постепенно уменьшается и упругость других наших тканей, что наиболее наглядно проявляется на кожном покрове. Правда, морщинистая кожа задевает разве что наше самолюбие, а вот снижение эластичности фокусирующего механизма глаза с течением времени весьма ограничивает нашу способность видеть вблизи.

Младенцу совершенно необходимо четкое видение вблизи, ведь все жизненно важное для него – лицо матери во время кормления, ее грудь – находится совсем близко. Конечно, для того, чтобы насытиться, ребенку не обязательно разглядывать материнское лицо в деталях, но зато теперь нам известно: развитие в мозгу зрительного механизма требует, чтобы чуть ли не с самого момента рождения на сетчатку проецировалось четкое изображение, поддающееся расшифровке мозгом.

Настоятельную потребность в отчетливом различении близких предметов наглядно демонстрирует пример приматов, в особенности мелких видов обезьян: уже в возрасте нескольких недель они начинают самостоятельно отыскивать корм, при этом взгляд их буквально уперт в землю. Так малыши учатся распознавать съедобное и несъедобное, отличать камешек от ягоды, вкусную букашку от ядовито‑горькой.

Когда обезьяны на некоторое время располагаются в каком‑то месте, они размещаются по двое, по трое вокруг вожаков стаи таким образом, чтобы стая в целом имела постоянный обзор в 360 градусов. Стоит хоть одной из обезьян заметить что‑то подозрительное, как она тотчас же поднимает по тревоге всю стаю. Именно в таких ситуациях и выявляется преимущество дальнозоркости: внимание старых особей, утративших способность видеть находящееся «под носом», не приковано к мелочам и несущественным подробностям; они пристально смотрят вдаль, откуда стае может угрожать опасность.

Это способно послужить серьезным уроком и для нас, людей: даже если всю жизнь быть книгочеем или бухгалтером, не отрывающим глаз от книг и бумаг, на склоне лет пора окинуть взором дальние горизонты. И сосредоточиться мыслями на отдаленных целях.

Ведь перестраивается не только зрительный аппарат человека, отдавая предпочтение более дальним перспективам: меняются свойства памяти, способность воспроизводить прошлое – и здесь «близорукость» уступает место «дальнозоркости», потому что события вчерашнего дня мы забываем, зато в деталях помним давно минувшие.

Как мы уже видели на примере слонов, эта уходящая в глубь прошлого память играет огромную роль в жизни коллективных существ. Столь же очевидно, что до обретения дара речи и возникновения письменности лишь кладовая памяти старейших членов рода или племени являлась источником сведений о событиях, свидетелями которых редко случается быть особям с обычной продолжительностью жизни. Теперь, когда развиты и речь, и письменность, и другие способы фиксации событий прошлого, изустный способ передачи опыта утрачивает свое значение. Во всяком случае, по сравнению с не столь уж давними временами, когда для большинства людей в сохранении культурных основ главную роль играли не библиотеки или фильмотеки, а деревенские старики, носители устных традиций, фольклорного богатства и множества сведений, важных с точки зрения выживания людского сообщества.

В наше время, в эпоху всеохватывающей и вседоступной информации эти достоинства пожилых людей оказываются все менее востребованными. Значит, последнему этапу жизни человека надо придать смысл каким‑то иным способом, быть может как раз используя широкие возможности новейших технологий. Потому движение эвтелии и ее институты помимо прочего должны заниматься и духовным обогащением старости. Нужно, чтобы общество обеспечило пожилым и старым людям не только материальное благополучие и медицинское обслуживание в формах, щадящих их человеческое достоинство, но и придало последнему этапу их жизни тот смысл, который они сами в молодые годы вкладывали в свое существование. При убыстряющемся темпе нашей жизни все больше будет ощущаться потребность в стариках, которые могли бы играть важную роль в жизни общества, воспитывая в нем человечность, напоминая людям о необходимости, отложив суету повседневного быта, остановиться и задуматься о вечном. Избавленные от тягостных насущных забот, старые люди обрели бы способность взирать с более широких и дальних перспектив на события в жизни всего мира или собственной семьи. Тогда они могли бы с большим пониманием и мудростью помогать в разрешении проблем окружающих, внесли бы более значительный вклад в сохранение нашей культуры и воспитание молодых поколений.

Порой напрашивается вывод: эволюция не сочла нужным пойти нам навстречу и устроить так, чтобы смерть застигла нас врасплох или когда мы только начинаем стареть. Но это не совсем так, ибо – как увидим в дальнейшем – страх смерти налагает отпечаток на наше отношение к жизни и стремление к продолжению рода. Значит, адаптационные свойства, смягчавшие страх смерти, оказывали позитивное воздействие на сохранение вида, а потому и закрепились в ходе естественного отбора.

С точки зрения эволюционной перспективы можно бы поставить вопрос так: отчего за миллионы лет не отсеялись те генные варианты и физические характеристики, которые приводят к ранним признакам старения, к слабости, ущербности. В первом приближении ответ таков: потому, что эти признаки в основном появляются лишь в пострепродуктивный период и постепенно ограничивают деятельность человека.

Но прежде чем от понятия биологической смерти перейти к более важной с точки зрения человеческой сути теме духовной смерти – к происхождению понятия посмертного бытия и его возможным нынешним толкованиям, – необходимо остановиться на физиологических (мозговых) аспектах свободы воли, поскольку она служит основой нашего права распоряжаться собственной судьбой. Не менее важно затронуть и вопрос о роли сознательных и подсознательных функций в формировании духовной жизни человека, его мировоззрения и религиозных убеждений.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Наши рекомендации