Объем дисциплины и виды учебной работы. ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс курса
Специальности 050715 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»,
050517.65 – «Логопедия»
Пермь
пгпу
Рецензент:
канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ И. В. Батенкова
Автор-составитель: канд.биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ В.В. Горбунова
Учебно-методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
СОДЕРЖАНИЕ
I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 4
1.Цели и задачи изучения дисциплины.. 4
2.Требования к уровню освоения дисциплины.. 4
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля. 5
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 6
4. Содержание курса. 8
5. Темы практических и семинарских занятий. 20
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 27
7. Тематика рефератов. 29
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 29
8.1. Список литературы.. 29
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.. 30
8.3. Методические указания студентам. 30
8.4. Методические рекомендации для преподавателя. 31
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ.. 31
Вопросы к экзамену на дневном отделении. 31
Вопросы к экзамену на заочном отделении. 34
I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи изучения дисциплины
Нервная система человека представляет собой, по сравнению с нервной системой животных, более высокоорганизованное образование, с четкой иерархией между выше и ниже расположенными отделами и занимает центральное место в регуляции взаимодействий как внутри организма, так и организма с внешней средой. Все дошкольное детство проходит с опережающим развитием нервной системы в целом и высшей нервной деятельности, в частности. Именно этот факт позволяет рассматривать данную дисциплину в качестве одной из центральных при подготовке специалистов, работающих с детьми. Особенно важно знание основных закономерностей деятельности нервной системы для дефектологов и логопедов, так как именно пограничные состояния и выход за границы нормы в протекании нервных процессов лежат в основе нарушений в развитии ребенка. С другой стороны пластичность нервной системы в детском возрасте столь велика, что правильный подход к организации развития детей может существенно снизить или полностью устранить данные нарушения.
Цели изучения курса. Получить целостное представление о структуре и деятельности нервной системы и формировании высшей нервной деятельности.
Задачи изучения курса. Изучить:
· основные нервные процессы и взаимодействие отделов нервной системы друг с другом;
· роль разных отделов мозга и периферических образований в организации деятельности организма;
· основные свойства нервной системы и процессы высшей нервной деятельности.
Требования к уровню освоения дисциплины
Дисциплина имеет тесные связи со всеми разделами психологии и дефектологии, позволяет осознанно подходить к разработке программ работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в формировании высшей нервной деятельности.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представление:
· о структуре и взаимодействии отделов нервной системы, процессах синаптизации и миелинизации;
· общей и частной физиологии нервной системы;
· формировании свойств нервной системы, их сочетаниях;
· формировании условнорефлекторной деятельности;
· нейрофизиологических механизмах памяти, эмоций, внимания, речи;
· интегративной деятельности нервной системы;
знать:
· названия и функции отделов нервной системы;
· основные термины и понятия, связанные с работой нервной системы;
· значение возбуждения и торможения в нервной системе, виды их взаимодействия;
· законы проведения возбуждения, механизмы и значение синаптической передачи сигналов;
· возрастные особенности высшей нервной деятельности;
уметь:
· определять свойства нервной системы;
· определять межполушарную асимметрию;
приобрести навыки:
· оценивать уровень развития ребенка через призму деятельности нервной системы.
Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения очная
Вид учебной работы | 050715 – Специальная дошкольная педагогика и психология | 050517 – Логопедия |
№ семестра | ||
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
практические и семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | ||
Текущий контроль | Контр. раб. по теме занятий | Контр. раб. по теме занятий |
Виды промежуточного контроля | Экзамен - 4 | Экзамен - 2 |
Форма обучения заочная