РАБОТА 7.Доминанта возбуждения
1. Опыт проводится весной в период спаривания. Лягушке-самцу вложите между передними лапками резиновый баллончик, смоченный водой: животное прижимает его к себе.
2. В это время нанесите болевое раздражение – ущипните пинцетом заднюю лапку, самец не реагирует, а еще больше сжимает баллончик, т.к. в центральной нервной системе под влиянием половых гормонов возник доминантный очаг. Объясните влияние доминантного очага на другие нервные центры: _______________
РАБОТА 8. Сеченовское торможение
| Ход работы. Возьмите лягушку (в марлевой салфетке) в левую руку, указательнымпальцем наклоните ее голову. За носовыми отверстиями междуглазницами сделайте П-образный разрез кожи по направлению коснованию черепа. Заверните лоскут кожи назад. Таким же образом рассеките кости черепа и удалите их. Чтобы не повредить головной мозг, бранжи ножниц прижимайте к внутренней поверхности черепа. 2.Скальпелем удалите большие полушария и переднюю половину зрительных бугров. Раненое отверстие закройте лоскутом кожи и подвесьте лягушку за нижнюю челюсть на штативе. |
1. Через 3-4 минуты определите время рефлекса при погружении лапки в 0,3%-ный раствор серной кислоты, промойте лапку водой.
2. На обнаженную и осушенную поверхность зрительных бугров положите кристаллы поваренной соли и через 1- 2 минуту определите время рефлекса на тот же раздражитель (0,3%-ный раствор серной кислоты).
Запишите результат, сравнивая с пунктом 3:____________________
Объясните сущность Сеченовского торможения:_________________
Выводы:_____________________
Контрольные вопросы
1. Определение рефлекса.
2. Классификация рефлекса.
3. Афферентные и эфферентные пути.
4. Рефлексы спинного мозга.
5. Что такое время рефлекса?
6. Что такое рецептивное поле?
7. Рефлекторная дуга.
9. Понятие об иррадиации возбуждения.
10.Понятие о суммации возбуждения.
11.Доминанта возбуждения.
12. Свойства нервных центров.
13. Сеченовское торможение.
14. Одностороннее проведение возбуждения нервных центров.
15. Последействие в нервных центрах.
16. Утомляемость в нервных центрах.
З А Н Я Т И Е № 14
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
РЕФЛЕКСЫ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цель занятия: ознакомиться с торможением рефлексов спинного и головного мозга, функциями разных отделов головного мозга.
Материалы и оборудование:лягушки, препаровальные наборы, вата, марля, салфетки, метроном, штативы, 0,1%; 0,3%; 0,5% и 1%-ный раствор серной кислоты, нитки, раствор Рингера, аквариум (глубокая чашка с водой).
РАБОТА 1.Торможение спинномозговых рефлексов
1. Зафиксируйте спинальную лягушку в штативе.
2. Определите время рефлекса сгибания лапки при погружении задней лапки в 0,5%-ный раствор серной кислоты, смойте кислоту с лапки водой.
3. Одновременно с опусканием задней лапки в 0.5%-ный раствор серной кислоты, вторую лапку сдавите пинцетом. Запишите результат, объясните причину изменения времени рефлекса:_________________
4. Проверьте, восстанавливается ли прежнее время рефлекса после прекращения сдавливания второй лапки.
5. Возьмите лягушку-самца за бока, слегка поглаживайте кожу спины, при этом появляется рефлекс квакания.
6. Сдавите в это же время пинцетом лапку, рефлекс квакания прекратится, а с прекращением сдавливания рефлекс квакания восстанавливается. Объясните причину и сделайте выводы:_________
РАБОТА 2. Последствия удаления различныхчастейголовного
Мозга
1. Ознакомьтесь со строением головного мозга лягушки, зарисуйте.
2. Удалите у лягушки большие полушария: острым скальпелем, не повреждая промежуточный мозг, под углом сделайте разрез по заднему краю больших полушарий. Затем, наблюдая за лягушкой, закройте рану лоскутом кожи.
3. Проверьте на этой лягушке рефлексы:
а) позы (переверните на спину)_______________________________
б) защитные (ущипните пинцетом лапку)____________________
в) плавательные (поместите в чашку с водой)___________________
Выводы: ______________________
4. Удалите у этой лягушки промежуточный и средний мозг:
на уровне продолговатого мозга экстернируйтепромежуточный
и средний мозг. Проверьте рефлексы:
а) позы (переверните на спину) ________________________________
б) защитные (ущипните пинцетом лапку)________________________
в) плавательные (поместите в чашку водой)______________________
Выводы: ______________________
5. Удалите у этой же лягушки продолговатый мозг, разрушая мозг
препаровальной иглой и проверьте рефлексы:
а) позы (переверните на спину)__
б) защитные (ущипните пинцетомапку)_________________________
в) плавательные (поместите в чашку с водой)_____________________
Выводы:______________________
6. Удалите у свежей лягушки левую или правую половину мозжечка, в виде полоски, расположенную впереди от продолговатого мозга. Мозжечок перерезают по вертикальной, а затем по горизонтальной линии для того, чтобы отделить головной мозг от других частей.
7. Если у лягушки удалить половинку мозжечка, она сидит с наклонённой головой и искривленным туловищем (исчез рефлекс позы). Если пинцетом ущипнуть конечность – лягушка прыгает
(сохранились локомотивные рефлексы), но переворачивается
в воздухе (отсутствует координация движений).
Если поместите лягушку в чашку с водой (плавает по кругу)
Выводы: _____________________