Психологическая подготовка и психотерапия

Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и воз­можность достижения положительных результатов при хоро­шем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и добро­желательность взрослых и отвечают на них доверием.

При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу. Обращают внимание на поведение ребенка. Расширен­ные зрачки, румянец или бледность кожи лица, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной не­рвной возбудимости. Она проявляется также громким разгово­ром, неестественным смехом, суетливостью.

Перед началом лечения показана психологическая подготов­ка, (коллективная и индивидуальная), которую проводят от 1 ло 4 раз через 2 дня. Коллективная подготовка заключается и проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходи­мости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма, демонстрируют слайды,фотоснимки, плакаты, свидетельству­ющие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вреднымипривычками. Во время индивидуальных бесед учитываютповедение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности,возрастные особенности развития организма и психики.

Задачипсихологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессозна­тельно вынуть аппарат изо рта во время сна.

Содержание беседы должно соответствовать возрасту паци­ента. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз, о чем следует инфор­мировать родителей Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест Применение ле­чебных средств желательно согласовывать с пациентом. Пользо­вание ортодонтическими аппаратами развивает чувство ответ­ственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера.

При лечении больных с вредными привычками одновремен­но с психотерапией применяют седативные средства С целью устранения бруксизмаэффективно самовнушение (аутосуггес-тия).При устойчивых вредных привычках эффективно внуше­ние всостоянии гипнотического сна [Шелепин А С , 1951;

Иванов Н В , 1959; Нападов М А., 1966; Окушко В П , 1975, идр.]. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением.С его помощью можно облегчить адаптацию больного кортодонтическим аппаратам и устранить неправильное гло­тание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения фун­кций [Окушко В П , 1965; Taatz H , 1968, и др ]

При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их ро­дителям сущности этапов лечения, важности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушениях функций зубочелюстной системы на развитие организма

В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении Если до этого пе­риода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необ­ходимость в применении гипнотерапии.

Подростки в периоде активного формирования личности тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортод оптическое лечение способствует изменению их внешнего вида и поведе­ния в коллективе (R Frankel, J А. С. Dujzings и др). Психоло­гическая подготовка в этом возрастном периоде даетхорошиерезультаты.

При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению сле­дует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения

Восстановление миодинамического равновесия в зубочелю­стной системе в результате ортодонтического лечения способ­ствует изменению выражения лица, в глазах появляются блеск, живость, в поведении — определенность, энергичность Дети становятся более организованными, внимательными, улучша­ются показатели их учебы Ортодонтическое лечение обеспечи­вает психотерапевтический эффект, в связи с чем имеет со­циальное значение

Психологическая подготовка, особенно подростков и взрос­лых, должна предшествовать началу ортодонтического или ком­плексного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и прово­диться для уменьшения психических проявлений при имею­щихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания больным необ­ходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения.

Вопросы психотерапии в стоматологии стали освещать в литературе лишь в последние годы [Корытныи Д Л , Овруц-кий Г Д , 1976; Кульбеков КК., 1981; Малыгин Ю М , 1982, Гаврилов Е И , Щербаков А С., 1984; Нападов М А идр , 1984, Хацкевич Г А, 1985, и др ]

Успех лечения во многом зависит от желания пациента сотрудничать с врачом В связи с этим необходимо создавать атмосферу доверия и положительных эмоций, а для этого врач должен иметь знания по деонтологии. Для уменьшения затрат рабочего времени врача целесообразно организовать регуляр­ные часовые лекции — собеседования с первичными больны­ми, направленными на лечение Во время таких встреч надо путем демонстрации слайдов и клинической документации убеждать в возможности устранения имеющихся нарушений, рассказывать о последствиях патологии, предстоящих врачеб­ных манипуляциях и ощущениях пациента, о том, как пользо­ваться ортодонтическими аппаратами, о необходимости завер­шить лечение.

Приразъяснительной психотерапевтической подготовке важно купировать чувство тревоги, нервозность В конце лекции необходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неот­ложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи.

При выборе методов и способов лечения следует учитывать особенности личности каждого пациента, психофизические и поведенческие реакции, тип центральной нервной системы.

По данным Т. И. Коваленко, 57,2±1,4% взрослых не завер­шают лечения. Причины его прекращения — невозможность регулярно пользоваться аппаратами и посещать врача в связи с занятостью на работе, профессиональными особенностями (преподаватель, актер и др.), семейными обязанностями. Если лечение прервано, то в состоянии зубочелюстной системы наступает дисгармония, приводящая к рецидиву аномалии. В таких случаях рабочее время стоматолога, зубного техника и другого медицинского персонала оказывается затраченным не­эффективно, расход материалов приносит убыток.

Не все взрослые, нуждающиеся в оказании ортодонтической помощи, соглашаются пользоваться специальными внутриро-товыми аппаратами, особенно несъемными, в течение необ­ходимого, нередко длительного времени. Они предпочитают съемные аппараты, которые можно легко удалить из полости рта, чтобы не испытывать стеснения при общении с окружа­ющими, разговоре, приеме пищи. На всех этапах лечения следует избегать неприятных манипуляций.

Воздействия на пациента могут быть различными: разъяс­нение, убеждение, успокоение, одобрение, премедикация, обез­боливание. В случаях заболеваний нервной ситсемы лечение может быть начато после консультации психоневролога и его разре­шения на лечение.

Миотерапия

Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в., но как метод ортодонтической профи­лактики и лечения они были предложены Rogers в 1917 г. и нашли дальнейшее развитие в работах В. Ю. Курляндского (1957), А. И. Бетельмана (1965), Е. И. Гаврилова и Г. А. Туробовой (1965), Ф. Я. Хорошилкиной (1965), М. А. Нападова (1967), R. Frankel (1960), J. А. С. Dujzings (1960) и др. Функция мышц, окружающих зубные ряды, способствует нормальному разви­тию прикуса или нарушает его. С помощью специальной гим­настики достигают восстановления функции мышц и предуп­реждают развитие аномалий прикуса.

Психологическая подготовка и психотерапия - student2.ru


Рис.

19.1. Набор приспособлений для лечебной гимнастики.

Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятель­ным методом терапии, может предшествовать ортодонтическо-му лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предуп­реждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положи­тельных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными;

желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллектив­но (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упраж­нений возлагается на родителей или воспитателей и медицин­ский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами (рис. 19.1). К так называемым лабиальным аппаратам относят амортизатор Роджерса и Шане, пластинку-диск Фриеля, стабилизатор Ноя, активатор Дасса, интрабуккальные аппараты — вестибулярные пластинки Кра-уса, Хотца, Шварца, Шонхера и др. Имеются специальные упражнения для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть, мышц языка, а также мышц плечевого пояса.

Упражнения для круговой мышцы рта. Несмы­кание губ приводит к ряду функциональных нарушений с не­благоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям для трени­ровки круговой мышцы рта следует уделять особое внимание. Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно. К этому нужно приступать после того, как получено заключение ото­ларинголога о проходимости носовых ходов для воздушной струи. Чтобы убедиться в возможности носового дыхания, следует предложить ребенку набрать в рот воды и проверить, как долго он может держать ее, не проглатывая и не размыкая губ. При затрудненном носовом дыхании ребенок размыкает губы через 20—40 с. Можно приложить к ноздре кусочек ваты или полоску папиросной бумаги. Во время вдоха и прохождения воздушной струи через нос они прижимаются к ноздре, во время выдоха — отдаляются. Определить возможность носового дыхания можно также с помощью зеркала, поднесенного к носу. Оно запотевает при выдохе. Следует диагностировать возможность прохождения воздушной струи через правый и левый носовые ходы. Эти приемы позволяют наметить лечебные мероприятия и устано» вить, достаточно ли для самоустранения нарушений прикуса применить лечебную гимнастику или необходимы и другие ме­тоды лечения.

Иногда наблюдается гипертонус мышц, вплетающихся в круговую мышцу рта и имеющих радиальное направление. Это вызывает обнажение внутренней поверхности губ. Они кажутся массивными, ротовая щель удлиняется, верхняя губа припод­нимается и как бы укорачивается. При таких нарушениях на­значают следующие упражнения. Ребенок смыкает губы и на­дувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. Надувание воздуха под верхнюю губу рекомендуют при протрузии верхних передних зубов. Для развития круговой мышцы рта можно свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например подвешенный кусок ваты, перышко и т. п. Рекомендуют также прокладывать между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжимать губы. Бумагу удерживают губами 30—50 мин при выполнении домашних заданий или в то время, когда ребенок смотрит телевизор. Упражнение выполняют ежедневно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следу­ющие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнение с межгубным диском Фриэля. Диск помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 мин, а затем 3—5 мин.

Упражнение с активатором Дасса. Активатор изготав­ливают из ортодонтической проволоки диаметром 1—1,2 мм и пласт­массы. Отрезок проволоки длиной 25 см в середине изгибают в виде кольца, а на концах в виде треугольников перпендикулярно к плоскости кольца. Из самотвердеющей пластмассы моделируют площадки по форме губ. Ребенок удерживает активатор губами, оттягивая его большим пальцем за кольцо. Упражнение делают 2 раза в день по 5—20 раз.

Действие амортизатора Роджерса основано на том же принципе. Он представляет собой роторасширитель, на который на­девают резиновое кольцо. Сила сокращения круговой мышцы рта должна преодолевать силу сокращения резинового кольца.

Упражнение с пластинкой из пластмассы. Ребе­нок зажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение с ватными валиками. Это упражнение относится к числу логопедических. Небольшие ватные валики закла­дывают в область переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести несколько фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»), для чего требуется смыкание губ. В течение дня упражнение надо по­вторять неоднократно.

Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25— 30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2— 3 раза в день, повторяя его 10 раз.

Упражнение с вестибулярной пластинкой. С це­лью ортодонтического лечения дети вкладывают вестибулярную пла­стинку в рот на время сна. Днем пластинкой пользуются лишь при выполнении гимнастических упражнений. Цель упражнений — трени­ровка круговой мышцы рта, нормализация дыхания, исправление по­ложения языка, нижней челюсти, шейного отдела позвоночника и головы. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, большим пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами. Упражнение выполняют 2 раза в день по 5—15 раз.

Упражнение с металлическим диском. Упражнение показано при вредной привычке сосания, особенно большого пальца, нарушенной осанке, ротовом дыхании, дистальном прикусе. J. А. С. DuyzingspeKOMeHAyeT во вpeNЯ выполнения гимнастических уп­ражненийпользоваться серебряной монетой. Можно использовать также металлическийдиск диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Дляисправления осанки ребенок во время выполнения упражнения становится вплотную к углу, прикасаясь к нему пятками, ягодицамии лопатками; при этом взгляд должен быть направлен го­ризонтально вперед. Втаком положении ребенок сжимает губами ме­таллическийдиск. Смыкание губ обусловливает носовое дыхание, способствует выдвижениюнижней челюсти вперед, тренировке мышц околоротовой области, а также шейных и грудных мышц и изменению объема грудной клетки. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально.Если ребенок не может удержать его в таком положе­нии, то лечебная гимнастика неэффективна. Надо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Контролем может служить давление пальцем на диск снаружи и ощущение прикосновения к вестибулярной поверхности резцов при сомкнутых губах. В таком положении ребенок должен стоять от 30 с до 2 мин, т. е. до появления чувства утомления.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выпол­няют их сидяили стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. После освоения упражнения нижнюю челюсть удерживают в выдвинутом положении как можно дольше и упражнение повторяют до 10 раз. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя, когда голову слегка запрокидывают,ноги ставят на ширину плеч, руки отводят назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы не установятся впереди верхних.

Упражнениядля мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов а центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контро­лируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражне­ние можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок распо­лагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних пе­редних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодей­ствие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.

Упражнение «прикус ывание палочк и». На деревян­ную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами и удерживают в таком положении. Больной сжима­ет и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Упражнения для исправления аномалий положе­ния зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражне­ний.

1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка. Необ­ходим строгий контроль за выполнением этого упражнения и прекращением его после достижения нормального резцового перекрытия.

3. Комплексы гимнастических упражнений для устранения разно­видностей мезиального прикуса, рекомендованные Е. И. Гаври-ловым и Г. А. Туробовой. Их выполняют 2 раза в день по 8—10 мин. Начинают с ходьбы на месте в течение 2 мин. Затем следуют упражнения, нормализующие носовое дыхание и положение передних зубов, в том числе захватывание нижней губы верх­ними зубами и упражнения со шпателем, которые выполняют в течение 1—4 мин под контролем и при участии воспитателя или медицинского работника. Между зубными рядами помеща­ют шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением ниж­ней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза. Затем ребенок отодвигает нижнюю челюсть назад, одновременно перемещая кончик языка вверх и назад, открывает рот, поднимает кончик языка вверх и смещает его кзади. При медленном закрывании рта перемещает нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Челюсть удерживают в таком положении 5—8 с, затем следует пауза. Упражнение выполняют в течение 1—1,5 мин. Описанный комплекс упражнений нужно делать 2 раза в день по 8—10 мин.

При устранении мезиального прикуса, сопровождающегося выд­вижением нижней челюсти, лечебную гимнастику следует сочетать с сошлифовыванием нестершихся бугров временных зубов, назначени­ем шапочки с подбородочной пращой и внеротовой резиновой тягой и разобщением прикуса в переднем участке при помощи ортодонти-ческих приспособлений.

Упражнения для нормализации функции языка. Гимнастические упражнения для языка рекомендуют после хирурги­ческого рассечения его укороченной уздечки, а также для устранения вредных привычек сосания пальцев и различных предметов, норма­лизации неправильного глотания и произношения звуков. При полу­открытом рте ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губы, проводит языком от одного угла рта к другому, делает попытки достать языком перегородку носа, подбородок. Кроме того, проводит кончиком языка по небной и язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов и как бы пересчитывает их, проглаживает твердое и частично мягкое небо по средней линии, начиная от передних зубов, щелкает языком, для чего присасывает язык при сомкнутых губах к твердому небу и медленно открывает рот; упирается кончиком языка то в одну щеку, то в другую. Каждое упражнение делают ежедневно от 3 до 10 раз

Кроме перечисленных, рекомендуются упражнения для трениров­ки мышц переднего, среднего и заднего участков языка

Упражнения для мышц переднего участка языка.

1 На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5— 8 мм (можно нарезать такие кольца шириной 2 мм из резиновой детали пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных скла­док, зубы сжимает, губы не смыкает Рекомендуют проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно Следует терпеливо разъяснить ребен­ку задачу упражнения и достигнуть правильного положения языка. Упражнение повторяют в первый день 5—6 раз, на второй — 2 раза (утром и вечером) по 5—6 раз, в последующие — 3 раза в день по 10—12 раз.

2 То же резиновое кольцо пациент прижимает кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок Зубы и губы сжимает, кольцо удерживает в течение 5 мин В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин

3 Положение языка и резинового кольца то же Зубы сомкнуты. Больного обучают проглатыванию слюны с несомкнутыми гу­бами Упражнение выполняют 3 раза в день по 10 мин

4 Цоканье языком — подражание звуку ударов копыт лошади.

Выполняют 50—60 раз

После освоения этих упражнений приступают к тренировке мышц среднего участка языка

Упражнения для мышц среднего участка языка Наязык накладывают два резиновых кольца, одно на кончик, другое на се­редину Ребенок поднимает язык вверх и прижимает к своду неба, зубы сжимает, губы смыкает не полностью Не изменяя положения языка, трижды проглатывает слюну Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать пальпацией, приложив пальцы к щекам При неправильном глотании жевательные мышцы не напрягаются

Упражнения для мышц заднего участка языка.

1) зевание,

2) полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц и их массажу

Нормализация функции мышц языка предупреждает развитие зубочелюстных аномалий и способствует устойчивости достигнутых результатов лечения.

В сочетании с лечебной гимнастикой применяют массаж Посред­ством массажа области альвеолярного отростка и неправильно распо­ложенных зубов можно установить их в зубном ряду при наличии соответствующего места Регулярный массаж свода неба и давление на альвеолярный отросток и боковые зубы большими пальцами рук способствуют росту верхней челюсти, расширению ее зубного ряда и апикального базиса Массаж альвеолярного отростка в области рете-нированных зубов стимулирует их прорезывание

Массаж губ. 1. Вытягивают нижнюю губу и охватывают ею верхнюю.

2 Оттягивают нижнюю губу книзу так, чтобы получился хлопающий звук. Упражнение выполняют 3 раза в день, повторяя его 20—25 раз.

3 Оттягивают верхнюю губу

После освоения упражнений для губ громко произносят слова, содержащие звук «с», особенно при нечетком произношении шипящих звуков речи. Слова повторяют 10 раз в день. Массаж лица, шеи, груди в сочетании с лечебной гимнастикой облег­чает исправление положения головы и осанки.

Ортодонтическое лечение нередко сочетают с физиотера­певтическим. Перемещение зубов облегчается после вакуум-терапии (В. И. Кулаженко, Э. И. Пушкарь и др.).

Лечебная гимнастика и массаж для устране­ния нарушенной осанки. Деформации опорно-двига­тельного аппарата с учетом причин, их вызвавших, делят на следующие группы:

1) врожденные;

2) возникшие в связи с паралитическими изменениями в мышцах;

3) обусловленные неблагоприятной статической нагрузкой,

4) взаимосвязанные с хроническими дегенеративными про­цессами в суставах;

5) являющиеся следствием инфекционных заболеваний

Большинство деформаций вызывается не одной, а несколь­кими причинами.

Профилактика деформаций и устранение нефиксированных изменений позвоночника и конечностей путем лечебной гим­настики в начальном периоде заболевания имеет большое значение для предупреждения неблагоприятных последствий их формирования.

В результате длительного неправильного положения тела в мышечно-связочно-сухожильном аппарате могут возникнуть на­рушения. Имеется взаимосвязь между привычным неправиль­ным установлением туловища, плечевого пояса, деформация­ми позвоночника и аномалиями прикуса.

Устранение дефектов осанки необходимо для предупрежде­ния развития стойких изменений, общего улучшения здоровья Детей, подростков и взрослых. Оно достигается сравнительно простыми, а при деформациях позвоночника сложными тера­певтическими мероприятиями. Для их проведения больных направляют к ортопеду.

Система йоги — система лечебной гимнастики, пра­вильного питания, очищения тела путем ежедневного купания, воспитания самодисциплины, умения владеть собой. Эта система зарекомендовала себя на протяжении тысячелетии, но мало применялась в ортодонтической практике. Детям, подросткам и взрослым использование йоги показано в сочетании с ор-тодонтическим лечением, особенно при синуситах, бронхиаль­ной астме, нарушениях дыхания, глотания, пищеварения.

Ежедневные занятия йогой по 15—20 мин через 4—6 нед приводят к нормализации дыхания, смыканию губ, нормали­зации положения языка в покое, что значительно облегчает и ускоряет ортодонтическое лечение, особенно при резко выра­женных аномалиях прикуса. В периодах активного роста челю­стей таких больных лечат с помощью функционально-действу­ющих ортодонтических аппаратов.

Пранаямами называются специальные дыхательные упраж­нения. Существуют различные виды пранаям Хотя выполняют­ся они по-разному, в большинстве пранаям различают три фазы дыхательного цикла- речаку — вдох, пураку — выдох, кумб-хаку — задержку дыхания.

К П. Бутейко предложил методику лечебной гимнастики — сочетание тренирующих физических нагрузок и специальных дыхательных упражнений, увеличивающих длительность задер­живания дыхания на выдохе путем волевого ограничения ле­гочной вентиляции.

Нормальное дыхание характеризуется последовательностью:

вдох, выдох, пауза. Время каждой фазы индивидуально, регу­лируется реактивностью организма. Важно количество воздуха, прошедшего через легкие за 1 мин, т е. какова вентиляция легких. Основа методики — уменьшение каждого вдоха, амп­литуды дыхания, экскурсии грудной клетки Дыхание должно стать невидимым: пауза — основная фаза дыхания — отдых. Человек должен урежать вдохи и уменьшать объем вдыхаемого воздуха. Ослабление функции дыхания заключается в его замед­лении и поверхностности. Следует стремиться к максимальной паузе Ее длительность — показатель количества углекислоты в организме

Урежению дыхания способствуют сдавление грудной клет­ки, сон при положении на животе, лечебное голодание

Лечебное голодание повышает уровень углекислоты в орга­низме, а организм задерживает ее для синтеза.

Волевое сдерживание дыхания как метод лечения особенно показано при бронхиальной астме в начальном периоде забо­левания. При выраженном заболевании применение этой ме­тодики способствует уменьшению силы и тяжести приступов удушья и сокращению количества употребляемых медикамен­тозных средств. Однако лечение следует начинать лишь после обследования больного, уточнения диагноза, а также психоло­гической подготовки путем беседы с пациентом, объяснения сущности методики. Занятия по Бутейко успешно сочетают с ортодонтическим лечением

Наши рекомендации