В данном случае связь между человеком и животным была не глубока, собака не воспринимала человека как члена группы высокого ранга
Иерархические отношения в группе однопометников начинают устанавливаться с начала игрового периода, где-то в конце 1-го — начале 2-го месяца жизни. Собака в группе сразу оказывается в стае себе подобных и начинает жить по ее законам. Однако в связи с тем, что каждый из щенков был отнят от сверстников в месячном возрасте и достаточное время с другими собаками не контактировал, стайные инстинкты могут быть значительно трансформированы. Отдельные животные оказываются полностью не приспособлены к существованию в группе. Они, как правило, отличаются взрывным, агрессивным поведением как по отношению к кобелям, так и к сукам, не способны играть, адекватно реагировать на поведение других собак. Это уже серьезные нарушения психики, в питомниках обычно такие животные выбраковываются, частные владельцы испытывают с ними серьезные затруднения, вынуждены выгуливать их ночью, в наморднике и на крепком поводке.
На дрессировочных, площадках в учебных группах выделяются доминирующие особи, лидеры. Иерархия основывается на пробе сил и не всегда выявляется в драке. Поэтому иерархия в группе не обязательно прямая, линейная, когда лидером является сильнейший, а самым последним подчиненным — слабейший. У собак обычны отклонения от линейной иерархии, вызванные случайными причинами, в том числе и характерами их владельцев. Владелец, культивирующий и поддерживающий агрессивность своей собаки по отношению к другой, сам того не подозревая, содействует занятию собакой более высокого положения в группе, чем она могла бы добиться самостоятельно.
Провоцирование на агрессию по отношению к другим собакам собак отечественных служебных пород совершенно недопустимо.
В природной среде одичавшие собаки, волки на основе инстинкта стайности объединяются в группы, обычно связанные родственными отношениями. Внутри стаи существуют прочные привязанности друг к другу. Такая же привязанность возникает у собаки и по отношению к ухаживающему за ней человеку.
Привязанность к человеку у разных пород выражена в различной степени. Все мы знаем примеры глубочайшей преданности собаки своему владельцу.
Как правило, очень преданны владельцу собаки отечественных пород. Для них весьма тяжела смена хозяев, к новым людям они привыкают с трудом. Об этом должен помнить каждый, кто заводит кавказскую или среднеазиатскую овчарку. Но эти собаки независимы, свободолюбивы и скупы на выражение эмоций. Они не будут смотреть на любимого хозяина преданными глазами, как это делают пудели или английские сеттеры. Их преданность сдержанна и даже сурова. Иногда они могут показать клыки или цапнуть владельца. Но человеку, занявшему первое место в иерархии, человеку-лидеру эти собаки платят высшим проявлением преданности — готовность защищать его до конца.
Владелец и дрессировщик собаки, общаясь с животными, должен знать, что он сам становится членом группы и объектом внутригрупповых отношений, занимая на иерархической лестнице определенное место, причем место это должно быть только первым, местом лидера. Любое другое место для дрессировщика неприемлемо.
Примерно с периода завершения полового развития любая собака, а собака мужского пола особенно, пытается захватить лидерство в семье своего владельца, которая является для собаки не более чем группой животных своего вида. Учитывая силу и природную агрессивность собак отечественных пород, все члены семьи должны основательно подготовиться к этому периоду. Нельзя допустить агрессии у щенка по отношению к членам семьи, Любое проявление агрессивности должно пресекаться членом семьи, против которого она направлена, сразу же и без промедлений. Нельзя перепоручать это дело основному владельцу. Для того чтобы в глазах собаки член семьи доминировал, нанести ответный удар обязан именно он. Причем ответ должен быть достаточно сильным и продолжаться до прекращения попыток собаки атаковать. Агрессия прекратилась, и отношение человека к собаке должно стать ровным, спокойным и дружелюбным. Вспышка агрессии — и тут же следует мощный отпор. Собак маленького размера можно потрясти за шкирку, дернуть за ошейник. Крупным собакам этого недостаточно. Причем бессмысленно бежать в прихожую за плеткой или поводком, ведь это значит, что вы оставили территорию и позорно бежали. Возвращение с плеткой будет рассматриваться собакой как несправедливая агрессия со стороны человека. Ваши удары не будут восприняты как наказание за агрессивное поведение, собака станет защищаться и к добру это не приведет. Многие владельцы специально злят собак. Этого ни в коем случае нельзя делать. Злить собак должен опытный инструктор на дрессировочной площадке, но ни в коем случае не владелец. Не все члены семьи обладают достаточной моральной силой для установления своего доминирующего положения. Нежелательно, чтобы эти члены семьи оставались надолго один на один с собакой. Ведь здесь всякое может случиться. Крупная и сильная собака будет терпеть такого члена семьи как существо, значительно уступающее по иерархическому рангу, и может не позволить даже убрать плошку с недоеденной пищей, кость, или заменить подстилку.
На месте выгула автору довелось познакомиться с владельцем четырехмесячного щенка кавказской овчарки. Щенок весело играл с семимесячным эрделем, явно уступая ему в реактивности и подвижности. Вдруг в игру решила вмешаться мать эрделя — четырехлетняя сука. Она угрожающе нависла над холкой щенка-кавказца. И вдруг четырехмесячный кавказец преобразился: грозно зарычав и обнажив клыки, он бросился на собаку и вцепился ей в шею.
Когда разняли собак, владелец кавказской овчарки с тревогой в голосе произнес: «Не знаю, что и делать, все ничего-ничего и вдруг такие взрывы. Жена его побаивается, ей плошку с остатками еды у него не отобрать, так и стоит до моего прихода».
Рекомендация здесь одна. Взрывы агрессивности у четырехмесячного щенка надо предотвращать, переориентируя его внимание. Плошку с кормом хозяйка должна убрать сама, а если щенок при этом показывает зубы, прекратить это при помощи запрещающей команды, поданной строгим голосом, рывка, удара, любого другого сильного воздействия, заставляющего щенка утихомириться. Если не одержать над ним и над собой соответственно моральную победу в это время, то с годовалым питомцем это будет невозможно.
У многих собак очень выражен инстинкт наведения порядка внутри своей группы. Лидирующие животные обычно прекращают потасовки между членами стаи. Этот же инстинкт проявляется у собаки, если она живет в семье. Семейные ссоры не проходят мимо нее. Обычно собака выбирает сторону того, к кому больше привязана, начинает защищать его, и может быть агрессивной. Поэтому владельцы крупных и потенциально злобных собак, прежде чем ссориться, должны подумать, к каким непоправимым последствиям может привести эта ссора. Особенно опасны нежелательные связи, которые могут возникнуть у собак, выражающиеся в проявлении агрессивности к отдельным членам семьи, с точки зрения собаки занимающих низший ранг в иерархии.
Вот пример из жизни. Кобель ежедневно остается дома вместе со старушкой-бабушкой. Старушка не общается с собакой, относится к ней нейтрально, не очень одобряя появление животного в доме. Пес лежит на подстилке, страдая от скуки и недостатка движений. А перед глазами у него из комнаты на кухню и назад в комнату, шаркая ногами, ходит старушка. Раз прошла, два раза… десять. Постепенно накапливается раздражение. Наконец пес не выдерживает и цапает старушку за ногу. Вечером основной владелец берет плетку и задним числом наказывает собаку. Бесполезная затея, от такого наказания, неизвестно за что, развивается только злоба. В присутствии основного владельца никаких эксцессов не происходит, но когда старушка и собака остаются вдвоем, нападения повторяются все чаще и чаще. В конце концов, собаку передают в другие руки, к незнакомым людям. Но собака уже получила опыт, как надо расправляться с неприятными для нее людьми, и очень скоро окажет сопротивление новым владельцам. Одного крупного кобеля из-за агрессивности несколько раз передавали из рук в руки. Поначалу на новом месте он вел себя послушно, ласкался, выполнял команды курса общей дрессировки. Но попривыкнув, начинал пробовать силу своих челюстей на членах семьи владельца, выбирая в качестве первого объекта слабейшего. Наконец, когда основной владелец, уже имевший опыт общения с собаками, принялся за воспитание, он был жестоко покусан разбушевавшимся псом. Конец таких собак обычно бывает печальным.
Сложна проблема взаимоотношений собаки и детей. Известно множество примеров огромной привязанности собаки к детям — членам своей семьи. К чужим детям собака крупной служебной породы в лучшем случае относится нейтрально. Как правило, не любят детей собаки, живущие в бездетных семьях. Иногда причиной агрессивного отношения к детям является испуг, пережитый собакой в щенячьем возрасте. В одной бездетной семье жил 5-месячный щенок — сука. Она спокойно спала на подстилочке в задней комнате. Застекленная дверь в комнату была прикрыта. В это время в гости пришла приятельница хозяйки дома с маленьким ребенком. Мальчик, одетый в шубку и меховую шапочку, подошел к двери и стал рассматривать щенка через стекло. Он стоял у двери, царапая пальчиком стекло и переминаясь с ноги на ногу. Вдруг в комнате раздался какой-то шум. Оказалось, что проснувшийся щенок очень испугался странной фигуры, покачивающейся за дверью, вскочил, бросился к окну, прыгнул на стул и всем телом ударился об оконную раму. Конечно, щенка успокоили. Но всю дальнейшую жизнь собака враждебно относилась к детям. Благодаря действию инстинкта самосохранения, у каждого животного существует предел, ближе которого оно не подпускает к себе посторонних. Собаки отечественных служебных пород вообще не склонны к контакту с посторонними людьми. Поэтому владелец собаки должен четко знать величину этого предела, чтобы не допускать срывов. Нельзя разрешать незнакомым детям близко подходить и тем более гладить собаку. Ведь даже для добродушной взрослой собаки прикосновение чужого человека никакой радости не доставляет, оно ей неприятно. Любая собака попытается избежать неприятного ей контакта. И если при этом она ведет себя лояльно по отношению к незнакомцу, то сдерживает ее лишь тоненькая ниточка воспитательной дисциплины.
Иногда собака кусает ребенка — члена своей семьи с целью заставить его изменить поведение, т. е. ведет себя так, как вела бы себя по отношению к подчиненному члену стаи. В этом случае ребенок получает короткий, но ощутимый удар зубами. Собака не повторит укус, если ребенок отойдет и прекратит приставать к ней. Точно так же собака обращается с собственным щенком. В группе животных дисциплина насаждается жесткими методами. Правда, до таких решительных мер там дело обычно не доходит. Один взгляд, одно лишь слабое приподнимание губ ставят расшалившегося щенка на место. Ребенок же, к сожалению, этих сигналов не понимает, и собаке приходится идти на крайние меры.
Такой покус вовсе не означает, что собака злая и смертельно опасна для ребенка. Через пять минут она с удовольствием пойдет с ним на прогулку. Эти действия собаки — своеобразный язык, который собаковод обязан понимать, но понимает, к сожалению не всегда.
Заведя щенка и оказавшись в роли члена стаи, владелец обязан позаботиться об удовлетворении игровых, ориентировочно-исследовательских инстинктов своего питомца. Особенно велика потребность в играх и новизне впечатлений у молодых собак.
Внимательный владелец собаки всегда найдет время, чтобы поиграть с ней. Часто собака сама вызывает на игру своего владельца. Приносит ему свои игрушки и кладет на колени, голосом зовет в другую комнату, берет зубами руку и, тихонько сжимая ее, ведет к своему месту. А сколько удовольствия доставляют собаке игры в прятки, беготня за хозяином. Со временем все это проходит. Взрослые собаки уже почти не играют.
Чем животное становится старше, тем менее склонно оно жить в изменяющемся мире. Достигшая зрелости и пожилая собака не любит перемен, даже во время прогулок часто отказывается идти в непривычном направлении, на незнакомые участки. Зато на знакомой местности тщательно обследует все, изучая все изменения, которые произошли за время, прошедшее после предыдущей прогулки. Щенков и молодых собак необходимо постепенно знакомить с многообразием мира, показывая им и поле, и лес, и речку, приводить на новые, незнакомые улицы. Собак, живущих в городе, нужно постепенно знакомить с городским транспортом, электричкой на железной дороге.
Взрослую, ни разу не ездившую на трамвае крупную собаку невозможно туда затащить. Знакомить с трамваем лучше щенка с 3—4 месяцев. Сначала на трамвайном кольце научить входить в пустые вагоны и выходить из них. Затем можно проехать несколько остановок. Потом сделать поездку на трамвае на окраину города и хорошо погулять в ближайшем лесу или поле. Собака быстро поймет, что за поездкой на трамвае следует интересная прогулка, и с удовольствием будет ездить. Нельзя забывать и о громадной потребности в движении у молодых собак. Для длительных прогулок хорошо объединяться с другими собаководами, имеющими собак близкого возраста. В таких группах из 3—5 человек с собаками примерно одинаковых физических возможностей можно совершать настоящие походы. Именно здесь между животными будут устанавливаться естественные групповые отношения, укрепляться контакт с владельцами.
Многие собаководы скажут, что с собаками отечественных пород такие походы трудноосуществимы, но тем не менее чем раньше щенок оказывается в группе себе подобных, тем лучше. Невозможность существовать в группе того или иного животного говорит об упущенном времени для образования стойких внутригрупповых связей. Ведь собака — стайное животное, одиночный образ жизни для нее противоестествен.
Многие спросят, может быть, тогда правильнее бы было содержать двух или трех собак, начиная со щенячьего возраста. Собственно, так они и содержатся в сельской местности, при отарах, и там между ними складываются естественные стайные отношения. Содержать крупных разнополых собак в городе в одной квартире практически невозможно. На время пустовки суки кобеля нужно обязательно удалять. Содержание однополых животных в принципе допустимо, но имеет свои трудности. Поначалу, пока собаки еще не достигли взрослого состояния, кажется, что все хорошо. Они заняты друг другом, играют, возятся, у них прекрасный аппетит. Щенки веселы, подвижны и активны. Но со взрослением собак возникают проблемы взаимоотношений. Один щенок оказывается лидером, психологически он давит на второго. Возникают драки за первенство, и если второй щенок терпит постоянные поражения, то жизнь его становится невыносимой. В маленькой квартире никуда не уйдешь, и подчиненный щенок оказывается в состоянии постоянного нервного перенапряжения. Усиливает стресс и ревность собак по отношению к человеку. А владельцу приходится быть очень изобретательным, чтобы оказывать обоим животным одинаковое внимание. Между собаками идет постоянная молчаливая борьба за право первым приласкаться к человеку, сидеть рядом с ним, получать первым кусок лакомства. Даже на прогулках, на поводках собаки пытаются оттереть друг друга от ноги владельца, чтобы занять место рядом.
Подчиненная собака часто оказывается жертвой переориентированной реакции лидера. Вспоминается такой случай. В одной квартире жили две суки. Одна из них — крупная, довольно неуравновешенная по характеру собака служебной породы, другая — маленький фокстерьер, хотя и более старшая по возрасту, занимала подчиненное положение. Однажды собака служебной породы была повязана. Причем вязка была проведена не совсем точно по времени, сука во время вязки активно сопротивлялась и пришла в состояние крайнего возбуждения. Это состояние не прошло и по дороге домой. Отсутствовавшую в течение нескольких часов пустующую суку, радостно виляя обрубком хвоста, выбежала встречать фокстерьер. Реакция разъяренной первой суки была мгновенной. Она набросилась на фокса, серьезно его помяла, а потом, сняв раздражение, отправилась на место и легла, как ни в чем не бывало.
С переориентированной реакцией у собак приходится встречаться довольно часто. Вот собаковод ведет на поводке молодого кобеля кавказской овчарки. Навстречу им по другой стороне улицы шествует со своим владельцем боксер. Собаки видят друг друга каждый день во время прогулки только издали, но непосредственно в контакт друг с другом никогда не вступали. Их иерархическое положение по отношению друг к другу так и остается невыясненным. Обе собаки взвиваются на дыбы и яростно лают друг на друга. Владельцы подают запрещающую команду «Фу» и подтягивают своих собак за ошейники, продолжая движение вперед, тут же оба пса разворачиваются и кусают своих владельцев за бедра, Владельцы орут угрожающим голосом: «Фу! Рядом!» и расходятся в разные стороны. Укусы эти теоретически предназначались противнику, но до противника далеко, а нога хозяина рядом, можно вцепиться и в нее, сбросив, таким образом, нервное напряжение. Это примерно то же самое, что в раздражении стукнуть кулаком по столу.
Много неожиданностей для начинающих собаководов преподносит половое поведение кобелей. Ведь, как и волки, кобель метит своей мочой территорию, выдавливая хотя бы несколько капель на каждый встреченный столбик, угол дома, дерево или камень. В наших условиях — мы выгуливаем собак на общих выгулах, посещаемых другими собаками. Как кобель, так и сука внимательно изучают чужие метки, получая из них информацию о поле и состоянии прошедших, здесь животных. Кобели обязательно стараются перекрыть чужие метки собственной мочой. Иногда, находясь в гостях, особенно в доме собаководов, кобель пометит угол комнаты, входную дверь, ножку стола или ковер. Присутствие в квартире суки, у которой приближается время пустовки, также вызывает акт мочеиспускания у кобеля.
Неожиданным для начинающих собаководов является самопроизвольное проявление половых рефлексов кобелей; обнимательного, эрекции, имитации совокупления на посторонних предметах. Особенно привлекают кобелей для этой цели мягкие или меховые вещи, подушки, старые пальто, шубы. Иногда кобели делают садки на ногу владельца, на человека, одетого в меховую одежду, на ребенка в шубке, домашнюю кошку. Иногда и суки ведут себя подобным образом, особенно при приближении пустовки. Приходилось наблюдать кобелиное половое поведение у щенков-сук в период полового созревания.
Запахи человека также могут провоцировать половое по ведение собак. Часто такое поведение является выражением привязанности и связано с эмоциями удовольствия. Бывает, что половое поведение собаки сопровождается мелким и частым покусыванием объекта этих не очень приятных для человека действий.
Нужно отметить также, что проявление полового поведения кобелиного типа, имитация акта совокупления является одним из механизмов установления доминирования одной особи над другой. Еще в щенячьем возрасте претенденты на роль лидера опробуют этот прием при установлении иерархических отношений в группе.
Старшие по возрасту собаки, и сильные щенки дают решительный отпор нахалам. Собаки, позволяющие совершать над собой подобные акты, обычно занимают один из низших рангов во внутригрупповой иерархии. Независимо от пола собака может применить этот прием проверки иерархического ранга и к людям.
Владелец должен спокойно относиться к такому поведению своего питомца и, не впадая в панику, решительно прекращать его. Можно подать запрещающую команду «Фу», прекратить игру с собакой, в крайнем случае, увести ее в другую комнату. Бить при этом собаку бессмысленно.
Много неудобств представляют для владельцев собак так называемые тергоровые реакции (от латинского слова тегдого-тереться). Собаки имеют привычку вываливаться на падали, экскрементах и бегать после этой процедуры, распространяя ужаснейшие запахи. Тергоровая реакция имеет важное значение в жизни диких псовых. С ее помощью осуществляются самые разнообразные функции, начиная с сигнально-информационной (найдена падаль, бегите туда же), антипаразитической, парфюмерно-наркотической, кончая функцией обонятельной мимикрии (стремлением скрыть собственный запах). Отучить от этой привычки нельзя. Выход один — помыть животное.
Сигнальное поведение собак весьма разнообразно. Тут и виляние хвостом, и вздыбленная шерсть на загривке, и чуть приподнятые губы, обнажающие клыки, и положение ушей, и выражение глаз. Огромное значение имеют позы доминирования, подчинения, угрозы. Начинающий собаковод должен внимательно изучать этот своеобразный язык животных, по которому он может определить физическое и психическое состояние своего питомца, его потребности и желания. Для этого необходимо больше общаться с животными, наблюдать их. Наблюдательность помогает найти правильный подход к собаке и добиться успеха во время дрессировки.
Поведение собак всегда эмоционально окрашено. Эмоции собак нам хорошо понятны. Все мы знаем, как проявляются эмоции страха, боли, голода, сытости, радости, комфортности. Эти эмоции внешне отчетливо выражены в виде двигательных и поведенческих реакций. Что же касается внутренних ощущений животного, то о них можно только предполагать. Возможно, они во многом близки человеческим, так как управляются общими глубинными структурами мозга и имеют сходные биохимические характеристики. Очень возможно, что эмоциональное состояние радости, страха, ярости, комфортности, голода ощущаются человеком и собакой почти одинаково. С точки зрения физиологической значимости эмоции являются важнейшим аппаратом оценки потребности животного и возможности ее удовлетворения. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Они позволяют определить в самый короткий срок, полезно или вредно для животного воздействие того или иного фактора. Приносит ли этот фактор удовлетворение, комфортность или же он неприятен, вреден и от его воздействия, нужно уходить. Кроме того, эмоции являются механизмом разрядки нервного перенапряжения.
Поэтому эмоции собакам нужны, и их необходимо щадить. Нельзя постоянно пресекать проявления собачьих эмоций положительного характера. Вот усталый собаковод пришел с работы. Почти полсуток он не был дома. Собака радостно бросилась к человеку, виляет хвостом, сбивая стулья, встает на задние лапы, лижет человеку лицо. «Не мешай, пошла вон отсюда, — отталкивает человек радостно улыбающегося пса. — На место». Понуро опустив голову и хвост, собака бредет на свою подстилку, со вздохом сворачивается на ней клубком. Смотришь, уже вскоре исчез блеск в собачьих глазах, и шерсть потускнела, тихо и незаметно начинают подтачивать здоровье собаки неврозы. Вот почему так нужны нашим питомцам веселая беготня, прогулки, купания, взрывы положительных эмоций.
В то же время нужно осторожно рассеивать эмоции подавленности, страха, иногда возникающие у молодых животных.
Нельзя допускать, чтобы собакой постоянно овладевала скука, чтобы состояние сна, апатии, бесконечного лежания на подстилке становились привычными. Ведь у животного в неволе, да еще у одинокого животного, сытого и ухоженного, нет никаких побуждающих стимулов.
Вот тут-то и должна помочь дрессировка.
Отдрессировать собаку — значит сформировать ее поведение в направлении, выгодном для человека, выработать навыки, необходимые для того или иного вида работы, службы собаки.
Существуют различные методы дрессировки.
Механический метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействием — рывком поводка, ударом хлыста, нажимом на круп собаки и т. д. Механический метод — самый древний метод дрессировки, дошел к нам от укротителей диких зверей. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения некоторых приемов, но применять его можно только к собакам, обладающим сильной нервной системой. Главный недостаток этого метода состоит в том, что в результате применения сильных, неприятных для собаки раздражителей разрушается привязанность и доверие к дрессировщику, теряется заинтересованность в работе. Собака начинает работать по принуждению, как автомат, и все время стремится выйти, из-под воздействия дрессировщика. Пользуясь механическим методом, дрессировщик не должен допускать длительных болевых воздействий на собаку.
Вкусопоощрительный метод основан на пищевом раздражителе. Неустанным пропагандистом вкусопоощрительного метода был известный артист цирка В.Л. Дуров. Историко-культурное значение этого метода состоит в том, что он начал применяться В.Л. Дуровым в тот период, когда человечество осознало свою биологическую общность с животным миром и повело борьбу против жестокости в обращении с животными. С помощью вкусопоощрительного метода могут быть образованы многие навыки. При этом быстро устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой и легко образуется необходимый условный рефлекс. Однако метод не обеспечивает безотказности в работе и не эффективен при пониженной возбудимости пищевого центра мозга собаки. Сытая собака не заинтересована в работе. Работа только вкусопоощрительным методом требует отбора способных для дрессировки собак. Вся школа Дурова построена на жестком отборе пригодных для конкретного номера способных животных, на использовании естественных привычек животных. Из практики дрессировки служебных собак известно, что собак одинаково способных ко всем приемам общего курса дрессировки и спецслужбы не бывает. Да и далеко не все приемы, особенно спецслужб, можно отдрессировать при помощи вкусопоощрительного метода.
Основным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность его состоит в сочетании механического и поощрительного воздействий на собаку. Действуя механическими раздражителями умеренной силы, заставляют собаку принять то или иное положение, а лакомство используется в качестве поощрения для закрепления, выполненного действия. Контрастный метод, своеобразный метод «кнута и пряника», объединяет в себе положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов. При этом методе сохраняется заинтересованность собаки в работе, а контакт между дрессировщиком и собакой не только сохраняется, но и становится более прочным, достигается безотказность выполнения.
Используя контрастный метод Дрессировки, нужно избегать слишком частого чередования противоречивых воздействий на собаку. Подкрепляя лакомством в начале дрессировки, каждое правильное выполнение приема, дрессировщик затем начинает поощрять лакомством лишь лучшие достижения собаки, наиболее чистые выполнения приема. Выборочность положительных подкреплений, вероятность получить лакомство за хорошую работу повышают заинтересованность собаки.
Очень древним методом дрессировки является подражательный метод. Он широко используется при подготовке пастушьих, караульных собак, везде, где молодая собака может скопировать действия более опытной. Дикие животные приобретают многие сложные условные рефлексы и формы поведения, копируя действия старших, что вызвано подражательным безусловным рефлексом. Этот подражательный метод нужно использовать как вспомогательный. Дрессировщик должен позаботиться о том, чтобы его питомец наблюдал лишь примеры поведения собак, достойные подражания. Например, крайне нежелательно, чтобы молодая собака, ожидая своей очереди для прыжков через забор, видела упорное нежелание предыдущей собаки прыгать и связанное с этим механическое воздействие на нее.
Дрессировать собаку необходимо поэтапно, от простого к более сложному, постепенно наращивая требования и усложняя прием. Сначала прием выполняется в уединенном месте лишь вчерне. Любая правильная реакция собаки на команду подкрепляется лакомством, лаской. Ошибочные действия не подкрепляют. В последующей стадии созданный условный рефлекс закрепляют, достигают более четкого выполнения приема, образуют навык. Наконец в дальнейшем, в третьей стадии дрессировки, вводятся различные усложнения, отвлекающие раздражители. Воздействие дрессировщика на собаку усиливается с помощью более угрожающего тона команд, применения более сильных механических раздражителей. Последующей тренировкой и шлифовкой приема достигают окончательного закрепления навыка, доводят его выполнение до безотказности.
Хотелось бы сказать несколько слов о безотказности. Представители отечественных служебных пород — совсем не те собаки, от которых можно ожидать автоматической работы, превращения в бессловесного раба, безоговорочно выполняющего все прихоти дрессировщика.
Кавказские и среднеазиатские овчарки обладают независимым характером, огромным стремлением к свободе, самостоятельностью в поведении. Безоговорочное, автоматическое выполнение приемов общего курса дрессировки, каким могут похвастаться многие немецкие овчарки, совсем не в их духе. В критической ситуации кавказец или туркменский алабай скорее примет какое-либо самостоятельное решение, чем будет действовать по шаблону. Поэтому людям, которые хотят иметь абсолютно послушную и подчиняющуюся собаку, блистать на соревнованиях по ОКД, не следует заводить собак этих пород.
Многие черты поведения собаки формируются за счет приобретенного жизненного опыта, повторения жизненных ситуаций, обучения. В ряде случаев достаточно лишь один раз получить жизненный урок, чтобы след в поведении животного остался на длительное время. Здесь оказываются, задействованы нервные центры, связанные с важнейшими инстинктами жизнеобеспечения и самосохранения.
Так, бродячую собаку достаточно один раз покормить, чтобы она регулярно возвращалась на место, где получила пищу. Волк, удачно уйдя из-под выстрела охотника, в дальнейшем будет избегать человека с ружьем и относительно спокойно наблюдать за появлением безоружного. Менее значимые для жизни животного ситуации требуют для их запоминания большего числа повторений.
Приспособления к меняющимся условиям среды и обучения животного осуществляются благодаря условным рефлексам, учение о которых разработано И.П. Павловым, продолжено и развито его многочисленными учениками и последователями.
Напомним, что рефлексом (от латинского слова reflexus — отражение) называются ответные реакции организма животного на поступившие из внешней или внутренней среды раздражения, осуществляемые при помощи нервной системы.
И.П. Павлов выделил два типа рефлексов. Безусловные рефлексы — врожденные реакции на раздражители и условные рефлексы — реакции, вырабатывающиеся при помощи высших отделов центральной нервной системы в процессе индивидуальной жизни животного и исчезающие, когда перестают действовать условия, при которых они образовались.
Классическая выработка условного рефлекса ведет к образованию устойчивой связи между ранее значимым (безусловным) и ранее безразличным, нейтральным (условным) раздражителями, в результате чего животное начинает реагировать на последний так, как раньше отвечало бы на первый.
Для образования условных рефлексов очень важны механизмы памяти. Без запоминания сигналов, команд, обстановки, двигательных актов и сложных форм поведения невозможно осуществление условно-рефлекторных действий.
Процесс установления этой связи обычно требует нескольких повторений сочетания раздражителей, сопровождающихся каким-нибудь подкреплением.
Не будем подробно останавливаться на механизме образования условных рефлексов и возникающих при этом закономерностях, так как они подробно разбираются в учебниках по теории дрессировки.
Условные рефлексы не передаются по наследству из поколения в поколение, и в каждом поколении создаются заново. Обычно для того, чтобы образовался условный рефлекс, нужно несколько раз повторить сочетание условного и безусловного раздражителей. Но бывают случаи, когда условный рефлекс возникает мгновенно после единственного раза сочетания раздражителей.
Как правило, это связано с неприятными для животного раздражителями, часто угрожающими их комфортности или даже жизни.
Так, собака, побывавшая под автомобилем и чудом, избежавшая смерти, всю оставшуюся жизнь боится переходить улицы.
А вот дрессировщик ведет собаку на длинном поводке. Дрессировщик проходит по одну сторону телеграфного столба, а собака по другую. Дрессировщик применяет очень сильный раздражитель. Рывком поводка с силой втаскивает собаку на свою сторону, при этом собака ударяется мордой и шеей о столб. Буквально после двух-трех повторений собака научится обходить препятствие со стороны дрессировщика.
Но бывает, что сильный раздражитель вызывает быстрое образование условного рефлекса, не нужного дрессировщику, так называемую нежелательную связь.
Вот случай из жизни кавказской овчарки. Купленного в другом городе кобеля владелец везет поездом домой. Кобель сидит в купе, смотрит, как люди завтракают, и, естественно, клянчит кусочек. Подходит к столику, трогает лапой владельца, к которому уже успел немного привыкнуть. Владелец несколько раз подает запрещающую команду «Фу», но безуспешно. Тогда рассерженный владелец берет графин и плещет из него в морду собаки. Пес уходит и издали продолжает следить за людьми. Владелец доволен. Но как только владелец вновь тянется рукой к графину, чтобы налить себе воды, пес обнажает клыки и начинает грозно рычать на человека. Чтобы разрядить ситуацию, владелец собаки вынужден больше не трогать графин. В данном случае ответное поведение собаки сформировалось сразу, однако независимый характер кавказца и развитый инстинкт самозащиты внесли свои коррективы в поведение животного. Владелец добился, чтобы собака отошла от стола, но условный раздражитель (протягивание руки к графину) стал вызывать нежелательную для человека ответную реакцию животного. О возможности быстрого и незаметного для невнимательного дрессировщика установления нежелательных связей должен помнить каждый собаковод.
Величина условного рефлекса после его образования зависит от силы условного раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель — тем сильнее рефлекс.
Собаки отечественных служебных пород обладают крепкой нервной системой с высоким порогом раздражимости. Поэтому при работе с ними нужны громкие и четкие команды, сильные механические раздражители.
Однако существует предел силы условного раздражителя, превышение которого уменьшает силу условного рефлекса. Этот предел для каждого животного индивидуален и зависит от качества его нервной системы.
При образовании условного рефлекса очень важна биологическая значимость раздражителя и общее состояние животного. Так, у сытого животного образуются одни силовые взаимоотношения между раздражителями и рефлексом, у голодного — другие. Любой условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного. Поэтому ни одному действию, которое биологически чуждо животному и никогда естественным путем им не совершается, животное обучить нельзя.
Огромное значение имеют соотношения во времени между условными и безусловными раздражителями. Условный (индифферентный) раздражитель должен применяться несколько раньше или одновременно с безусловным. Так, при обучении собаки хождению рядом с дрессировщиком сначала должна подаваться команда «Рядом», затем в качестве безусловного раздражителя следует рывок поводком.
Начинающие дрессировщики часто вначале дергают собаку поводком в сторону движения, а затем подают команду «Рядом». В результате этой ошибки усвоение навыка хождения рядом надолго задерживается.
Индифферентный раздражитель (команда) должен быть действительно безразличным собаке и не вызывать у нее других связей.