По интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/

1 эмоциональный тон ощущения;

2 эмоциональный отклик;

3 настроение;

4 конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5 высшие эмоции — чувства.

1 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЯ — это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта.

Нам приятны запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятны запах гнили, скрежет тормозов.

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него.

Эмоциональный тон различных воздействий, скрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

2 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК— оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом.

Одним из видов эмоционального отклика является синтония— сопереживание эмоциональному состоянию других людей— важнейшее социальное качество человека.

3 НАСТРОЕНИЕ— (ситуативно обусловленное) устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания (усиливающее или ослабляющее психическую деятельность).

В отличие от чувств, настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.

по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией.

Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

А. стресс,

Б. аффект,

В. фрустрация

А. СТРЕСС— вызванное сверх сильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

В первой фазе стресса — фазе тревоги— осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru по интенсивности и длительности /по содержательному своеобразию/ - student2.ru У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вторая фазаобычно называется фазой резистенции(стабилизации), или максимально эффективной адаптации.

Однако если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает

Третья фаза— фаза истощения. Дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям...

Стресс как целостное явление должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма.

Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма.

Дистресс — негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

* Как правило, выделяют два основных вида стресса — физиологический и психологический.

Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула ни организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом).

Психический(психологический) стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения и требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат.

Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный.

Б. АФФЕКТ -(от лат. — душевное волнение, страсть) — это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект — эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В. ФРУСТРАЦИЯ— конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

/ Вариант: (вместо конфликтных эмоциональных состояний)

4 - ! СТРАСТЬ — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета /.

5 ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека. Чувства — это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.

ЧУВСТВА ДЕЛЯТСЯ НА НРАВСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

1 Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

2 Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение, человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями

Нравственные чувства— это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других.

3 Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

Наши рекомендации