РАБОТА 5. Реакция на желчные кислоты
На часовом стекле к 2 мл желчи добавьте 0,5 мл 10 % -го раствораглюкозы и 1 мл концентрированной серной кислоты. На месте слияния кислоты с желчью появляется осадок розового цвета желчных кислот, переходящего затем в красный и красно-фиолетовый цвет. Эту окраску дает оксиметилфурфурол, образующийся из фруктозы.
Выводы:____________________
РАБОТА 6. Влияние желчи на перистальтику кишечника
1. Подвергните лягушку эфирному наркозу.
2. Вскройте брюшную полость, найдите ампулообразное расширение прямой кишки, соедините её передний конец с писчиком.
3. Запишите кривую сокращений кишечника на кимографе. Не останавливая кимографа, нанесите на кишку 3-4 капли теплой (400С) желчи, продолжайте запись. Данные кимограммы вклейте в тетрадь и сделайте Выводы:___________________
|
Контрольные вопросы
1. Состав кишечного сока,желчи разных видов зверей и птиц.
2. Суточное количество желчи, кишечного сока разных видов зверей и птиц.
3. Условия действия ферментов кишечного сока.
4. Сущность пристеночного пищеварения.
5. Методика определения ферментативной активности кишечного сока.
6. Роль кишечного сока в пищеварении.
7. Что такое перистальтика?
8. Механизм нейро-гуморальной регуляции моторной функции кишечника.
9. Механизм всасывания.
10. Разновидности сокращения кишечника.
11.Значение желчных кислот.
12.Механизм образования и выведения желчи.
13.Желчные пигменты и их происхождение.
14.Барьерные функции печени.
15.Регуляция секреторной деятельности печени.
16.Роль желчи в пищеварении.
З А Н Я Т И Е № 7
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Основной жизнедеятельности организма является обменвеществ (метаболизм), складывающаяся из двух процессов – ассимиляции и диссимиляции.
Ассимиляция или анаболизм - процесс усвоения организмом питательных веществ, поступающих из внешней среды. Питательные вещества, поступив в организм, превращаются в его составные части. Питательные вещества ассимилируются и становятся белками, жирами и углеводами, присущими для данного организма, его строительными материалами и энергетическими ресурсами. Эти сложные биохимические превращения совершаются при участии многочисленных ферментов.
Диссимиляцияили катаболизм- процесс распада сложных органических веществ, сопровождающийся освобождением большого количества энергии. Процессы ассимиляции, тесно переплетаясь друг с другом, ведут к постоянному обновлению состава организма, что, конечно, требует и энергетического обеспечения. Обмен веществ и энергии лежит в основе очень важных свойств живого организма – изменчивости и наследственности.
Цель занятия:освоить метод непрямой калориметрии, научиться методике вычисления дыхательного коэффициента, рассчитывать энергетические затраты.
Материалы и оборудование:респирационные маски, мешок Дугласа, газовые часы, газоприемник, газоанализатор (аппарат Холдена).
РАБОТА 1. Определение дыхательного коэффициента (ДК)
|
Ход опыта. С помощью дыхательной маски и газового мешка собрать выдыхаемый теленком воздух в течение 3-5 мин. Собранный воздух пропустить через газовые часы. Измерить температуру воздуха возле газовых часов и барометрическое давление в момент проведения опыта. Взять пробу воздуха в газоприемник и проанализировать его на газоанализаторе ГХП-3М. проанализировать также воздух скотного двора, где проводился опыт. Привести объем выдыхаемого воздуха к нормальной величине (за нормальный принимается объем сухого газа при 0ºС и 760 мм рт.ст.) Вычислить дыхательный коэффициент и определить затраты энергии животного в течение суток.
Пример расчета. Возраст подопытного бычка 18мес., масса 350 кг. Пробы воздуха взяты в покое, продолжительность взятия проб -3 мин.
Температура во время опыта -20С
Барометрическое давление -750 мм рт.ст.
Объем выдыхаемого воздуха по газовым часам -176л
Состав воздуха (%) вдыхаемого выдыхаемого
02-20,7 -17,1
СО2-0,07 3,6
N2-79,23 79,3
1.Привести объем выдохнутого воздуха к нормальному, умножив на соответствующий поправочный коэффициент. В экспериментах для этой цели пользуются газометрическими таблицами, на практических занятиях коэффициент находят с помощью номограммы. В нашем случае (воздух влажный) величину 176л следует умножить на коэффициент 0,91, т.е. 176х0,91=160,2л.
Объем выдохнутого воздуха в 1 мин равен 160,2:3=53,4л
Количество СО2 в выдыхаемом воздухе: = 1,922 π
Количество СО2 в выдыхаемом воздухе4: = 0,037 π
Продуцировано СО2 за 1 мин: 10922 – 0,037 =1,885
Количество О2 в выдыхаемом воздухе: = 9,131 π
Количество О2 во вдыхаемом воздухе: = 11,053 π
Потреблено О2за мин: 11,053 – 9,131 = 1,922 π
3. Вычислить дыхательный коэффициент (СО2 / О2) свидетельствующий о характере окисляемых в организме веществ:
ДК = = 1,922
3. По показателям потребленного О2 и величине дыхательного коэффициента вычислить затраты энергии животным в килоджоулях в течение часа или суток, в расчете на массу тела, на 1 кг массы и т.д.
По таб.20 определить тепловой эквивалент 1 л потребленного кислорода при дыхательном коэффициенте 0,98 (тепловой эквивалент неодинаков при окислении разных питательных веществ). Он равен 21,027 кДж.
Вычислить энергетические траты животного:
за 1 минуту 21,027 х 1,922 = 40,414 кДж;
за 1 час 40,414 х 60 = 2424,84кДж;
за сутки 2424,84 х 24 = 58196,16кДж;
за сутки на 100 кг массы-58196 : 3,5 = 16627,47 кДж.
Таблица 20 - Калориметрический эквивалент 1л кислорода при разном дыхательном коэффициенте (ДК)
ДК | кДж | ДК | кДж | ДК | кДж |
0,71 0,72 0,73 0,74 0,75 0,76 0,77 0,78 0,79 0,80 | 19,636 19,686 19,736 19,791 19,841 19,896 19,946 19,996 20,050 20,101 | 0,81 0,82 0,83 0,84 0,85 0,86 0,87 0,88 0,89 0,90 | 20,151 20,201 20,256 20,306 20,360 20,411 20,461 20,515 20,566 20,616 | 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,96 0,97 0,98 0,99 1,00 | 20,666 20,716 20,766 20,821 20,871 20,921 20,976 21,027 21,076 21,131 |
1. Рассчитайте затраты энергии своего организма в сутки, пользуясь данными вышеприведенной таблицы и показателями из занятия №9.
Решение задачи:____________
2. Составьте примерный рацион питания своего организма, пользуясь нижеприведенной таблицей.
3. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4, при окислении 1г белка освобождается 4,1; 1г жиров-9,3; 1г углеводов-4,1 ккал.
Таблица 21- Содержание органических веществ в пищевых продуктах.
Наименование продукта | % содержания | Питательность в ккал на 100г | ||
Белки | Жиры | Углеводы | ||
Хлеб белый Молоко Мясо говядина Мясо баранина Сметана Масло Хлеб черный Рыба Капуста Морковь Яблоки Творог Каша рисовая Яйцо (1шт) Чай (2 ч.л. на 200 г) Кофе Сахар Картофель | 8,1 3,4 0,5 7,0 2,0 1,3 0,5 12,5 - - - 2,0 | 0,9 3,7 10,7 0,9 0,5 - - - - - - - | 4,5 - - 2,5 0,5 1,2 5,3 8,7 11,2 1,0 0,5 - - 99,9 |
Решение задачи: ______________
____________________________
4. Пользуясь таблицей для определения основного обмена по живой массе, росту и возрасту, определите уровень основного обмена своего организма. Запишите: ________________________________
Сопоставьте данные, полученные при решении задачи и полученные по таблице № 20:
Сделайте выводы: __