Йога кундалини упанишада
1. Свами Шивананда. Кундалини йога. — СПб., 1993. - С. 129.
2. Побуждения — Букв, «скрывающие», т. е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрываю щая извечно чистый Разум.
3. Движущийся —
4. Пробуждение Силы —
5. Лотосная, Алмазная — Опи сание последней отличает ее от обычной, состоящей в сиде нии на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной.
6. Кольцевитая — т. е. подобная свернувшей ся кольцами змее.
7. Продвижение Силы — Се/алей Ж.Ва ренн переводит как «укрепление», однако, судя по контек сту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти.
8. Сарасвати — другое имя сушумны , центрального тока тонкого тела. Три тока
чаще всего уподобля ются: ида — Ганге, пингала — Ямуне и су шумна — Сара свати, священной реке, по преданию, текущей под землей.
9. Движение Сарасвати — то же, что и 10 .Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини.
11. ...12 и 4 перстов... — т. е. 16 angula — мера дли ны, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см.
12. ...полутора часов... — 2 мухурты , '/30 часть дня или 48 мин.
13. Дрожь (?) — tana.В имеющихся словарях этого слова нет.
14. ...следует запереть в горле... — видимо, здесь ука зание на джаландхару бандху.
15. Правый ток — т. е. пингала.
16. Первоначальный звук —
17. Желчность — pliha,букв, «селезенка». Ж. Варенн толкует как «расширение селезенки».
18. Составная, Особая — sahita, kevala. SahitaЖ. Ва ренн переводит как «сложная».
19. По порядку:
20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka)— игра слов.
21. Дхану — dhanu,букв, «лук» — мера длины, равная 4 локтям.
22. ...воды... — ср. Шветашватара уп. 2.10.
23. Правый проток — Синоним пингалы, здесь: правая ноздря.
24. Вата-расстройство — Термин аюрведы, обозначающий один из видов нарушения равновесия орга-
низма, вызываемый излишком воздуха — одной из составляющих тела и, шире, характера.
25.Расстройство от червей — т. е. глистов.
26. Солнечное прободение —
27.Слизь — Флегма, мокрота, также термин аюрведы.
28.Огонь, питающий тело — пищеварительный огонь.
29.Дхату — семь основных элементов тела: жизнен ный сок (rasa), кровь (rakta), мясо , жир (medas), кости (asthi), костный мозг (majja), сперма (Sukra).
30.Победоносная —
31.Желчь — pliha.
32.Холодящая —
33. вместо
34.Воздух — «Очищающий», эпитет огня; так же свежий ветер.
35.Воздух — anila.
36.Благой ток — brahma nadl. Синоним сушумны.
37.Три узла — granthi. См. Словарь.
38.Мехи — bhastri.
39. Перечисленыи
40.Апана — одно из пяти дыханий в теле, проявляе мое выдохом.
41.Местопребывание огня — манипура чакра в сол нечном сплетении.
42.Прана — дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом.
43.См. прим. 35.
44.Ваджрасана — см. прим. 5.
45.Утолщение — Место, откуда исходят три тока тонкого тела. См. «Анатомия» тонкого тела (по всту пительной статье).
46. Пащчимотана — другое название позы хатха йоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцы ног руками, наклоняют туловище и голову к коленям.
47.Движение Сарасвати описано в ст. 9-18.
48.Местопребывание дыхания — т. е. праны. В аюр- веде область праны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где область Воздуха помещается между сердцем и межбровьем.
49.Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот и нижеследующие ст. 70-72 передают идею о
постоянном стекании нектара из верхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении его там. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи и перевернутые позы.
50. В некоторых системах чакр инду чакру располага ют выше аджня чакры, в лобной области.
51. Восемь природных элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Особость
52. Тонкое тело — в тексте ativahika, букв, «обгоняю щий ветер», синоним linga sarlra.
53. ...личность со Вселенной... —
54. Признак — также название тонкого тела.
55. Сам всепронизывающий —
56....с Неделимым... ~ т.е. с запредельным состоя нием сознания.
57. Корневой клубень —
58. Узел Брахмана — brahma granthi.
59.Царь змей — кундалини.
60. Прекращение — имеется в виду прекращение обус ловленного бытия, т. е. Освобождение
61. Соединение — melana, также «встреча», «слияние», «союз», «общение».
62. ...конца времен... — букв, «упадка юг». См. Словарь.
63. Писание — Этот отрывок обыгрывает два зна чения словаSastra — «писание» и «орудие», «инструмент».
64.Зовется — читаем ucyate вместо acyutam. Возмож но, текст искажен.
65. Власть Индры — т. е. высшая власть. Индра в индуизме считается царем богов.
66. Семя - blja.
67. Небесные странницы — т. е. птицы.
68. Из девяти звуков составленную сому... — Сома — напиток бессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время так назывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома — также луна, находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз. Девять звуков — это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше. Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham.
69. Небесная странница — она же перелетная пти ца — душа.
70. ...до плеча... — букв, «до конечности».
71. Благое отверстие — brahmarandhra.
72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы — об убийстве богом Индрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры.
73. Семя — blja.
74. Каранъяса — индуистский обряд соотнесения бо жеств или явлений с определенными частями тела касани ем рук и произнесением соответствующих мантр (см. так же Хамса г/и.).
75. ...тринадцатью... — неясное место. Возможно, имеются в виду индуистские боги.
76. ...три года... — возможно чтение «три сезона».
77. Хорошо сосредоточенный — mathanam,букв, «хо рошо взбивающий» или «пахтающий».
78. Средоточие — mathana,букв, «взбивание», «пахта- ние». Неявная ссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами для добывания амриты. Также название процесса добывания священного огня трением.
79. Повторение мантры ~ japa.
80. Удобная поза —
81. Глубокий сон ребенка — здесь парадоксальное, но не просто некое поэтическое сравнение. Сосредоточенное состояние похоже на ненарушимый и спокойный сон ре бенка своей естественностью и ненапряженностью. Другие тексты (см. напр. Хатха йога прадипика 4.48) также указы вают, что результатом кхечари мудры является состояние йога нидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцах мирового змея Шешу и как бы грезящего мир.
82. ...звучание... — т. е. выполнение кхечари мудры сопровождается звуком
83. Вселенная — букв, «яйцо Брахмана».
84. См. прим. 73.
85. Каждая буква бидж обозначает то или иное боже ственное проявление. Например, в бидже hrim haозначает Шиву, га — Природу та — Великую Майю , носовой резонанс — Мать вселенной, а бинду — Разрушителя скорби.
86. Благодетель — Одно из имен Шивы.
87.Утверждение — sthiri.
88.Точка — bindu.
89. Счастливый нимб — синоним сахасрары.
90. Мироздание ~ «Яйцо Брахмана», Все ленная.
91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головы ближе к затылку. Считается, что эта точка
является переходной между проявленным и непроявленным мирами.
92....кормчего... — в тексте, видимо, описка: вместо
93. Побуждения -
94. Полнозвучие — последняя из четырех ста дий рождения звука.
95. Горняя — букв, «стоящий на вершине».
96. Он я — so'ham.
97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, выс шее божество), а с выдохом — ham, сокращенное от aham — «я».
98. Светородное — taijasa.Энергия.
99. Сиятельный, Золотой зародыш, Владыка — viraj,
100. Ограничения — Понятие, ставшее очень важным в веданте. Упадхи — это ограничения и определе ния, которые мешают познать Брахмана как единственную действительность.
101. Кит — символ скрытой в глубинах мощи.
102. Марево — Иллюзия.
103. Расстройство и текучесть —
104. ...в горшке... — намек на плотское тело, часто сравниваемое с горшком.
105. Свободный при жизни — jlvanmukta.
106. ОМ ТАТ CAT - «ОМ - То Сущее» - священ ное возглашение индуизма.
Дхьянабинду упанишада
1. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 160.
2. Сравнение сосредоточенного мышления со стрель бой из лука — очень древний общеиндийский образ. Ср. напр. Дхаммапада 3.33: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую, трудно сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу».
3. Точка созерцания - Санскритское bindu имеет несколько значений, из которых основные — «капля» и «точка». Выбор того или иного значения опре деляется контекстом и потому весьма зависит от традиции, авторитета или понимания субъекта. Название Амрита- бинду у п. мы переводим как «Капля бессмертия», ибо
значит еще и напиток бессмертия, нектар. В переводе Дхья набинду у п. предпочтительно, по нашему мнению, значе ние «точка», ибо одно из ключевых теоретических положе-
нии упанишады — что точка, означающая носовой резонанс, и есть тот начальный и завершающий звук слога ОМ, то высшее состояние, которого должен достигнуть йогин.
4.Данное успокаивающее чтение (или наставление) — обращение к Всевышнему учителя и ученика.
5. Грех — papa. Ж. Варенн предполагает, что здесь речь идет не о карме, накопленной в предшествующих жизнях, а о зле, совершенном человеком в этой жизни.
6. Йоджана — мера длины около 16 км.
7. Слог (ОМ) — aksara — букв, «неиссякаемый», «не разрушимый», «целый».
8. Точка гудения — В письме деванагари слог ОМ изображается в виде гласного О, увенчанного полумесяцем и точкой, указывающей носовой Н вышеупо мянутого гласного.
9. Слово — Вероятно, имеется в виду brahman, благое слово, часто выступающее как синоним Вед.
10. То Высшее — синоним Атмана-Брахмана.
11. Подлинное — — букв, «нефальшивое», «незамазанное», т. е. лишенное всякого качества и, следо вательно, ограничения.
12. Знающий Благо — brahmavid.
13. Положение, что Атман по отношению к человеку одновременно внутренний и внешний, присущий и запре дельный, имманентный и трансцендентный.
14. Чающие Избавления — производное от moksa.
15. В брахманическом ритуале используются различ ные возглашения (ОМ — одно из них). В шлоках 8-11 речь идет о трех
считающихся обозначением Земли (bhSr), Пространства , Неба и соответству ющих Огню, Воздуху, Свету, Трем Ведам и пр.
16. Пранава — звук ОМ, который в действительности состоит из трех фонем: А, У, М. Звук О образуется слия нием (samdhi) А и У.
17. Теперь звук ОМ рассматривается как совокупность трех «космических свойств»
— саттва, раджас, тамас, — символизируемых тремя цветами; но обычно активность, энергия, страстность (rajas) — второе свойство, а не первое, как в этой шлоке, и считается красным, а не желтым.
18. Относительно восьми членов, стоп (или местопре бываний) и т. д. среди комментаторов нет единства. Воз-
можно, восемь членов — это пять проявленных знаками-звуками частей пранава (А, У, М, полумесяц, точка-бинду) и три непроявленных — Четыре стопы, согласно Манду къе у п., это четыре стадии познания — вайшванара, тпайджаса, праджня и Четвертое (сам Атман). Три состояния — это бодрствование, сон со снами и сон без снов. Пять божеств в зависимости от принадлежности текста к вишнуистской или шиваистской ветви индуизма могут весьма различаться.
19. Перекличка с Мундака уп. 2.4: «Взяв великое ору жие — лук упанишад, наложи на него стрелу, заостренную почитанием. Натянув (тетиву) мыслью о Владыке, знай, дорогой, что цель — этот Непреходящий. Пранава — лук, Атман — стрела, Брахманом зовут эту цель».
20.Три мира — Земля, Пространство (или Атмосфе ра), Небо.
21. Краткий — несомненно, речь идет о различии меж ду составными элементами ОМ, краткими А и У и долгим дифтонгом, полученным их слиянием (О).
22. Несказанная вершина — т. е. точка над О, обозначающая носовой М, в самом прямом смысле слова «несказанная», ибо ее нельзя произнести, сказать.
23....мерой в большой палец... — здесь ОМ отожде ствляется с Атманом, подобным светильнику в сердце, ко торый есть не что иное как Господь в форме Пуруши, т. е. отдельной души, согласно Ведам, размером с большой палец.
24. Рудра — другое имя Шивы.
25. Здесь перечислены стадии пранайамы и их соответ ствия: наполнение т. е. вдох, задержка (kumbhaka, что примерно значит «кубок», «горшок»), опустошение (геев вместо более употребительного названия для выдоха recaka).
26. Дощечка — Речь идет о кусочках дерева для добывания огня трением, используемых в ведийском ри туале.
27.Лебедь — Этимологически ближе русское «гусь» (ср. нем. gans, лат. anser). Образ индивидуальной души (скорее джива, нежели Атман), странствующей из тела в тело в кругу перевоплощений (см. вступительную ста тью, а также Хамса у п.).
28. ...установление... — pada означает одновременно «стопа», «место» (положение, пребывание) и «положение уче ния» (здесь — сокровенное, тайное). После своего растворения мысль уже находится в Небе Вишну (или у его стоп).
29. Светило — Солнце.
30. Пламя — vahni — букв, «везущий», «возносящий» (имеется в виду: жертву богам — огонь).
3\.Васудева — сын Васудевы, патронимическое имя Кришны, воплощение Вишну.
32. Шриватса и Каустубха — знаки или атрибуты Вишну. Шриватса — «счастливый знак Тельца», особый завиток волос на груди Вишну-Кришны, священный сим вол вишнуизма. Каустубха — камень, некогда добытый богами и асурами среди других сокровищ при пахтании Океана.
33. ...на цветок льна похожего — насы щенно-синий цвет кожи — отличительная черта Вишну и Кришны.
34. Наполнение —
35. Задержка (дыхания) — kumbhaka.
36. Опустошение — recaka.
37. Целитель — также «добрый», «дружествен ный», «целебный».
38. Объяснения, даваемые этим трем тройкам, различ ны, но три состояния, несомненно, — бодрствование, сон со снами и забытье, три буквы — А, У, М, составляющие слог ОМ, а «три с половиной» — символическая мера Вселен ной и тела йогина.
39. Обычная формула упанишад, в которой Веда, ско рее, не собрание самхит, а Ведение, Знание.
40. Исчезающе-тихий звук точки — т. е. точки (bindu) над ОМ, отмечающей резонанс конечной согласной. На прашивающийся более простой перевод «затихающий» в данном случае исказил бы идею о неслышном, но все же всегда звучащем звуке.
41. Повторение ст. 18.
42. Область бессмертия -
43. Сдерживание дыхания — здесь используется тер мин вместо более распространенного
44. Неподпитывание (чувств) -
45. Шесть членов йоги — список членов или этапов йоги соответствует приведенному в Майтри уп. 6.18. В отличие от классической йоги Патанджали, йама и нийама здесь, ви димо, являются только подготовкой к йоге как таковой.
46. siddha, bhadra. padma.
47.(Коренная) опора — в тексте сокращенное от
48. Свадхиштхана, судя также по шлоке 48, отожде ствляется в данной упанишаде с мужским половым органом.
49. Лонная область - Эта чакра, редко упоминаемая в йогических текстах, видимо, отождествля ется с женскими половыми органами.
50. Признак — linga. Фаллический знак Шивы, исполь зуемый во многих изображениях, служащих для сосредо точения (yantra).
51. Огонь — по-видимому, имеется в виду Основной (или Корневой) Огонь
который, пробужден ный дыханием, поднимается с ним через центры (cakra) тонкого тела до макушки.
52. ...уд... — т. е. Свадхиштхана отождествляется с половыми органами.
53. Круглая чакра — в данном случае — манипура, а не мандала чакра, по представлению некото рых школ находящаяся выше аджня чакры и имеющая форму звука, nada. Манипура чаще располагается в над чревной области.
54. Полная драгоценностей — от (драгоценность) и рига (наполнение).
55. ...в Великом колесе... — т.е. чакре. Переводим буквально, чтобы сохранить образное сравнение. По наи более распространенной традиции, 12 спиц (или лепест ков) имеет анахата, располагающаяся в области сердца.
56. Здесь речь идет о с исходящими из него Местоположение точно не определено. Некоторые источники уточняют, что это образование находится на девять пальцев выше половых органов.
57... .упомянуто... — Намек на то, что от древнего, верного и подробного знания о всех токах тела осталось только знание об этих десяти. Также здесь можно видеть указание на принадлежность этой идеи традиции, отличной от ведийской
58. Все имена женского рода, ибо санскритское обо значающее токи или каналы тонкого тела, — женского рода.
59. Луна — soma.
60. Примерные значения пяти ветров в порядке пере числения: Змей, Черепаха, Куропатка (или Перец), Бого данный, Завоевывающий добро (или богатство).
61. (Душа) живая — jiva.
62. ...мечется... — гак как она связана дыханием, ко торое данный отрывок считает более важным, чем заслуги и прегрешения, накопленные в течение жизни (см. ст. 1).
63. Неповторяемая — игра слов вокруг другого на звания мантры Лебедя или Гуся (ХАМ-СА) — ajapa,букв, «неповторяемая», «нечитаемая», ибо она — всего лишь не отчетливый звук дыхания.
64. Молитва —
65. Обитель Блага — Одновременно Небо и затылочное отверстие.
66. Высочайшая Владычица — Одно из имен Дурги, шакти, пребывающей в человеке в виде свернутой (Кольцевитой) силы.
67. Соединение — yoga.
68. Кундалини, божественная энергия, как ключ, откры вает врата Освобождения, здесь, по-видимому, отождеств ляемые с брахмарандхрой, имеющей другое название да- самадвара — «десятая дверь».
69. Молитвенно — . Жест дара, приношения (ср. — «шкатулка»), который Ж. Варенн толкует как анджали — жест почитания или приветствия; обычно же в падмасане руки покоятся на коленях.
70. ...полного удержания... — вероятно, сколь возможно долгого.
71. Влага, рожденная усилием — т. е. пот.
72. Целомудренный — brahmacari.
73. От клубня... — См. прим. 56.
74. Корневой замок — bandha— «связ ка», которой йогин «связывает» или замыкает ту или иную часть тела, тем самым перенаправляя энергетические токи.
75. Промежность — yoni.
76. Поднимающим, или воспаряющим, этот замок назван потому, что поднимает энергию.
77. Облачная влага — nabho jalam.Вероятно, синоним амриты, истекающей из тысяче лепесткового лотоса.
78.Замок Петленосца — зна чит «сети», «силки», «тенета», поэтому эпитет джаландха- ра может относиться или к Яме, богу смерти, или к Варуне, богу вод. В некоторых древних произведениях джаланд- хара этимологизируется как «держащий влагу» (из jala — «вода»), что ближе к смыслу данного отрывка.
79. ...запиранию слуха... — так как сознание «рассеива ется» действием чувств, собирание и «запирание» их в нем позволяет овладеть сверхчувственным восприятием. Неяв ная ссылка на одну из 84 сверхъестественных сил (siddhi).
80. Молозиво — Амрита, продуцируемая в го лове (иногда считают: в анахата чакре"). Когда приоб щенный способен пить ее, он обретает бессмертие.
81. Пещера черепа — за небом, во впадине, где сообща ются носовые полости, горло и рот.
82. Печать Небесной странницы —
83.Игра слов вокруг значений kha — пространство внешнее, а также пространство Пещеры черепа.
84.Распространенное верование в брахманизме: лю бое испускание спермы сокращает жизнь, и, стало быть, удержать — или даже вернуть — свою сперму значит по бедить смерть.
85. Небесная печать — Синоним кхеча- ри мудра.
86.Лонная печать — Несмотря на свое название (yoni — «лоно», «матка»), этот прием произво дится мужчиной, а не партнершей.
87.Семя — bindu.
88.Высочайшее тело — Неразруши мая форма сверхъестественной красоты, объединяющая в себе свойство мужского и женского тел.
89. ...кровь... — всосанная из матки партнерши благо даря Лонной Печати.
90. Великая печать —
91. Отверстие в лоне — расположенное не посредственно над сочленением пениса. Вероятно, имеется в виду лонная щель.
92....к изгнанию (из общины)... — изгнанными из общины (т. е. потерявшими свое место в обществе) счита ются по дхармашастрам: «ворующий золото, пьющий вино, осквернитель ложа учителя и кто общается с ними» (см. также Махавакья у п.).
93. ...к правде — dharma — т. е. к соблюдению соот ветствующего Истине поведения и выполнению религиоз ных установлений.
94.Обожание (Бога) — bhakti.
95. Бандхука (или бандхура) — цветок Pentapets phoenicea.
96. Индракопа — indrakopa(букв, «гнев Индры»), на секомое желтого цвета.
97. Четвертое — состояние, запредельное трем состоя ниям, испытываемым человеком в своей жизни (бодрст вование, сон со сновидениями, глубокий сон), ибо личность растворяется в нем, и Атман соединяется с Брахманом.
98. Вероятно, потому что овладение всюду присутствую щем дыханием (прана) позволяет йогину ввести его в лю бое тело.
99. ...превзойдено... — парадокс текста: Четвертое со стояние по традиции считается наивысшим.
100. Великие врата — вход сушумны (см. шлоку 66 и прим. к ней).
101. Неколебимый — acyuta.Брахман.
102. ...семян... — у каждого дыхания есть выражаю щий его слог-семя (bija).
103. Солнце - Интересно совпадение биджи РАМ (в тексте РА) и имени бога Солнца в древнем Египте.
104. См. прим. 95.
105. Видимо, в тексте говорится о сочетании джаланд- хара бандхи, заключающейся в прижатии подбородка к груди и уничтожающей «сонм болезней слуха» (см. ст. 78), и мула бандхи.
...закрыв слух... — в тексте - «ухо». При упражнении слушания внутреннего звука (нада йоги) пальцами, в частности, закрывают уши.
Признак — Можно понимать двояко: как указа-
ние на то, что йогин должен делать либо мула бандху, сосредотачиваясь намуладхаре, в которой находится лингам, либо ваджроли мудру.
106. Звук - Гудение, гул, производимый подъе мом соединенного с огнем дыхания в сушумне.
107. Вина — старинный струнный музыкальный инст румент с богатыми резонансными возможностями.
108. Воздушное отверстие — vyoma-randhra.Отвер стие, расположенное вверху лотоса сердца; через него су- шумна проходит к верхней, высшей чакре.
109. ...четырех врат... — см. ст. 94.
110. Посредине двойного лука — т. е. в межбровье.
111. Отверстия Брахмана ~ мн. ч. \\2.Муж -
113. Особое — kaivalya.Состояние обособленности, являющееся высшей целью йоги Патанджали, но в тант-рийских текстах ставшее определением единства (а также союза и даже соития) Богини
со своим Божественным Супругом.
Амритабинду упанишада
1. Перед Амритабинду — одна из разновидностей шанти патха
представляющей собой рас-
пространенную мантру, составленную из двух стихов гимна Ригведы «Всебогам» (1.89.6, 8). Для ознакомления с ее
звучанием и содержанием приводим транскрипцию и вольный перевод, или, точнее, переложение (в тексте).
Но даже переложение, «раскрытое» переведенными именами богов, не способно передать всей совокупности логического, мифологического и психологического смыслов этой молитвы, вызывающих у включенного в индийскую традицию человека необходимое настроение.
2. Дивные —
3. ...проникающий невредимым через (звездное?) ко лесо — здесь описательно переданы два имени-эпитета Гаруды, царя птиц В мифе о похищении амриты Гаруда, уменьшившись, проскальзывает между ост рыми спицами вращающегося колеса, преграждающего до ступ к амрите. Б.Л. Смирнов переводит эпитет
как «тот, чья ось невредима».
4. Владыка молитвы — Брихаспати.
5. Бессмертие — Также напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании небесно го Океана.
6. Ум — manas,ощущающая и рассудочная сфера со знания, низшая по сравнению с buddhi (разум, совесть, убеж дение, наитие), также мыслительный орган (мозг) и его деятельность.
7. Толкователи разъясняют, что нечистый ум — это тот, который направлен на чувственные объекты, правящие им. Чистый и лишенный желаний ум, прежде всего, лишен вож деления, привязанности к предметам, явлениям и благам этого мира, а не нестерпимого желания знания, о котором часто говорится как о необходимом условии вступления на путь йоги.
8. Пока ум занят внешним, он — создатель путаниц, а личность — раб текущего, круговорота превращений и пе ревоплощений ; очищенный же ум устремляется к Избавлению.
9. ...по преданью — букв, «запомненное», свод религиозных текстов индуизма, не входящих в sruti («ус лышанное», или, пользуясь более привычным понятием, «вдохновленное»), собственно ведийский канон.
10. Намек на остановку (nirodha) мысли в духе йоги Патанджали или растворение ума (manolaya), давшее на звание лайа йоге.
11. Сердце — местопребывание чистого сознания. В йогических упанишадах (см. Дхьянабинду уп. 93 след.) встречается такой образ: из сердца, как из лотоса, расхо дятся лепестки мысленных побуждений, которые нужно свернуть, заключить в нем (заключительным выводом).
12. То — tat. Одно из определений в целом неопреде лимого Блага (Брахмана), Высшей Действительности, Аб солюта в отличие от этого мира очевидного.
13. Следует прекращать — nirodhavyam.Производ ные от глагола nirudh также в ст. 4, 10. В Йога сутре Па танджали йога определяется как yoga citta vrtti nirodha («Йога — вихрей мыслей прекращение (или заключе ние)»).
14. Созерцание — размышление, медитация — прием, присущий всем учениям индуизма, но имеющий осо бое значение в йоге. В стихе можно видеть указание на то, что дхьяна — это даже не созерцание мысленных явлений. Так как о самадхи упанишада не упоминает, то в данном тексте она мыслится как заключительная ступень знания.
15. Правила — пуауа.Здесь имеется в виду не нъяя, одна из шести ортодоксальных школ индийской филосо фии, а вообще логические правила, рассуждения и доказа тельства. Здесь утверждается, что они бесполезны и что только йога может привести к Избавлению.
16. ...достигается Благо — brahma. Возможно «обер- тональное» понимание: становится «Благом».
17. Средоточие звуком — очевидно, имеется в виду звук ОМ (средоточие в данном случае — йога).
18. ...в беззвучии высшем... — уже в ведийской об рядности мысленное, т. е. беззвучное, повторение мантры считалось более действенным и мощным , нежели произне сенное во весь голос или шепотом. Высшее беззвучие так же можно истолковать как отсутствие постоянной «мыс ленной болтовни» на разные темы, что прекращается со средоточением только на слоге ОМ.
19. Возможно, в этом стихе содержится скрытое возра жение против «неистинных» или «неестественных»
(nistikd) учений, особенно буддизма, отрицающих существование Атмана и объявляющих целью достижение несуществования.
20. То Благо — я сам - Одна из основ индийского миропонимания — тождество и единство Аб солютного и индивидуальной души, микро- и макрокосмо са, выраженная в древнейших упанишадах в «великих из речениях» tattvamasi (To — ты есть) и (Я есмь Благо). Узнать что-либо — значит осуществить это в себе, отождествиться с этим.
21. Часто выражаемое парадоксом определение высо чайшей пользы из отрицательных характеристик, обычное для ведантистских произведений. О Брахмане можно ска зать только,что он «не то, не то» (nei, neti).
22. Сам — Сущность человека, проявляется множеством состояний, явлений, предметов, но не затраги вается ими, оставаясь единым. Атман неизменен и тожде ственен самому себе в трех состояниях сознания.