Йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами

Источники и течения йоги

1. См. напр. Парамедицина. — М., 1971.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология? — М., 1993. —С. 22.

3. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. —М., 1995. - С. 15.

4. См. напр, серию работ О.Н. Трубачева по теме Indoarika в «Вопросах языкознания»; Сафронов В.Я. Индоевропейские прародины. — Горький , 1989; Шилов Ю. Прародина ариев. — Киев, 1995 и др.

5. Трубачев О.Н. К прародине ариев // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3. - С. 9.

6. ЩетенкоА.Я. Первобытный Индостан. — Л., 1979. —С. 102, 132 и др.

7. Разброс мнений велик: как правило, индийские ученые отодвигают эту дату далеко в прошлое (от 7 тыс. лет до н.э.), а западные «омоложают» до 2-1,5 тыс. лет до н.э.Существует и точка зрения, согласно которой Индийский треугольник и есть арийская прародина.

8. Whiller, M. The Indus civilisation. Cambridge, 1960. P. 51.

9. Алексеев В.П. Антропологический состав населения древней Индии // Индия в древности. — М., 1964; Sharma, R.S. Looking for the Arians. Madras, 1995. P. 70-71.

10. Пер. М. Петровых.

11. Альдебиль М.Ф. — Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб., 1991. - С. 146.

12. Агапуа также значит «даль».

13. Worthington, V. A History of Yoga. London, 1982. P. 10.

14. Ригведа 8.19.5.

15. Ригведа 8.27.20.

16. Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. — М., 1991. — С. 151.

17. A systematic course of ancient tantric techniqes of yoga and kriya. Munger, 1981. P. 102.

18. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 146.

19. Эти «нигилистические» направления йоги имеют много общего в терминологии с Йога сутрой: например, в джайна йоге — ахимса, апартраха, брахмачарья, дхьяна,самьяма и пр.

20. См. напр. Eliade, M., Varenn, J. и др.

21.Nine principal upanishads. Translated by Swami Kriyananda Saraswati. Munger, 1985. P. 242.

22.Мюллер М. Шесть систем индийской философии. - М., 1995. - С. 282.

23. Традиция приписывания текстов йоги древним учителям действует в Индии и ныне: так, свали Ниранджана-нанда называет создателем довольно позднего текста Хатха йога прадипика того же Патанджали.

24. Пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого.

25. Классическая йога. — М., 1992. — С. 143.

26. Философия йога. Лекции, читанные в Нью-Йорке зимою 1895-6 г. о Раджа йоге и подчинении внутренней природы и афоризмы Патанджали с комментариями / Пер. с англ. Я. Попова. — Сосница, 1911; Классическая йога / Пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. — М., 1992.

27. Dasgupta, S. A history of Indian philosophy. V. 2. 1968. P. 231.

28. Напр, в восхвалении Ушас, Сарасвати, Адити и др. женских божеств. См. Ригведа. Мандалы I-IV. — М. 1989.

29. Артур Авалон, например, считал «Волну блажен ства» (anahda lahari) одним из старейших тантрийских тек стов и относил его ко времени, не очень отдаленному от

времени жизни знаменитого ведантиста Шанкары (VIII в.), который комментировал ее.

30. Классическая йога. - М, 1992. - С. 124.

31. Хотя использование средств йоги для лечения, не сомненно, было, но было даже не третьестепенным и не очень частым. Столь популярному ныне терапевтическо му применению она обязана, видимо, потребностям англий ских колонизаторов.

32. Там же.

33. Eliade, M. La technique du yoga. Paris,1975; Patanjali et le Yoga. Paris, 1969; Varenn, J. Upanishads du Yoga. Paris, 1975; Subramanyam, N.S. Encyclopedia of the Upanishads. Delhi, 1985.

Мировозрение

1. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. — М., 1956. С. 17.

2. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995. - С. 111.

З.Катхауп. 2.2.10-12.

4. См. напр. Varenn, J. Upanishads du Yoga. Paris, 1975.

5. Kamxayn., 1.3.3-4.

6. Чхандогьяуп., 3.14.2.

7. Тарковский А. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. — М, 1991. — С. 327.

8. Вольное переложение Б.В. Мартынова.

9. Saundarya lahari of Shri Shankaracarya. Madras, 1987. P. 27.

10. cm. Dasgupta, S. A history of indian philosophy. V. 2. P. 259.

11. Niranjanananda Swami. Prana, pranayama and prana vidya. Munger, 1994.

12. Чхандогьяуп., 5.1.8-12.

13. См. Чхандогьяуп., 3.13; Прашнауп., 3.3-7.

14. Майтри уп., 2.6.

«Анатомия» тонкого тела

1. В некоторых писаниях канду помещают на расстоя нии 9 пальцев выше половых органов, что примерно соот- вествует пупочной области.

2. В этой связи представляет интерес древнерусское кудъ (колдовствоА откуда происходит слово кудесник.

3. Пер. Т.Я. Елизаренковой и В.Н. Топорова. См. Ели- заренковаТ.Я., Топоров В.Н. К структуре АВ Х.2: опыт

толкования в свете ведийской антропологии // Литература и культура древней и средневековой Индии. — М, 1987. — С. 45.

4. Интересно, что еще одно место, где в названиях рек имеется часть nad, — это Карпаты и Прикарпатье. О.Н. Тру- бачев считает это одним из лингвистических доказательств пребывания там ариев до их расселения (Трубачев, 1991: 150,151).

5. Там же.

6. Есть и другое отождествление, видимо, связанное с местной традицией: сушумна — Ганга, ида — Ямуна и пин- гала — Сарасвати (см. Dasgupta.V. P. 354).

7. См. напр. Shyam Sundar Goswami. Layayoga. London, 1980.

8. Там же, р. 13.

Некоторые особенности упанишад йоги

1. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 163.

2. См. напр. Дхьянабинду уп. 42; Йогататтва уп. 29.

УПАНИШАДЫ

Сарва упанишада

1. Запутанность — bandha.

2. Избавление — moksa.

3. Неведение — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

4. Ведение — vidya.

5. Состояния бодрствования, снов, забытья и Четвер тое — соответственно йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru , svapna, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru turiya.

6. Душа — jiva.

7. Полезнатец — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Поле в данном случае — тело, которое производит плоды действий.

8. Очевидец — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

9. Горний — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

10. Внутренний вождь — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Представляется, что этот перевод точнее передает этимологию (antar, внут ренний,

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru ведущий) и смысл этого понятия, чем об щепринятое «внутренний руководитель».

11. Внутренняя сущность — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

12. Высочайший Самый — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

13. Сам - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

14. Марево — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

15. Самовладыка — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

16. Четыре и десять органов — это четыре «внутрен них» органа — ум (manes), разум (buddhi), память (citta) и особенность

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru , пять органов восприятия (соот ветствующие слуху, зрению, осязанию, вкусу и запаху) и пять органов действия (руки, ноги, язык, половые органы и органы выделения).

17. Звук и прочее — т. е. предметы, воспринимаемые пятью чувствами.

18. См. прим. 15.

19. Сознательность — caitanya.

20. Шесть оболочек — Свами Мадхавананда из Мис сии Рамакришны толкует это как кожа, кости, мясо, кровь, костный мозг, нервы. Однако более традиционно — семь составляющих физическое тело: пять перечисленных, а вместо нервов — жир и сперма.

21. 14 видов ветров — это пять главных пран в теле:

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru пять подпран йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru kurma, krkara, devadatta, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — и четыре менее известных: vairambhana, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru , pradyota, prakrta. Это силы, управляющие различными функциями и видоизменениями тела.

22....в их собственной причине... — т. е. в знании Брахмана.

23. ...обусловленный... — согласно комментарию — ограничениями йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

24. Существо — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

25. Обладает — т. е. знает.

26. Основания — dharma.

27. Признаковое тело — lingo йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Одно из назва ний тонкого тела йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru I.

28. См. прим. 8.

29. См. прим. 10.

30. Здесь и далее проявления Атмана рассматривают ся в соответствии с частями великого изречения Веданты tat tvam asi (To — есть Ты) из Чхандогьи уп.

31. Пятивидное творение — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru . Название про явленного мира, состоящего из пяти элементов: простран ства, воздуха, огня, воды и земли.

32. Четырехвидная материя — вышеперечисленные Истина, Знание, Бесконечное и Блаженство.

33. Материальные цели — традиция объясняет их как пространство, время, основа и цель.

34. Чреватое — vatnl, букв, «беременное», — т. е. по тенциальное, несущее в себе семена всех действий и произ водящее Вселенную.

35. Когда изменчивая Майа понята как имеющая в основе неизменного Брахмана, она становится несуществующей.

Ишавасья упанишада

1. Полное То, полное это — Ишавасья и другие упа- нишады, принадлежащие к Белой Яджурведе, предваряют ся и заключаются Шанти мантрой (примерный перевод — «Успокаивающая мантра»), выражающей идею целостнос ти и неразрывности всего сущего. В техническом языке Веданты слова «То» и «это» имеют особые значения. «Это» (idam) обозначает проявленный мир, «То» (adah) — за предельный, непроявленный Брахман. Ради сохранения внутренней рифмы мантры при переводе произведена не большая перестановка ее частей, тем более, что в санскрите порядок слов в принципе свободный.

2. Владыка — is а часто оставляется без перевода и индийскими комментаторами, хотя, как правило, они схо дятся на том, что это слово имеет более персонифициро ванный оттенок, чем Атман или Брахман. Возьмем на себя смелость предположить, что следами этого древнего индо- арийского слова являются в русском языке увеличитель ные суффиксы -ища, -ище; почетная прибавка к отчеству -ич, бывшая знаком отличия высших слоев российского об щества вплоть до середины XIX в.; зафиксированное в ис точниках имя Иша, а также наиболее выродившиеся в про сторечии до иронии слово «ишь!» в конструкциях типа «ишь, какой хитрый (храбрый, сильный и пр.)!».

3. ...покровом объято... — согласно следующим Шан- каре комментариям, словом «покров» здесь обозначается мир, качественные изменения Природы в противополож ность Богу. Слово «объято» выражает мысль, что Влады ка и запределен, и имеет свойства.

4. Все — sarvam. В индийской философии обозначает Вселенную.

5. ...довольствуйсяже отречением... — традиция ут верждает, что этот стих относится к долгу санъясина. От речение является средством Самосуществования, коим до стигается изначально свойственное каждому блаженство. От санъясина требуется довольство самим отречением в противоположность мирским людям, довольствующимся удовлетворением желаний. Думается, это очень важное практическое указание, ибо многие вступившие на путь совершенства понимают отречение как разрыв всех связей и отказ от всех действий. Но такой насильственный и болезненный разрыв, не сопровождаемый радостью отречения, ведет к срыву и обратному результату.

6. ...не след домогаться какого-либо богатства — другой язык бессилен передать «мерцающие» в сознании знающего санскрит смыслы этой части стиха. Из-за много значности ведийских слов и близости их звучаний возможна такая сопутствующая цепочка значений: «не следует жад но потеть-волноваться сверканием добра».

...какого-либо... — перевод А.Я. Сыркина «чужого» расходится с традиционным и, как представляется, снижает высочайшую философскую идею до уровня этического запрета «не воруй».

7. Делающий дела только здесь... — по Шанкаре, пер вое полустишье относится к тем, кто не способен к полно му отречению и погружению в Самого (Атмана) и потому должен почитать Его правильным трудом, которым можно достичь очищения ума и тем самым — заключительного знания.

Здесь — обычное обозначение этого мира, в отличие от иного.

Дела — по Шарвананде, имеются в виду, прежде всего, священные обязанности домохозяина, в частности агнихот-ра (поддержание священного огня), но также и все бескорыстные труды.

8. Сто лет — полный срок человеческой жизни, со гласно Ведам.

9. Согласно некоторым комментаторам, второе полу стишье относится к пути действия без желания плодов, разработанного впоследствии Бхагавадгитой.

...не липнет — па... lipyate.

10. Буйные — as игу а (от глагола as — «быть»). В Ве дах асуры еще не абсолютно отрицательные сверхсущества, но, согласно комментаторам, отличаются привязанностью к чувственным наслаждениям.

И. Слепою покрытые тьмой... (см. также ст. 9 и 12) — имеется в виду тьма неведения в противоположность свету, даруемому Самоосуществлением, познанием Атмана.

12. Самоубийцы — определение говорит не столько об убивших тело, сколько о тех, кто погубил Самого — сущность человека, Атмана. Такие духовные самоубийцы после смерти, согласно комментаторам, получают дурное воплощение.

13. Дивные — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — Шанкара истолковывает как «чув ства». Такому толкованию следуют и многие позднейшие комментаторы.

14. ...ускользает... —

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru . Другое значение слова— « негибнущее».

15. Матерый — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Имя-эпитет Огня или Вет ра, этимологии которого сильно разнятся в зависимости от принимаемой основы и деления слова: «(сын) матери-со баки», вероятно, с астральной символикой, или от индоев ропейского йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — обозначение куска дерева или до бывания жертвенного огня с символикой соития. (Этим переводом сделана попытка совместить оба смысла с мак симальным приближением к звучанию ведийского слова.) Толкователи считают, что это имя обозначает здесь косми ческую энергию — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru или йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

16. Возлияние — apas(ср. ар — «вода»). Часто тол куется как карма, или дела людей.

17. Вся эта мантра толкуется в том смысле, что Атман- Брахман одновременно имеет свойства йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru и не имеет

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru , он выше понимания умом и чувствами и являет ся начальной первопричиной и конечной целью всех деяний.

18. Сочетание противоположных проявлений в описа нии Высшей Сущности имеет целью уничтожить трудно преодолимую разделенность проявленного мира и привес ти к целостности понимания. Этот стих еще раз указывает, что Брахман одновременно со свойствами йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru и бес свойственен йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

19. В ст. 6—7 говорится о достигшем Самого (Атмана) и описывается его психологическое состояние, на которое не влияют изменения системы «тело-сознание».

20. Свами Сатьянанда рассматривает эту мантру как описание переживания высочайшего состояния сознания, или Атмана, в самадхи, но, следуя Шанкаре, выделяет, в основном, негативные характеристики типа «не то, не то» (neti, neti). Сторонники паринамавады — теории действи тельного, а не мнимого возникновения мира из Брахма на — характеризуют последнего как позитивное, наделен ное качествами и всеохватывающее йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru начало, отрицательные характеристики которого показывают от сутствие в Брахмане несовершенств, конечности и частич ности, а не полноту его проявления и пр. Непредвзятый подход к тексту позволяет видеть в данном отрывке нерас члененность позитивных и негативных аспектов Высшей Сущности.

21. ...словно... — ive. В некоторых комментариях, сле дующих Шанкаре, это слово не выделяется.

22. Неведомое, ведомое — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Некоторые ком ментаторы полагают, что йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru значит здесь теоретическое знание о Брахмане, полученное изучением. Сатьянанда Каулачарья считает, что йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru здесь —

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru знание божеств и обрядов, а йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — карма, дела человеческие.

23. ...мудрых... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Ведийское dhlraвклю чает в свое семантическое поле и понятия «сдержанный», «постоянный».

24. Бессмертие — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru . Все комментаторы сходятся на том, что бессмертие — это познание или, что то же са мое, осуществление Брахмана.

25. Согласно Шанкаре, неявленное йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — это prakrli или йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru несознательная первопричина Вселенной в состоянии равновесия перед творением, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru же оз начает йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru (золотое яйцо или золотой зародыш), первое проявление Брахмана. Оно известно и под други ми именами: brahma, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru и пр. Майя, игра или магия Брахмана, вызывает Его первое проявление йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru в начале цикла, которое приводит во вращение всю Вселенную.

26.Шанкара говорит, что результат почитания йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru или йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — достижение восьми йогических сил, а почитания

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru или йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru (отождествляемой с Природой) — растворение в природе (которое Вивекананда считал величайшей опасностью для йо-гина).

27. Интересно толкование этого стиха Уватачарьей. Он считает, что «явленное» йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru означает здесь Брахма на, причину всех творений, а «исчезновение» йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru разрушимое тело. В целом, его понимание таково: йогин, знающий как Брахмана, так и тело, достигает бессмертия знанием Брахмана, преодолев смерть трудами, совершае мыми телом, которое само — производное знания. (См. Шарвананда, с. 19.)

28. ...золотой чашей... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Перевод А.Я. Сыркина «золотым диском», как представляется, не сколько уплощает поразительную объемность и глубину это го выражения: в ведийском мировоззрении мир скорее сфе- ричен, нежели линеен. В слове йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru звуковое созвучие намекает на слово йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — «марево», «иллюзия», «магия».

29.Во многих ведийских упанишадах советуется раз мышлять о Брахмане в солнце, сердце и глазе, ибо с этими

местами ассоциируется особое проявление божественной славы.

30. То — ты — tattvam. Последователи веданты, почи тающие эту упанишаду как одну из главнейших, понимают это слово как tat + tvant,выражая этим идею тождественно сти Запредельного и личного, идею единства мира, лишь воображаемого множественным. В эпосе слово tattvam обо значает «То состояние», т. е. составной элемент мирозда ния по аналогии с саттва (от sat — «сущее»).

31. Пышный — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru (от— йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru «питаться», «процве тать», «расти», «пухнуть») — одно из имен-синонимов бо жества-производителя, покровителя стад и дорог, несущего также и солярные функции. К Пушану в Ригведе обраще но восемь гимнов, по большей части в VI мандале. Даянан- да Сарасвати переводит его имя как «Питающий», Б.Л. Смирнов — как «Кормилец».

32.Единичный -- интересно сопоставить ведийское слово йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru с производными от греч. «монарший» (eka — один). Перевод А.Я. Сыркина — «единственный риши». Традиционные комментаторы понимают это слово как «единственный (небесный) конь» или его имя собственное. Возможна связь с сюжетом, по которому Белая Яджурведа была поведана Яджнявалкье солнцем, явившимся в виде коня, что также, видимо, имеет астральную символику.

33. ...Солнце, Претворите ля сын... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Ср. в «Повести временных лет»: «Солнце, цесарь, сын Сва-рогов, еже есть Даждьбог».

34. ...распространи... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru В позднейшей веданте теория вьюх (распространений, эманации) стала использо ваться для объяснения создания запредельным Брахма ном проявленного мира.

35....Первый сей — я — purusah so 'ham.Из обширно го смыслового поля ведийского йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru для русского пере вода выбрано значение, совмещающее в себе идею первен ства, главенства (отриг — «идти впереди», «опережать», «возглавлять») с частичной этимологической связью и со звучием, как кажется, отраженными в древнерусском име ни божества Перун, а также в английском и французском титуле «пэр». Обозначает мужское начало, ставшее в санк- хье и основанной на ее теории йоге Патанджали определе нием чистого сознания, близкого к христианскому поня тию «дух». So'ham — одна из наиболее известных мантр, постоянное произнесение и осмысление которой ведет к снятию разделенности объекта и субъекта.

36. Т. е. после сожжения тела на кремационном кост ре оно рассеивается в пространстве. Ср.: «Пепел будет тело наше, и дух излиется яко мяк<о>к аер и пройдет живот наш яко стопы облака» («Премудрости Соломона», 2.3, из рукописной библии Геннадия, 1499 г.).

37. Вершитель (krato),помни свершенное (krtam)— Сатьянанда Каулачарья считает всю вторую строку сан- калъпой. Sankalpa(волевая установка, решение) — один из технических приемов йоги, особенно йога нидры. Цель данной санкальпы — перенос сознания через забвение смер ти к лучшему воплощению, а в идеале — к отсутствию таковых (ср. Бхагавадгита 8.6). Krata многими коммен таторами понимается как «ум».

38.Огонь — agne.Эта мантра точно соответствует пер вому стиху гимна Ригведы, обращенному к Агни (1.189). Ею умирающий (или окружающие его) обращаются к Огню как Девате, которому приносятся жертвы с самого рожде ния и который доставляет жертвы Высшему Владыке, Иш- варе.

39....добрым путем... — supatha.Имеется в виду йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru стезя богов (или, иначе, йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru дорога света) в отличие от йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru стези предков (или йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru , дымной дороги, дороги темноты).

Рай — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Древнее русское слово «рай» (если не связывать его исключительно с христианским мировоззрением) достаточно совпадает с ведийским по звучанию, значениям и контексту последних стихов упанишады. Чаще ray а переводится как «богатство», но такой перевод как бы противоречит содержанию первой мантры (впрочем, древнеиндийская мудрость успешно согласует противоречия).

40. Уклоняющий грех — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru В словаре Моньер-Вильямса слово йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru понимается как синони мическое название луны (от глагола hvri — «склонять», «сгибать»). Это значение представляется точнее, полнее и глубже смысла распространенного перевода «совращаю щий» или «обманчивый», так как приемом дхвани намека ет на представление упанишад, что уходящие из этого мира путем предков идут к луне, которая удерживает малознаю щих и заставляет их родиться вновь (см. напр. Каушита- ки уп. 1.2).

Йога таттва упанишада

1. Могучий — санскритское saha в данном тексте значит «вместе» (оба), но так как есть и значения «сильный»,

«могучий», то этот обертональный и неявно сопутствующий смысл здесь введен в перевод как бы в скобках, как эпитет Высшей Силы.

2. ...приобщенным... — йогинам, в данном случае тем, кто приступил к упражнениям йоги.

3. По традиционным представлениям, знание является наилучшим очистителем от самых страшных грехов.

4. Великий Йогин, Великое Бытие, Великий Пыл — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Титул Великий Йогин чаще употребляется по отношению к Шиве. Слово tapas — «горение», «жар», «пыл» — содержит в себе идею, что йо-гическая аскеза в полной мере доступна лишь «пламенным», а не «теплым».

5. Первейший — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

6. Великий Прародитель — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Обычный эпи тет бога-творца в индуизме — Брахмана.

7. Восемь членов — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Одно из названий восьми- ступенной йоги Патанджали.

8. Чувств Властитель — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Один из эпитетов Вишну.

9. Существа — jiva,«живое». Чаще переводится как «душа», однако такой перевод слишком «христианизиру ет» санскритское понятие, придавая ему несвойственный для индийского мировоззрения смысловой оттенок.

10. Избавление — muktika.

11.Mapeeo — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru «Магия» явлений, скрывающая истинную природу вещей.

12. Образ ладьи, лодки, на которой пересекают поток смерти (или даже ряда смертей), ведет свое начало от ве дийских текстов, где, например, жертва сравнивалась с чел ном, лодкой, везущей к обители бессмертия.

13. Особое — kaivalya, также «обособленное», «исклю чительное» — состояние полной отрешенности не только от внешнего, но и от внутреннего «психического» мира, являющееся высшей целью йоги Патанджали.

14. Здесь явно выражен отказ от брахманической тра диции.

Писания — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

15. Одна из часто повторяемых идей упанишад: Абсо лютное Благо (Брахман) не выразимо определениями: какое бы определение Атмана-Брахмана ни предлагалось, следует отвечать «не то, не то» (neti, neti), ибо всякое оп ределение, воистину, определяет, т. е. налагает пределы на Беспредельное.

16. Озаренные — sura— «бог». Более позднее произ водное от asura, в послеведийское время ставшее обозна чением демона.

17. ...ясная... объяснима... — здесь с помощью игры слов выделяется идея, что только Сам (Атман) может знать и охватить самого себя: ни боги (как бы высоки они ни были по положению), ни еще более высокие Писания — все же не Атман.

18. Утверждение, что джива может быть заключена в мире явлений, как птица в клетке, как бы противоречащее идее тождества ее с Брахманом, вызывает здесь вопрос во ображаемого собеседника (или ученика), на которое сле дует объяснение.

19. ...взволновалось, как вода... — сравнение первона чального непроявленного и невозмутимого сознания со спокойным прозрачным Океаном довольно часто встреча ется в брахманических и буддистских текстах. Ветер не ведения или кармы покрывает ее поверхность рябью, вол нением, которое не дает видеть глубину. В самом начале развертывания Вселенной Нараяна (Мировая Душа) пла вает в водах, как золотое яйцо.

20. Самоопределение — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru то же, что и йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru буквально «создающее Я».

21. Пять великих элементов йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — Зем ля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство.

22. ...из сгустка... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Нечто шарообразное, так же пища, еда. Ж. Варенн переводит «из яйца».

23. ...из свойств... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

24.Составляющие — dhatu.Согласно разным шко лам философии и аюрведы, существует три или семь дха- ту тела: 1) желчь, слизь, ветер; 2) жизненный сок, кровь, мясо (мышцы), жир, кости, костный мозг, сперма.

25. Представление — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

26. Высочайший Самый — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru . Здесь мы на ходим положение, являющееся одной из основ Веданты: отдельная душа — это Вселенская душа, ограниченная ус ловиями йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

27.Слово bhaya, «страх», в ст. 12-13 повторяется дважды.

28. Обособленное — kaivalya.

29. Знание — здесь: понимание цели упражнения и своей истинной природы. Эти шлоки говорят о том, что без согласованности упражнений и понимания их смысла, т. е. единства средств и цели, никакая йога невозможна. Ж. Ва-

ренн предполагает, что в данном месте под словом «знание» понимается «наука».

30. Повторяет - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

31. Чающий Избавления — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru производное от йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

32. Ж. Варенн усматривает здесь возможную скрытую нападку на положения буддизма, для которого источник страдания — в желании (вожделении, жажде), а не в не знании (неведении).

33. Своей природы - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

34. Достижение — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Более распространенная формула — единство знания, познаваемого и познающего.

35. Суть-Смысл-Блаженство — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

36. По-видимому, эта шлока описывает четыре стадии (или состояния) обретения истинного знания соответствен но четырем стадиям пранаямы:

1) йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — начальное состояние;

2) йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru (горшок) — состояние взаимодействия ограниченного личного «я» с Высшим Самым (определение несет идею подготовки некого вместилища для восприятия Высшей Истины);

3) paricaya— обретение знания;

4) йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — осуществление конечной цели.

37. Здесь говорится о приеме джапа, повторении мант ры с помощью четок или без них.

38. ... «малость» и прочие (силы)... — необычные силы (сиддхи или вибхути).

39. Растворение сознания — citta laya.

40. Обзор восьмиступенчатой йоги Патанджали см. во вступительной статье.

41. Пранасамъяма — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Весьма интерес ная замена более привычного определения пранайама. S ату am а имеет значения: «сдерживание», «удержание», «смирение».

42. Увлекающий — hari.Одно из имен Вишну.

43. ...ровности состояние... - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Это до полняющее разъяснение позволяет уточнить содержание определения самадхи в традиции, выраженной упаниша- дой. Samataзначит также «сходство», «безразличие», «рав нодушие» .

44. Махаведха — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Есть некоторые отличия в описании этой мудры разными источниками. Шива и Гхеранда самхиты описывают ее как продолжение маха- бандхи. В позе махабандхи следует соединить прану с

апаной и, наполнив тело воздухом, направить его вниз, пронзая брахма грантхи, препятствующий прохождению кун-далини по сушумне.

45. Названные в ст. 25—27 мудры и бандхи описыва ются ниже.

46. Легкая пища — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Вновь синоним более употребительного йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

47.Обуздание — уата.

48. Доброта — ahimsa.Негативные переводы — «не принесение вреда», «ненасилие» — не передают положи тельный и динамичный смысл термина.

49.Соблюдение — niyama.

50.Совершенная, Лотосная, Львиная и Бодрая —
51. йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Ворожба — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

52. Миражи — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Букв, «жажда оленя».

53. ...навозом или известью... — коровий навоз счи тается в индуизме очистительным средством; пережжен ным кизяком, становящимся белым, в Индии обмазывают стены домов. Sudha(известь) Ж. Варенн переводит как «сок лимона».

54. Общепринятое техническое описание сиденья для созерцания (см. напр. Бхагавадгита 6.11).

Трава куша — травянистое растение типа осоки. Шкура антилопы — один из отличительных знаков отшельника.

55.Проницательный — medhavin.

56. Избранное божество - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Все индуисты (включая отшельников) поручают себя божеству, избран ному из 33 млн. богов.

57. (Оборот слева) направо — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru в индуизме считается благоприятным и почтительным обходом.

58. Мера - йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

59. Токи — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Данная упанишада не уточняет их число (в других источниках иногда упоминается 72 тыс.), ее интересуют только три главных — ида, питала и су- шумна.

60. Огонь пищеварения — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru значит «утроба», так же «плод», «зародыш».

61. ...трех путей... — tripathi.Возможно, речь идет о паломничествах.

62. Особая задержка — kevala kumbhaka.

63. ...выдоха и вдоха лишаются... — Особая задерж ка — это состояние, в котором нет потребности ни в выдо хе, ни во вдохе

йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

64.Способность — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Букв, «соответствие цели», также «сила», «власть». Эти сверхъестественные силы или способности сопутствуют упражнениям йоги.

65. Шарабха ~- йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Мифологическое восьмино- гое животное, похожее на оленя, олицетворение мощи. Э.А. Грантовский предполагает, что источником этого об раза был лось, которого арии знали на своей прародине.

66. Бог Любви — kandarpa.Другие имена: йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru manmatha и пр.

67.Удлиненный слог —- pranava.Слог ОМ, произноси мый протяженно и певуче.

68.Горшок — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Вариант (или другое название) упражнения — kumbhaka («Кубок»).

69. ...заключается... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru Игра слов с gkala — «горшок».

70. ...восьмую часть суток... — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru — мера време ни около 3 часов.

71. Удаление — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

72. Т. е. в состоянии кумбхаки.

73. Текст явно утверждает, что пратьяхара произво дится сама собой, уже одним упражнением в удержании дыхания.

74. Это — Сам — йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами - student2.ru

75. Удовольствие — saukhya.Шлока построена на ос троумном парадоксе: общее место аскетических текстов — что надо отрешиться от удовольствия влечения чувств к объектам чувств. Здесь же единственным удовольстви ем становится Атман и влечение чувств к нему предписы вается.

Наши рекомендации