Социально-психологический тренинг (СПТ)

Тренинг (с англ.) – тренировка, упражнение. Развитию Т‑групп положили начало исследования К. Левина, работы которого считаются классическими в области групповой динамики.

Пример СПТ – тренинг общения. Тренинг направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку.

Оптимальный вариант – 7-15 человек, 1 раз в неделю, по 1,5‑2 часа.

Виды работы СПТ:

1) диагностика – уточнение и оценка различных особенностей группы и отдельных её участников (например, сплоченность группы, ценностные ориентации её членов, темперамент и особенности мышления отдельных личностей и т.д.);

2) разминка или психологический разогрев – 5-10 мин. Снятие двигательных, голосовых и других стереотипов. Например, можно организовать громкое групповое перехлопывание или перетопывание и т.п.;

3) развитие сензитивности – повышение чувствительности в области межличностных отношений, например быстрое распознавание эмоционального состояния другого человека;

4) обучение индивидуальному аутотренингу – расслабление, снятие напряженности с использованием самовнушения;

5) ролевые игры – близкие к драматическим этюдам, в которых участники берут на себя проигрывание различных ролей, встречающихся в межличностном общении.

Принципы СПТ.Принципы оговариваются в самом начале занятий в группе:

1) принцип активности участников предполагает безоговорочное участие в любых формах групповой работы;

2) принцип творческой исследовательской позиции – установка на само- и взаимоизучение, отказ от стереотипов мышления, поиск нового в типичных ситуациях, попытка построения новой модели поведения;

3) принцип обратной связи – каждый участник тренинга получает от группы информацию относительно своего поведения. При этом соблюдаются следующие условия: обратная связь должна носить описательный (а не рекомендательный) характер; должна быть неотсроченной и следовать сразу после выполнения задания; касается действий, а не личности, причем конкретных действий в конкретных ситуациях (запрещаются высказывания типа «Ты всегда…» или «Ты никогда…»); касается тех свойств личности, которые могут быть изменены;

4) принцип партнерского общения состоит в равенстве психологических позиций участников, признания значимости проблем каждого.

Цели групповой работы в тренинге: помощь в исследовании и решении психологических проблем; улучшение психического здоровья; развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; изучение психологических основ общения; содействие личностному росту.

Общие тренинговые методы: групповая дискуссия; игровые методы; методы, направленные на развитие социальной перцепции; методы телесно-ориентированной психокоррекции; медитативные техники.

Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, более тысячи. Выделяют девять специальных базовых техник:

1) представление самого себя (самопрезентация) – серия коротких ролевых действий, в которых участник изображает самого себя или кого-то очень важного для себя;

2) исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого как страх, смерть, неуверенность;

3) диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии);

4) монолог – проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу;

5) дублирование – техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль кого-либо одновременно с ним, пытаясь стать его «психологическим двойником»;

6) реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в которой кто-либо из участников общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать;

7) обмен ролями – одно из самых важных и сильных психокоррекционных средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого;

8) техника пустого стула – метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Участник взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями;

9) техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль кого-либо из участников в течение короткого времени, а третий наблюдает за ними, удалившись из пространства действий. Далее идет интерпретация.

Среди базовых выделяется общая группа техник: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «сновидения», «психодраматический шок» и «ролевые игры под гипнозом».

Для преодоления негативных эмоциональных состояний применяется также темоцентрированное воздействие (ТЦВ). Группы темоцентрированного взаимодействия относятся к гуманистической традиции, что и роджеровские группы встреч. Специфической чертой метода является концентрация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. ТЦВ применяется как метод расширения опыта индивида, обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотерапии и психодинамического тренинга. Методика ТЦВ является эффективным средством исследования и развития «Я», поскольку в процессе темоцентрированного взаимодействия каждый участник ТЦВ осмысливает тему своим собственным, неповторимым образом. Поставленная интеллектуальная проблема одновременно ориентирует человека на обращение к личному опыту и перенесение его на ситуацию «здесь и теперь». Обсуждение темы в группе проходит на основе собственных впечатлений и наблюдений.

Эффективно работает и метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и Х. Пезешкиан, который основывается на трёх принципах – надежды, гармонизации и консультирования. На этапе работы с учётом принципа гармонизации используется распределение энергии по четырём основным сферам жизнедеятельности – телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. К телесной сфере относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта/дискомфорта. В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25% жизненной энергии. Реальное распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста.

Согласно Пезешкиану, дисбаланс в телесной сфере создаёт риск соматических и психосоматических заболеваний (в ментальной – агрессивных дистрессовых реакций и перфекционизма и так далее). При выявлении дисбаланса (например, менее 10% и более 50%) в какой-либо сфере сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных трёх сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы. Достигается это путём директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни руководителя, а также с помощью планирования будущего, задействуя все четыре сферы жизнедеятельности.

В.В. Козлов и Ю.А. Бубеев в своей книге «Измененные состояния сознания – системный подход» советуют: при работе с чувствами как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:

- чувства и эмоции имеют динамичный и «текучий» характер и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито;

- любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства;

- любые достаточно сильные чувства (чувство одиночества, любовь и др.) полностью захватывают личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии.

Авторы делают несколько тактических выводов:

1. Для стабильности и эффективности работы необходимо опираться на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: стремление к превосходству, жажда жизни, страх смерти, эгоизм и др.

2. Развивать в личности созерцательность. Основная цель – научиться тотально проживать целостность чувства.

3. Формировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием.

Таким образом, в настоящее время применяют различные методы регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний:

- суггестивные – внушение в бодрствующем состоянии или в гипнозе;

- аутогенная тренировка;

- рациональная (разъяснительная);

- групповая;

- условно-рефлекторная (поведенческая);

- музыкотерапия;

- библиотерапия (лечение чтением книг);

- имаготерапия (от лат. imago ? воображение);

- психодрама и др.

Суггестивная психокоррекция представляет собой способ психического воздействия психолога на клиента. Внушение (от древнерусского «внъуши» ? вложить в уши) практически всегда должно иметь место при беседе психолога с клиентом во время разъяснения ему характера проблем и убеждения в возможности их решения. При этом жесты, мимика психолога, действия, окружающая обстановка имеют хотя и дополнительное, но немаловажное значение. Суггестивная психокоррекция может осуществляться двумя путями: клиент может находиться в бодрствующем состоянии либо в состоянии релаксации.

Аутосуггестия. В этом случае клиент усилием воли должен сконцентрировать свои мысли на словах, аналогичных словам, произносимым психологом, и неоднократно повторять (про себя или вслух) формулы внушения. Одним из вариантов самовнушения является аутогенная тренировка (АТ).

Аутосуггестия – самовнушение.Существует много определений самовнушения. Так, А.М. Свядощ (1982) под самовнушением понимает «усилие влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводившего самовнушение». М.Е. Бурно (1975) считает, что самовнушение – это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе.

Механизмы внушения и самовнушения изучены ещё недостаточно. Предполагается, что в основе как внушения, так и самовнушения лежат ослабленные действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Если при внушении очаг концентрированного возбуждения в коре головного мозга возникает в результате действия внешних раздражителей, то при самовнушении он может образовываться вследствие оживления и тренировки внутренних ассоциативных связей.

Самовнушение также, как и внушение, возможно в бодрствующем состоянии (например, метод Куэ) и в состоянии аутогипнотического транса (например, метод Шульца). Сам Шульц (1932, 1960) рассматривал разработанный им метод аутогенной тренировки как самовнушение, проводимое в состоянии саморасслабления, как «концентрированное саморасслабление».

Произвольное самовнушение – метод Куэ.Эмиль Куэ родился во Франции (1857-1926). Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии по сегодняшний день.

Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. Он утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия». Сознательное самовнушение по Куэ – это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными.

Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения должна быть простой и не носить насильственный характер. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. Формула должна состоять максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, «я здоров» вместо «я не болен».

Во время сеанса клиент занимает удобную позу, сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения, 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимание на её содержании, не громко, но так, чтобы сам клиент обязательно слышал то, что говорит. Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Аутогенная тренировка (метод Шульца).Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень). Создателем метода аутогенной тренировки считают Иоганса Генриха Шульца, ему принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Время создания ? 1932 г. Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов (слово «йога» означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать, а в широком смысле – «заставить себя сосредоточиться, мобилизоваться»), опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практику использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн, Нанси-клиника психотерапии, открытая Куэ в 1910 г.), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации Джекобсона.

Метод прогрессивной мышечной релаксации был предложен чикагским врачом Джекобсоном в 1922 г., т.е. за 10 лет до того, как Шульц представил на суд медицинской общественности свой метод, изложенный им в монографии «Аутогенная тренировка – сосредоточенное саморасслабление». Джекобсон исходил из общественного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а упокоение – их релаксацией.

Пионерами распространения метода аутогенной тренировки в России являются А.М. Свядощ, Г.С. Беляев, К.Н. Миравский, Н.В. Иванов, А.Г. Панов и др. Методическое письмо А.М. Свядоща и А.С. Ромена «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике (техника самовнушения)» было первой отечественной публикацией, в которой достаточно последовательно и полно излагалась методика аутотренинга.

Предложенная Шульцем методика аутогенной тренировки называется классической и делится на две ступени: 1-я, или начальная (АТ-1), и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные, функции организма. Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен» (1 раз). Далее чувство тяжести вызывается в обеих руках… в обеих ногах… во всём теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). Далее переходят к формуле: «Обе руки теплые… обе ноги теплые… все тело теплое». В дальнейшем 1-е и 2‑е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и
теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Затем правая рука кладется на область сердца и мысленно произносится 5-6 раз: « Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предварительно рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

Упражнение 4. Регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен…мои руки тяжелые и теплые…мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично…Я дышу спокойно, глубоко, равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

Упражнение 5. Влияние на органы брюшной полости. Вызываются последовательно такие же ощущения, как и при упражнениях 1-4, а затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое…оно излучает тепло».

Упражнение 6. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем 5-6 раз мысленно повторяют: «Мой лоб прохладен».

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен…Тяжесть…Тепло…Сердце и дыхание спокойны…Солнечное сплетение теплое…Лоб прохладный».

После выполнения упражнений рекомендуется спокойно отдохнуть в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду «согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на выдохе открыть глаза».

Техника АТ-2. К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний. В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

Упражнение 1. Медитация на цвете. После исполнения шести упражнений низшей ступени, не меняя позы, мысленно концентрируем свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины… зеленый луг… синий цветок. Во время упражнений следует стремиться удержать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов. Упражнение повторяется до тех пор, пока не научимся визуализировать цветные образы.

Упражнение 2. Медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет ? ощущения. Например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль, тревога и т.д.

Упражнение 3. Медитация на образе. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

Упражнение 4. Медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежность, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней степью.

Упражнение 5. Медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их создании.

Упражнение 6. Медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом – на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знаковым образам, сделать эти образы «нейтральными».

Упражнение 7. «Ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, мы сами себе задаем вопросы, а ответы на них получаем в виде спонтанно возникающих образов, которые следует проинтерпретировать. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен вести себя в конкретной ситуации?»

АТ целесообразно проводить ежедневно, иногда даже 2 раза в день: после пробуждения и перед засыпанием.

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Наши рекомендации